X

ДТП на нерегулируемом перекрестке: вердикт ГАИ

ГАИ предоставила нам официальный комментарий по ДТП на нерегулируемом перекрестке, схема которого была размещена на сайте «Автоцентр», определив, кто из водителей прав, а кто виноват.

На сайте «Автоцентра» мы разместили любопытную схему ДТП на Y-образном перекрестке , вызвавшую бурное обсуждение среди наших посетителей. Мнения людей по поводу того, кто прав в данной ситуации, а кто виноват – разделились. Чтобы получить неоспоримый вердикт, мы обратились в организацию, на которую возложена государственная функция по разработке национальных Правил дорожного движения – в Центр безопасности дорожного движения и автоматизированных систем при МВД Украины.

Итак, официальная позиция стражей порядка такова – в указанной дорожной ситуации неправ водитель, едущий по траектории голубой линии (скажем, голубого автомобиля), так как он нарушил сразу два требования ПДД, чо и привело к ДТП. Изначально оба водителя находятся в равных условиях – они едут по главной дороге. Далее, собираясь изменить направление движения, в данном случае повернуть налево, водитель голубого авто должен был выполнить требование п. 10.4 Правил: «Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель должен заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в этом направлении». Таким образом, нарушен один пункт Правил.

В дальнейшем, если водитель голубого авто не выполнил п. 10.4, он должен был уступить дорогу водителю фиолетового авто, так как голубое авто для поворота налево перестраивается в крайний левый ряд, по которому движется прямо фиолетовая машина. В данном случае приоритетность регламентирована п. 10.3 ПДД, который требует: «При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам (ТС), движущимся в попутном направлении по той полосе, на которую он намеревается перестроится». Таким образом, нарушен второй пункт ПДД.

Некоторые участники обсуждения данной ситуации сетовали, что в данном случае виноваты и дорожники, не установившие знаков, регламентирующих движение по полосам. Вот если бы таковые были на данном перекрестке, то разобраться в происшествии было бы намного легче. В Центре безопасности движения объяснили, что при отсутствии соответствующих знаков и разметки (имеется ввиду знак 5.16 и разметка 1.18, регламентирующих движение по полосам на перекрестке) на дорогах с двухсторонним движением исходным моментом для поворота налево является крайнее положение на проезжей части у левого края соответствующего направления движения, при котором должна быть исключена возможность движения ТС в попутном направлении левее. В данном случае водитель голубого авто при повороте налево не занял такого положения на проезжей части, которое бы исключило движение фиолетового авто в попутном направлении левее от него.

Может, некоторых участников обсуждения сбивает с толку Y-образная схема перекрестка, на котором произошло ДТП, но для простоты восприятия в Центре безопасности движения предложили развернуть его сильнее, сделав, например, более простым Т-образным (см. схему ниже). В данном случае уже у большинства водителей, наверняка, не вызовет сомнения то, что при отсутствии знаков и разметки движения по полосам поворачивать налево с крайнего правого ряда нельзя, даже, если главная дорога на перекрестке меняет направление движения.

Таким образом, как ни крути, в данном ДТП виноват водитель голубого автомобиля.