X

ДТП: A la guerre comme a la guerre

На войне как на войне: смертность в ДТП в Украине растет, в Европе – снижается. Анализируем причины.

На войне как на войне: смертность в ДТП в Украине растет, в Европе – снижается. Анализируем причины.

Украинские дороги пока не самые опасные в Европе. Но все шансы на победу в этой номинации наша страна имеет. Еще немного бессилия и бездеятельности – и мы у цели.

За последние 5 лет, с 2001 по 2006 год, количество дорожно-транспортных происшествий в Украине выросло на 35%, погибших – на 20% и травмированных – на 47%. Такие неутешительные итоги борьбы за безопасность дорожного движения подвел Департамент ГАИ МВД Украины. За 2005 год в ДТП на дорогах страны погибли 7229 человек! Если выражаться армейским языком, в мирное время за год страна потеряла одну полноразмерную бригаду НАТО, развернутую по штату военного времени. Или два полноразмерных советских механизированных полка, если кому-то это сравнение более близко и понятно. То, что это много, очень много, сомнений не вызывает. Но насколько много? Европейская комиссия, чтобы сравнить уровень смертности на дорогах разных стран, определяет количество погибших в ДТП в пересчете на 1 млн. населения. Согласно этой методике уровень смертности на украинских дорогах равен 154 погибшим на 1 млн. жителей. Какое место с этим показателем мы занимаем в европейском рейтинге безопасности? В украинском Департаменте ГАИ такая информация отсутствует, поэтому мы обратились к официальному сайту Еврокомиссии.

Где безопаснее?

В целом по Европе уровень смертности на дорогах в 2004 году равен 95 погибшим на 1 млн. жителей Евросоюза (этот показатель постоянно снижается, в 2003 году было 103, а в далеком 1991-м – 162 погибших на 1 млн.). В 2004 году самыми опасными в Европе были дороги в Латвии, где из каждого миллиона жителей в ДТП погибли 220 человек, и в Литве – 216 погибших. Равные украинским показатели смертности демонстрируют, согласно статистике Евросоюза, Греция (153 человека) и Польша (148 человек). Самое безопасное дорожное движение на Мальте – 33 погибших на 1 млн. населения. Впрочем, здесь нет ничего удивительного – это маленькое островное государство с очень умеренным трафиком, мягким климатом и хорошими дорогами. А вот то, что далее идут «дождливые» Нидерланды (50 человек), суровая Швеция (54), туманная и богатая спорткарами Великобритания (56), Дания (69) и, наверное, самая автомобилизированная страна, на автобанах которой отсутствуют ограничения скорости движения, – Германия (71 погибший на 1 млн. жителей), должно заставить нас задуматься. Все эти государства имеют общие черты – наличие качественных дорог и отлично организованное дорожное движение, делающее отступление от требований ПДД неудобным для нарушителя. Водителю на немецких дорогах проще соблюдать Правила, чем нарушать их. При этом штрафы, величина которых, в принципе, не сильно отличается от среднеевропейской, выполняют в обеспечении безопасности движения второстепенную, вспомогательную функцию. А самыми опасными в Европе сегодня являются дороги России, на которых в прошлом году погибло 34 тысячи человек, что означает 238 смертей на 1 млн. жителей. Излишне напоминать, что, согласно поговорке, является извечной проблемой этой страны…

Опасная тенденция

При прочих равных условиях ситуацию на украинских дорогах можно было бы признать если не удовлетворительной, то не самой худшей, если бы не одна угрожающая тенденция – количество аварий, травм и смертей у нас ежегодно растет. В отличие от остальной Европы и даже России, где смертность на дорогах снижается, несмотря на общий рост автопарка. И то, что темпы прироста киевского парка опережают темпы роста смертности на дорогах (см. таблицу), не может служить нам даже малейшим оправданием (уменьшение общеукраинского парка в прошлом году не показательно – отрицательная динамика вызвана формальным списанием транспортных средств, уже давно не принимавших фактического участия в дорожном движении). Если срочно не предпринять меры, способные изменить существующую тенденцию, то уже через несколько лет наша страна выйдет на первое место в Европе по уровню смертности на дорогах.

Что делать?

