X

Чтобы держать ситуацию под контролем

Ситуация с аварийностью и преступностью на автодорогах Украины в последние годы заметно осложнилась. Одной из структур, которой еще удается держать ее под контролем, является Государственная автомобильная инспекция. Сегодня мы предлагаем читателям «Автоцентра» интервью с начальником Управления ГАИ МВД Украины генерал-майором милиции Юрием Дагаевым.

Ситуация с аварийностью и преступностью на автодорогах Украины в последние годы заметно осложнилась. Одной из структур, которой еще удается держать ее под контролем, является Государственная автомобильная инспекция. Сегодня мы предлагаем читателям «Автоцентра» интервью с начальником Управления ГАИ МВД Украины генерал-майором милиции Юрием Дагаевым.

Ситуация с аварийностью и преступностью на автодорогах Украины в последние годы заметно осложнилась. Одной из структур, которой еще удается держать ее под контролем, является Государственная автомобильная инспекция. Сегодня мы предлагаем читателям «Автоцентра» интервью с начальником Управления ГАИ МВД Украины генерал-майором милиции Юрием Дагаевым.

– Юрий Александрович, на должность начальника УГЛИ Вы были назначены чуть более года назад. «Гаишное хозяйство» досталось Вам, мягко говоря, нелегкое. Однако, об этом мы поговорим позже. А сейчас, поскольку Вы впервые выступаете на страницах нашего издания, расскажите, пожалуйста, читателям о себе, о своем служебном пути..

Ю.Д. – Особо много тут рассказывать не о чем. Родился на Харьковщине в обычной сельской семье. После службы в рядах Вооруженных Сил решил связать свою судьбу с органами внутренних дел. Начинал с инспектора Харьковского мотовзвода ГАИ. Перед последним назначением работал начальником Южного управления внутренних дел на транспорте.

Женат, имею двух дочерей, обе юристы. Одна — в милиции, другая — в прокуратуре. Жена временно не работает, но вообще она тоже юрисконсульт. Ну, вот, собственно, и все.

– Пройдя путь от рядового сот рудника ГАИ до начальника центрального аппарата этой службы, Вы хорошо знаете, образно говоря, обе стороны служебной медали. Наверное, поэтому и неудивительно, что с Вашим приходом работа Госавтоинспекции как организационная, так и практическая, обрела новые обороты. Что удалось уже сделать за время работы в занимаемой должности?

Ю.Д. – Ну, это вы несколько преувеличили, приписав все заслуги в улучшении работы ГАИ непосредственно мне лично. Ведь Госавтоинспекция в целом это развернутая многоотраслевая структура и мгновенно полностью перекроить ее деятельность не в состоянии, наверное, никто. Поэтому я попробовал сосредоточить все усилия на тех проблемах, которые требовали первоочередного решения. В первую очередь, это, конечно, высокий уровень аварийности и преступности на автодорогах. С каждым днем все более остро стоит и вопрос экологической безопасности дорог. И хотя сегодня в Украине проблема краж и угонов стоит еще не так остро, как у некоторых наших соседей, скажем, в Венгрии, мы должны уже сейчас постараться осуществить как можно больше превентивных мероприятий, чтобы это бедствие не обрело масштабов общегосударственного.

В связи с этим введена в действие и постоянно функционирует автоматизированная информационно-поисковая система «Угон», по базе данных которой проверено при регистрации и надзору за движением более 2,7 миллионов единиц транспорта. При этом выявлено почти 3,5 тысячи автомобилей, которые находились в розыске.

С 1 мая 1996 года введена в эксплуатацию АИС «Национальный банк данных «Автомобиль», которая содержит исчерпывающие сведения на весь зарегистрированный в Украине транспорт. Применяется ее широкое использование регистрационно-экзаменационными подразделениями и другими службами ГАИ, что также позволило повысить оперативность обработки запросов для всех правоохранительных органов.

Совместно с Гостаможслужбой Украины проводится работа по созданию единой компьютерной системы с базой данных выкраденных транспортных средств, таможенным оформлением ввезенного транспорта и уплатой соответствующих сумм.

Для упорядочивания торговли транспортными средствами, недопущения реализации и последующей легализации тех, которые были выкрадены или ввезены на территорию Украины с нарушением действующего законодательства, усиления контроля за деятельностью организаций, которые осуществляют их продажу, с 1 апреля 1996 года введено лицензирование этого вида предпринимательской деятельности. Согласованы с соответствующими ведомствами и введены в действие «Инструкция о порядке выдачи лицензий» и «Правила торговли транспортными средствами». Это позволило значительно сократить число организаций, которым разрешено осуществлять торговлю транспортными средствами. По состоянию на 1 июля текущего года количество таких организаций уменьшилось с 3 тысяч до 705.

– Тем не менее, автомобильный парк Украины с каждым днем продолжает интенсивно расти. Движение на улично-дорожной сети становится все интенсивнее. Как это отражается на его безопасности?

Ю.Д. – Вполне естественно, что стремительный рост числа транспортных средств на дорогах Украины не мог остаться незамеченным. Более того, Украина была практически не готова к нему. Всем известны наши разбитые дороги. Стоит прибавить к этому еще и то, что большую часть автомобилей, пополняющих автопарк государства, составляют ввезенные из-за границы подержанные иномарки, техническое состояние которых далеко от идеального. Влияние этих и других обстоятельств на безопасность дорожного движения очевиден. Сейчас ежедневно в Украине совершается почти 140 ДТП. При этом 17 человек гибнет и более 160 получают травмы и увечья.

