X

На столичных дорогах – проверка «на выхлоп»: Дышите глубже

С августа на столичных дорогах передвижные экологические посты контролируют количество вредных веществ в выхлопных газах транспортных средств. Мы решили рассмотреть проверяющих поближе.

С августа на столичных дорогах передвижные экологические посты контролируют количество вредных веществ в выхлопных газах транспортных средств. Мы решили рассмотреть проверяющих поближе.

С августа на столичных дорогах передвижные экологические посты контролируют количество вредных веществ в выхлопных газах транспортных средств. Мы решили рассмотреть проверяющих поближе.

Для начала вспомним теорию. Проводить контроль автомобилей на соответствие установленным нормам количества вредных веществ в отработавших газах двигателя имеют право госавтоинспекторы отдела ГАИ по предотвращению загрязнения окружающей среды транспортными средствами, а также работники областных управлений Министерства экологии и природных ресурсов. В столице эту процедуру вправе выполнять еще и сотрудники коммунального предприятия «Экотранс», созданного муниципальной властью по решению Киеврады №157/1591 от 29.11.2001 года «Об утверждении Киевской городской программы «Экология транспорта».

Вместе, но не всегда

Обратим внимание, что представители Управления экологии и природных ресурсов и коммунального предприятия «Экотранс» обязаны проводить проверки выхлопа транспортных средств совместно с работниками милиции, поскольку только стражам порядка дано право останавливать транспортные средства (п. 21 ст. 11 Закона Украины «О милиции» и п.8.9 Правил дорожного движения).

Согласно п. 8.8 ПДД пользоваться жезлом для остановки автомобилей могут только работники подразделений Гос-автоинспекции и военной инспекции безопасности дорожного движения. Остальные сотрудники милиции используют громкоговорители, специальное табло, на котором указывается требование об остановке, включенные проблесковые маячки синего и красного цвета или только красного цвета и (или) специальный звуковой сигнал. Они также могут указать рукой на машину, которой необходимо остановиться.

В Киеве вместе с госавтоинспекторами из отдела по предотвращению загрязнения окружающей среды работают только сотрудники столичного управления Министерства экологии и природных ресурсов, а работники коммунального предприятия «Экотранс» пока обходятся без стражей порядка (стороны еще не заключили необходимый договор о совместной работе). Поэтому процедура проверок, осуществляемых разными «экологами», несколько отличается. Для начала расскажем о том, как меряют «выхлоп» с участием госавтоинспекторов.

Протокол и номера

Если в ходе контроля автомобиля частного владельца оказалось, что содержание вредных веществ в «выхлопе» превышает допустимые показатели, то согласно статье 37 Закона Украины «О дорожном движении» госавтоинспектор может запретить эксплуатацию такой машины путем изъятия номерного знака до устранения выявленных недостатков. Впрочем, действующим КоАП такое наказание не предусмотрено. Работники управления Министерства экологии и природных ресурсов привлекают водителя к административной ответственности согласно ст. 81 КоАП Украины, предусматривающей за это нарушение штраф в размере от 17 до 51 грн. Причем согласно административному кодексу определять меру взыскания по этой статье вправе сотрудники управления.

За «грязный выхлоп» у автомобиля государственной или частной организации предусмотрена ответственность по статье 128 КоАП (штраф в размере от 34 до 68 грн. на лиц, ответственных за выпуск на линию транспортных средств в технически неисправном состоянии). С таких автомобилей временно изымаются номерные знаки, а меру взыскания в этом случае определяет начальник районного подразделения ГАИ.

Некоторые станции техобслуживания, имеющие соответствующую лицензию на проведение регулировок топливной системы, после проведения работ выдают так называемые талоны токсичности (для бензиновых автомобилей) или дымности (для дизельных), которые действительны три месяца. Этот документ убережет водителя «экологически» неисправного автомобиля от наказания, так как в данном случае госавтоинспектор должен ограничиться предупреждением и аннулировать талон.

Вернуть номера можно, устранив неисправности (свидетельством тому будет являться «свежий» талон токсичности или дымности) и оплатив штраф. Предъявив талон и квитанцию сотрудникам админгруппы экологического отдела, владелец возвращает себе номерные знаки.

Услуга – платная

Поскольку сотрудники коммунального предприятия «Экотранс» работают без милиции, их проверки намного либеральнее. Во-первых, остановка по их требованию для водителя – дело добровольное. А при выявлении нарушений экологи, как правило, не составляют административных протоколов и не изымают номеров.

Если после замеров выхлопа оказалось, что он превышает установленные нормы, владельцу автомобиля выдается талон «Экологическое состояние неудовлетворительное» и сообщается о том, что ему необходимо отрегулировать топливную систему. За проверку нужно заплатить от 20 до 40 грн. (в зависимости от типа транспортного средства). Стоимость этой услуги продекларирована совместным приказом Минэкологии и природных ресурсов и Минэкономики №110/73 от 15.03.2002 года «Об утверждении размеров платы за предоставление услуг территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Украины». Согласно постановлению КМ Украины №1430 от 26.10. 2001 года, указанная услуга должна предоставляться исключительно по добровольному письменному заявлению юридических и физических лиц.

Если количество вредных веществ в выхлопных газах двигателя соответствует установленным стандартам, то плата за проверку выхлопа не взимается. Водителю выдается талон «Экологическое состояние удовлетворительное», действительный в течение 3 месяцев. Этот талон оградит водителя от админнаказания, если двигатель со временем потеряет «форму». Естественно, что ситуация с «выхлопом» более актуальна для владельцев отечественных машин и подержанных иномарок.

 На заметку автолюбителю

Газоанализатор должен быть опломбирован, а также иметь инвентарный номер и копию метрологического свидетельства, где обязательно указывается срок до его очередной поверки (газоанализатор – 1 раз в полгода, дымомер – 1 раз в год). Если эти требования не соблюдаются, результаты проверки недействительны. При любых замерах «выхлопа», согласно ГОСТам, двигатель автомобиля обязательно должен быть прогрет до рабочей температуры, а прибор «обнулен», т. е. показатели на электронном табло равны нулю. Кроме того, он должен быть оборудован портативным тахометром, который при проверке подключается к системе зажигания автомобиля (хотя экологи применяют этот прибор не так часто, поскольку многие современные автомобили оборудованы штатным тахометром).

Перед первой проверкой газоанализатор должен поработать около 10 минут вхолостую. По требованию водителя экологи должны предъявить ему всю необходимую документацию, наличие которой обязательно при использовании прибора.

 Справка

Согласно ГОСТу 17.2.2.03-87 для транспортных средств с бензиновыми двигателями в дорожных условиях контролируется лишь содержание CO (окись углерода), содержание которого при минимальных оборотах двигателя (около 800 об/мин) допускается в пределах не более 3%.

Для автомобилей с дизельными двигателями согласно ГОСТу 21393-85 регламентируются нормы дымности. При максимальной частоте вращения коленчатого вала дымность не должна превышать 15%, а в режиме свободного ускорения двигателя для дизелей с турбонаддувом – не более 50% (без наддува – не более 40%).

Подготовил Юлий Максимчук
Фото Андрея Яцуляка