X

А если случится пожар?

При виде автомобиля с «мигалкой» мы не всегда отдаем себе отчет, что где-то случилась беда и спецслужбы должны вовремя прибыть на место. Чтобы получить представление об условиях работы спасателей, мы отправились в совместный рейд Главного управления МЧС в г. Киеве и столичного ГАИ.

При виде автомобиля с «мигалкой» мы не всегда отдаем себе отчет, что где-то случилась беда и спецслужбы должны вовремя прибыть на место. Чтобы получить представление об условиях работы спасателей, мы отправились в совместный рейд Главного управления МЧС в г. Киеве и столичного ГАИ.

При виде автомобиля с «мигалкой» мы не всегда отдаем себе отчет, что где-то случилась беда и спецслужбы должны вовремя прибыть на место. Чтобы получить представление об условиях работы спасателей, мы отправились в совместный рейд Главного управления МЧС в г. Киеве и столичного ГАИ.

Первая мысль, возникшая после объявления порядка проведения рейда, – эксперимент не покажет истинной картины. Еще бы: в колонне из двух пожарных автомобилей – две патрульные машины ГАИ. Кто же отважится нарушать при них! Но оптимизм по поводу законопослушности наших водителей оказался совершенно напрасным.

Колонна поворачивает налево через осевую на площади Победы. Несмотря на включенные маячки и сирены на четырех (!) машинах, приходится ждать, пока во встречном потоке два автомобиля решают нас пропустить… Колонна двигается в левом ряду по бульвару Шевченко. Примерно лишь одна из десяти машин принимает вправо, чтобы освободить дорогу транспортному средству с включенным проблесковым маячком синего цвета, выполняя требование п. 3.2 ПДД.

За 20 минут трехкомнатная квартира в домах старой постройки (с деревянными перекрытиями) полностью выгорает, и пожар распространяется по всему дому. В панельном доме разрушаются перекрытия и требуется эвакуация как минимум всего подъезда. Ночью время прибытия экипажа к месту тушения пожара сокращается, но подъехать к дому из-за стихийных парковок намного сложнее, а иногда просто невозможно.

В рации слышен голос сотрудника ГАИ, который находится в пожарном автомобиле. Он передает информацию о нарушителях патрульным на маршруте движения: «Красная Honda Accord, госномер …, перестроился в левый ряд перед автомобилем с включенным спецсигналом, черный Lexus госномер …, не пропустил пожарный автомобиль». Голос в рации практически не умолкает. Колонна проезжает Крещатик и пытается развернуться за Европейской площадью. Напрасно торопимся. Из примерно двух десятков проехавших машин не остановилась ни одна. Патрульная машина ГАИ с включенной сиреной выезжает из-за пожарной, пытаясь бортом прикрыть ее от потока. Наконец подействовало! Медленно приближающийся рейсовый автобус останавливается.

Повернуть налево на Крещатик по правилам не получится – здесь машины стоят сплошным потоком в три ряда. Водитель вопреки правилам (имея на это полное право) объезжает клумбу слева, но вместо того, чтобы пропустить, ему возмущенно сигналят и мигают фарами!

Пока колонна проехала Крещатик, патрульные на перекрестках не успевали останавливать всех нарушителей. Те же из них, которых удалось остановить, своей вины не признали.

При повороте с Владимирской на бульвар Шевченко мгновенно отреагировал на маячок и сирену только один водитель – на инкассаторской машине с такими же маячками.

Подъехать к дому

Следующий этап – подъехать к дому, в котором условно происходит пожар. Здание находится напротив Бессарабского рынка, а перед ним – парковка. Она полностью занята автомобилями, несмотря на наличие знака на стене дома с указанием места расположения пожарного гидранта. Парковщик искренне недоумевает: «Но машины ведь не стоят непосредственно на самом люке!».

Сотрудник МЧС дает команду экипажу автоцистерны подъехать к гидранту и подготовиться к работе. ЗИЛ-130 пытается въехать, но не тут-то было. Проезд перекрыт. Пока парковщик вызывает владельцев авто, освобождает место, водитель под руководством еще одного пожарного въезжает на площадку, буквально протискиваясь между машинами. Люк открывают, подсоединяются, старший расчета докладывает о готовности к работе. Смотрим на часы. Прошло 20 минут. Опять же, делаем поправку на то, что и парковщик, и владельцы машин видели сотрудников милиции и операторов с телекамерами. Трудно сказать, сколько времени потребовалось бы, подъедь сюда только пожарный расчет. А норматив составляет 3 минуты…

Помогут ли штрафы?

Действительно, иной раз в условиях плотного транспортного потока уйти вправо невозможно. Но, по большому счету, многие водители просто игнорируют спецавтомобили с включенными звуковыми и световыми сигналами, считая, что спешат они вовсе не на помощь, а хотят проехать быстрее остальных.

Действительно, в центре города катастрофически не хватает места для парковки автомобилей, поэтому их размещают на любых более-менее пригодных площадках. Но оправдывает ли это водителей? Наверное, нет. Наказывают ли нарушителей за подобные действия? Да. Но размеры штрафа составляют от 8,5 до 17 гривен, причем пройдет немало времени, пока это наказание будет реализовано. Протоколы рассматривает суд, а суды завалены массой других дел… А пока примерно 60 раз в сутки (из них 20–25 раз – на реальные пожары) пожарные расчеты пытаются добраться к месту выполнения задачи. И наш совместный рейд показал, что при нынешних реалиях это сделать очень сложно. А пока едут спасатели, квартира или дом могут сгореть, а люди – погибнуть.

Если учесть, что только с участием машин «скорой помощи» за год произошло 84 аварии, зададим простой вопрос тем, кто не пропускает автомобили со специальными сигналами: «А вы уверены, что экипаж едет не к вам? Как лично вы воспримете опоздание «скорой помощи» или пожарных?».

Александр Ландарь
Фото автора