Ущерб от дорожно-транспортных происшествий составляет годовой бюджет небольшого государства. Кстати, лишь в минувшем году в Украине величина потерь от ДТП, включенных в статистическую отчетность, составила 486 миллионов 775 тысяч гривен.

Стоит ли удивляться, что и по количеству автоаварий и по числу пострадавших в них людей Украина находится на одном из первых мест в Европе. Не может успокаивать даже то, что на протяжении пяти последних лет отмечается некоторое снижение тяжести аварий. До общеевропейских показателей нам еще очень и очень далеко, Однако Госавтоинспекция старается приблизится по возможности быстрее. Скептик может сказать, что автопромышленность не стоит на месте и у современных автомобилей уровень пассивной безопасности значительно повысился. Согласен, но, извините, значительно возросли и скоростные возможности этих самых современных автомобилей, о которых идет речь. А теперь учтите то, что основной причиной большинства ДТП с особо тяжкими последствиями было превышение скорости. И именно сотрудники ГАИ препятствуют любителям быстрой езды. Итак, кто может посчитать сколько человеческих жизней спасли таким образом сотрудники нашей службы. Нельзя не сказать и о том, что ежесуточно работникам ГАИ приходится привлекать к ответственности сотни водителей, управляющих транспортными средствами в нетрезвом состоянии.

– Но наверное, свой вклад в аварийность вносит и состояние наших украинских дорог?

Ю.Д. – Безусловно. И службе надзора за состоянием автодорог Госавтоинспекции приходится сейчас работать с небывалой нагрузкой. Ведь, повторюсь, дороги нашего государства оказались попросту неготовыми к такому наплыву транспорта. Результат очевиден — среди причин двух третей всех автоаварий фигурируют неблагоприятные дорожные условия. А потому и приходится сотрудникам вышеуказанной службы нашего Управления и их коллегам из региональных подразделений ГАИ практически постоянно выезжать на места совершения ДТП, обследовать, проверять, указывать руководителям местных дорожных и коммунальных служб на выявленные недостатки. Лишь в текущем году должностным лицам, отвечающим за эксплуатацию дорог, направлено 69 тысяч предписаний, еще 10,5 тысяч руководителей этих организаций привлечены к административной ответственности. Однако, воз, как говорится, и ныне там. Основная причина — то, что из переводимых на дорожные нужды средств лишь 4-5% использовались по назначению — непосредственно на дорожные работы. К примеру, в прошлом году дорожникам выделено лишь 4,4 миллиона гривен из 131 миллиона запланированных, что составляет 3,4%. Такая же картина наблюдается и в нынешнем году.

– Это замечательно, что Госавтоинспекция в такой полной мере владеет ситуацией. Но ведь основной ее задачей является осуществление надзора за дорожным движением. Что делается для того, чтобы усовершенствовать работу ГАИ на данном направлении?

Ю.Д. – Вы абсолютно правы. Здесь еще есть немалые резервы для совершенствования нашей деятельности. Проведенными проверками, как работниками аппарата МВД, так и УГАИ в частности, были установлены факты безосновательных остановок водителей нарядами ДПС, требования различных документов, не предусмотренных Правилами дорожного движения, грубость, неуважение к людям. Об этом свидетельствовала и почта нашего Управления. Кроме того, многие граждане жалуются на неудовлетворительное обслуживание в регистрационно-екэаменационных подразделениях, требование там тоже различных непредусмотренных справок.

С целью укрепления законности в деятельности Госавтоинспекции, гарантирования прав и законных интересов граждан, а также усиления влияния на состояние дисциплины участников движения нами разработаны Типовые правила взаимоотношений личного состава ГАИ с участниками дорожного движения и владельцами транспортных средств. 6 августа они были введены в действие соответствующим приказом МВД Украины. В этих правилах учтены Законы Украины, регламентирующие деятельность милиции и, в частности, Госавтоинспекции. Тут определен порядок действий сотрудника ГАИ при остановке, осмотре и задержании транспортных средств во время надзора за дорожным движением, порядок проверки и изъятия удостоверений водителя, номерных знаков.

Ставку сделано, в первую очередь, на высокую культуру и такт сотрудников ГАИ в отношениях с людьми.

В регистрационно-экзаменационных подразделениях ГАИ граждане отныне будут решать свои вопросы не более одного дня. Мы уже разработали и отправили на места «Памятку посетителю РЭП ГАИ».

Впрочем, охватить все положения Типовых правил в одном интервью невозможно. Однако, им в средствах массовой информации уже было посвящено немало обзорно-разъяснительных материалов и думаю, что все заинтересованные лица уже ознакомились со всеми нововведениями.

– Спасибо, Вам, Юрий Александрович, за содержательное интервью и надеюсь, что наши встречи на страницах «Автоцентра» станут традиционными.

Ю.Д. – И Вам спасибо, что не остаетесь безразличными к проблемам, стоящим перед Госавтоинспекцией.

Беседу вел Сергей КИКОТЬ