Авариям – нет!
Почему количество аварий на наших дорогах каждый год растет? Существует минимум восемь главных причин, влияющих на аварийность. Об этом пора задуматься всем, кто причастен к дорожному движению – водителям, ГАИ, дорожным службам, пешеходам и «государству», законы и финансирование которого способны воздействовать на всех.
Почему количество аварий на наших дорогах каждый год растет? Существует минимум восемь главных причин, влияющих на аварийность. Об этом пора задуматься всем, кто причастен к дорожному движению – водителям, ГАИ, дорожным службам, пешеходам и «государству», законы и финансирование которого способны воздействовать на всех. |
Состояние дорог
Многие водители считают, что одной из причин аварийности является плохое состояние дорог. Отчасти это действительно так. Но, кроме того, наши дороги просто не рассчитаны на такое количество транспорта. При ежегодном приросте автопарка на 400–500 тысяч машины в некоторых городах скоро просто не будут помещаться на улицах. И обычный ремонт дорожного покрытия, даже очень качественный, не решит проблему. Необходимо сочетать ремонт и строительство дорог с изменениями в организации движения, применяя новые технологии или, как минимум, хотя бы не нарушая старые. Но ремонт и особенно строительство новых дорог требуют больших затрат, а финансирование из госбюджета явно недостаточное.
Неудовлетворительная организация движения
По сравнению с ремонтом дорог организация движения значительно дешевле, но зависит от квалификации и исполнительности ответственных за нее должностных лиц. На одном из перекрестков Киева длительное время на общей стойке висели дорожные знаки «Уступи дорогу» и «Главная дорога». Для того, чтобы исправить эту глупость, которая может стоить кому-то жизни, много денег не нужно. Но возникает естественный вопрос: «А почему такое вообще стало возможным?» Иногда решение о том, как строить дорогу или менять организацию движения, принимается путем недостаточно обоснованных экспериментов без учета мнения водителей. В результате через некоторое время приходится все переделывать заново.
Незнание ПДД
Вполне возможно, что многие водители не помнят все правила, как говорят, от А до Я. Но никто и никогда не убедит меня в том, что найдется хотя бы один водитель, не знающий, на какой свет можно ехать, а на какой нельзя, или что означает надпись «Stop» на знаке. Скорее, причина в другом. В лучшем случае, новичок не может сразу сориентироваться в сложной ситуации, потому что для него правила и дорожная ситуация существуют отдельно, а в автошколе, где он занимался, его не научили совмещать их. В худшем – правила знают, но на дороге недостаточно внимательны.
Малоэффективная ГАИ
Мы далеки от мысли, что в ГАИ работают только образцовые сотрудники и занимаются они лишь вопросами снижения аварийности. Некоторые из них не хотят или не умеют этого делать. Но даже те, кто хочет, не знают, как можно повлиять на нарушителя в нынешней ситуации. Небольшие штрафы и механизм их взыскания привели к тому, что наши «асы-водители» уже не стесняются ездить на красный свет в присутствии инспекторов.
С другой стороны, это ведомство уже столько раз реформировалось, а положительного эффекта мало. Может, нужно начать с изменения задач ГАИ?
Даже увеличение размера штрафов за нарушение ПДД не поможет, если финансирование ГАИ останется на том же уровне: 43% от суммы, необходимой для оплаты работы сотрудников! И рядовые инспекторы, имеющие зарплату меньше, чем киевские дворники, будут брать взятки на месте, ведь за некоторые нарушения им предлагают больше половины месячного оклада! Поэтому сначала нужно предложить достойную оплату труда, разработать систему отбора и подготовки кадров, а затем строжайшим образом контролировать выполнение обязанностей сотрудниками ГАИ.
Несоблюдение ПДД
Нарушают практически все: и водители дорогих иномарок, и владельцы «Жигулей».
Одни делают это, чувствуя собственное превосходство над остальными, и даже демонстративно. Беда в том, что среди них большое количество представителей власти, в том числе, кстати, и сотрудников правоохранительных органов.
Другие – потому что суммы штрафов для них настолько смешны, что не стоит принимать их во внимание. Эти две категории нарушителей заставить соблюдать правила может только серьезная и неотвратимая ответственность. Почему за рубежом штрафуют и мэров, и министров, а у нас – попустительствуют даже водителям важных начальников? Третьи нарушают, потому что так проще или «за компанию» (все так делают). Например, легче пересечь двойную сплошную линию, чем ехать полкилометра, чтобы развернуться.
Иногда нарушения провоцируют различные органы власти. Вместо создания нормальных условий для водителей они ограничиваются только запретами. Ввести запрет просто, но будут ли его соблюдать?
Низкий уровень культуры
Это касается очень многих наших сограждан. И даже трудно представить, что когда-нибудь будет по-другому. Классическое «А мне надо!» разобьет все аргументы противной стороны. К сожалению, очень часто мы в понятии демократии воспринимаем только первую часть, где говорится, что можно все. А вот вторую – если это не мешает другим – упускаем. Ведь другим тоже надо!
Несовершенное законодательство
Одна из проблем заключается в том, что практически все составляющие (кроме человеческого фактора) для безаварийного движения должны определяться законодательством. Но нашим парламентариям эта проблема, видимо, неинтересна. И даже тот факт, что на пешеходном переходе возле Верховной Рады сбили депутата (!), не привлек внимания народных избранников к законопроектам, направленным на ужесточение ответственности за нарушение ПДД, а также другим, касающимся безопасности дорожного движения. Так что как минимум в ближайшие полгода штрафы останутся прежними, господа. И штрафных баллов тоже не будет, надейтесь только на себя.