X

Как решить проблему освещения улиц в Украине

Вы довольны уличным освещением украинских городов и дорог? Вероятно, нет. Но, на самом деле, качественное освещение – это далеко не всегда его большое количество.

Украина – плохо освещенная страна. За исключением центральных улиц мегаполисов, спальные районы городов, деревни и села освещаются из рук вон плохо.

Мы уже даже перестали замечать качество нашего уличного освещения, лишь временами отмечая, что оно либо слишком яркое, слепит глаза и идет бликами по дорожному полотну. Либо невероятно скудное, если не полностью отсутствующее.

 Темная сторона Украины

Известно, что всего на улицах мира работает порядка 300 млн. фонарей. Из них в Украине – 2 млн. При этом, их распределение в нашей стране весьма неравномерно: центральные улицы крупных городов напичканы фонарями, тогда как остальная территория пребывает в темноте.

Для сравнения: только в штате Нью-Йорк, который по площади в 4 раза меньше Украины, работает 1,4 млн. уличных фонарей.

Но дело даже не в количестве освещения, а в его качестве, ведь, к сожалению, в Украине до сих пор главным образом используют старые лампы накаливания, а энергосберегающие технологии остаются редкостью. У многих осветительных систем истек срок годности, и они требуют постоянного ремонта.

На неосвещенных улицах пешеходы ломают ноги и боятся ходить вечерами. Автомобилисты же знают, как губительно плохое освещение улиц и дорог – треть всех ДТП, происходящих в темное время суток, происходят из-за него. Слишком яркие фонари на время могут ослепить, их отсутствие делают дорогу средоточием опасности.

Читайте також:
Столичные власти закупят новые троллейбусы и поменяют уличное освещение

Губительное излучение

Плохое уличное освещение наносит непоправимый вред не только человеку, но и экологии в целом. Из-за него задерживается созревание сельхоз культур. Оно дезориентирует птиц и зверей, выгоняя их под колеса автомобилей. Образуемое уличными фонарями тепло, задерживает тяжелый смог над городами. Что уж говорить о том, как оно мешает спать многим городским жителям.

Десятки лет об этой проблеме никто не говорил. Обсуждалось лишь наличие достаточного количества фонарей на улицах. И так вели себя власти не только Украины.

И вот ученые-исследователи из американского Центра инфраструктуры Технологического института транспорта штата Вирджиния решили заняться этой проблемой. Их проект, спонсируемый Министерством транспорта США, уже получил очень интересные результаты.  

 

Читайте також:
Наземні пішохідні переходи Києва отримають нове освітлення

 Должно ли уличное освещение работать в полную силу по ночам?

Сейчас во всех странах мира уличные фонари работают на полную даже в периоды крайне низкой активности автомобильного и пешеходного трафика. Считается, что чем ярче свет, тем лучше. Между тем, всем ясно, что это лишняя трата ресурсов и увеличение экологического ущерба.

По мнению исследователей, уличное освещение должно стать умным, то есть таким, которое само будет корректировать свою интенсивность в зависимости от трафика.

Светодиодные лампы не только экономные, но и имеют ​​возможность «адаптивной подстройки».

Так почему же на наших улицах до сих пор используют традиционное освещение, не отвечающее современным требованиям?

Потому что эксперты в свое время убедили власти: яркое дорожное освещение – залог безопасности на дорогах в темное время суток. 

Но, ученые считают, что в данном случае мы используем уличное освещение, как нож мясника, а не как хирургический скальпель. 

Очень мощные лампы часто используют потому, что со временем они пачкаются и становятся более тусклыми. Поэтому коммунальщики устанавливают такие лампы, чтобы потом не быть обвиненными в плохом освещении улиц.

Другая причина – LED-лампы дороже и их свет более холодный.

Решение проблемы

Эту инновационную схему уже опробовали в американском городе Кембридж (Массачусетс) и на территории кампуса Калифорнийского университета. В обоих местах в фонари установили светодиодные лампы и системы умного освещения. В сумерки эти уличные фонари снижают интенсивность освещения на 30%, с 22.00 до восхода солнца – на 50%.

Интеллектуальная система такого освещения способна определять снижение/увеличение активности. Когда улица пуста, фонари «тускнеют». При обнаружении автомобиля или пешехода, свет «разгорается».

Результат эксперимента: 80% экономия электроэнергии, и никаких нареканий ни у автомобилистов, ни у пешеходов.

Читайте також:
Уличное освещение станет интеллектуальным
 

Почему адаптивное уличное освещение не внедряют?

Но, если технология адаптивного освещения экономит так много денег, и вроде бы не имеет недостатков, то почему же его не внедряют повсеместно?

Первая причина – умный контроллер, который нужно устанавливать в каждый уличный фонарь. Он стоит около $100. Хотя экономией электроэнергии он быстро окупается.  

Вторая причина – недостаток знаний, при какой интенсивности уличного трафика нужно «разжигать» или «тушить» фонари. Пока ученые лишь изучают данный вопрос. Ведь уровень освещенности напрямую влияет на безопасность дорожного движения.

Третья причина – способ оплаты электроэнергии. В Украине, да и во многих иных странах применяемая форма оплаты за электроэнергию не дает городским властям никаких стимулов серьезно экономить эту самую электроэнергию.

Новини
В Житомире дороги получат умное освещение
01 Кві, 10:30

Так сколько же нашим городам нужно уличного освещения?

Пока точного ответа на этот вопрос у ученых нет. Но по крайней мере, они начали задаваться правильными вопросами. А значит, вероятно, скоро, найдут на них и правильные ответы.