Департамент Госавтоинспекции МВД Украины предлагает изменить сознание водителей увеличением размеров штрафов. Спору нет, определенный рост дисциплины на дорогах суровые и неотвратимые наказания за нарушения ПДД могут стимулировать. Но здесь настораживает то, что в разных странах Евросоюза штрафы приблизительно сопоставимы, а уровень смертности при этом отличается «в разы». То есть ужесточение наказаний водителей является, по сути, борьбой не с причиной, а со следствием беспредела, царящего на дорогах. А бороться надо с его причиной – отвратительным состоянием дорожной инфраструктуры и бестолковой организацией движения. В большинстве развитых европейских стран дороги обустроены таким образом, что у водителей практически нет возможности грубо нарушить ПДД – например, выехать на «встречку», развернуться через «осевую» и т. п. У нас же, например, встречные транспортные потоки на многих скоростных магистралях часто разделены всего лишь горизонтальной линией разметки, которую еще и не видно. На таких дорогах водители часто пренебрегают требованиями ПДД, и в результате провоцируют ДТП, в которых гибнут люди. Более того, на многих участках украинских дорог разметка и освещение вообще отсутствуют, не хватает дорожных знаков, а немало из тех, которые установлены, не видны (спрятаны в листве деревьев, кустах или же окрашены не световозвращающей краской). Нельзя сказать, что в столице ничего не предпринимают, чтобы сделать движение безопасным, – предпринимают, и очень много. Но этого «много» в условиях нынешней запущенности дорог слишком мало. И пока наши улицы и дороги будут пребывать в своем нынешнем состоянии, опасность для наших жизней будет расти.

*С фр. – На войне, как на войне

 Статистика аварийности *
 Количество ДТППогибших, чел.Травмированных, чел.Автопарк страны, TC
Всего в Украине за 2005 год464857229559998530000
По сравнению с 2004 годом, %+ 2,0+ 3,8+ 4,4– 1,6
Всего в Киеве за 2005 год33573393975679600
По сравнению с 2004 годом, %+ 5,5+ 4,6+ 8,0+ 10
* По данным ДГАИ МВД Украины

Украина

Угонщики выбирают Lanos

Как сообщили в УГАИ г. Киева, с начала года столичная милиция зарегистрировала 125 случаев незаконного завладения автотранспортом. Воруют в основном автомобили, оставленные без присмотра или не оснащенные противоугонными устройствами – их доля в статистике ГАИ составляет 90%. В то же время 8 машин угонщикам удалось «увести» с территории автостоянок, а одну – из гаража.

Наибольшим спросом у автоворов уже второй год подряд пользуется Daewoo Lanos (с начала года похищены 16 таких машин). Второе место у ВАЗ-2101 – в этом году он девять раз попадал в сводки угнанного транспорта. Тройку «лидеров» замыкают сразу три машины: внедорожники BMW Х5 и Lexus LX-470, а также ВАЗ-2107 – вместе взятых их похитили столько же, сколько и Lanos. Автовладельцам следует проявлять особую осторожность, когда они оставляют машины на улицах Урловской, Попова, Уборевича, Булаховского и Крейсера «Аврора». Именно с этих столичных улиц в нынешнем году было похищено больше всего транспортных средств. Пик активности угонщиков – пятница. В этот день «уходит» практически каждый четвертый украденный за неделю автомобиль.

Россия

Красные «поворотники» снова разрешены

Руководитель аппарата правительства Российской Федерации Сергей Нарышкин заявил, что на требование новых Правил дорожного движения, запрещающее эксплуатацию транспортных средств, световые приборы которых не соответствуют новому ГОСТу, будет наложен официальный мораторий.

Дело в том, что под него попадает большое количество автомобилей, привезенных в Россию из США и Японии, где действуют иные требования к световым приборам. Изменения в Правилах дорожного движения сделали эксплуатацию этих машин незаконной.

После принятия моратория владельцы авто с не соответствующими ГОСТу световыми приборами смогут легально проходить техосмотр. «Автотранспортные средства, которые ввезены в Россию до 1 января 2007 года и не отвечают этим нормам, смогут эксплуатироваться. Новые требования будут распространяться на автотранспортные средства, ввезенные или произведенные на территории РФ с 1 января 2007 года», – заявил Сергей Нарышкин.

Абхазия

Госавтоинспекцию сократили полностью

Правительство Абхазии подписало постановление о ликвидации Управления Госавтоинспекции республики. Как сообщили в правительстве, от этой структуры в МВД Абхазии останется только учетно-регистрационная служба. Сотрудники ГАИ будут трудоустроены в других структурах Министерства внутренних дел республики. Вместо ГАИ обстановку на дорогах будут контролировать хорошо оснащенные и вооруженные мобильные патрульные группы. За каждой из таких групп будет закреплен определенный участок. Параллельно будут усилены посты милиции на всех автомобильных дорогах республики.

Юлий Максимчук, Максим Моргунский
Фото из архива редакции