X

Очистим улицы от знаков!

Если на дорогах нашей страны дорожных знаков и информационных табло с каждым днем становится все больше, то в некоторых городах Западной Европы от знаков и светофоров начинают избавляться! Но это, как ни странно, не только не приводит к коллапсу – наоборот, способствует снижению аварийности.

Если на дорогах нашей страны дорожных знаков и информационных табло с каждым днем становится все больше, то в некоторых городах Западной Европы от знаков и светофоров начинают избавляться! Но это, как ни странно, не только не приводит к коллапсу – наоборот, способствует снижению аварийности.

Если на дорогах нашей страны дорожных знаков и информационных табло с каждым днем становится все больше, то в некоторых городах Западной Европы от знаков и светофоров начинают избавляться! Но это, как ни странно, не только не приводит к коллапсу – наоборот, способствует снижению аварийности.

Переворот в управлении дорожным движением был совершен в небольшом голландском городке Драхтене с населением около 50 тыс. жителей. Поскольку, по данным европейских психологов, 70% информации, предоставляемой дорожными знаками, водители игнорируют, то в Драхтене решили избавиться от этих атрибутов дорожного регулирования. Причем не только от знаков, но и от светофоров. Из восемнадцати установленных здесь ранее светофоров оставили всего два, остальные перекрестки переоборудовали под круговое движение. Теперь в городе действует минимум правил: уступить дорогу и не создавать помех.

Автор этого необычного эксперимента – 59-летний Ханс Мондерман, один из ведущих экспертов по организации автодорожного движения Европы и автор проекта «Общее пространство» (Shared space). Философия его проекта такова: управление трафиком возложено не на искусственное регулирование, а на естественное взаимодействие между людьми. В данном случае поведение водителей и пешеходов, их взаимопонимание и уважение друг к другу становится решающим фактором поведения на дороге.

Анархия без аварий

Пусть в это трудно поверить, но «анархия» на улицах города положительно повлияла на безопасность движения. После того как с дорог исчезли средства регулирования движения, водители стали гораздо аккуратнее ездить, более внимательно следить за ситуацией, реже превышать скорость. В результате сократилось количество ДТП. Незначительные аварии в Драхтене все же случаются, но Ханс Мондерман утверждает, что это хорошо, поскольку мелкие инциденты подстегивают участников движения к еще большей концентрации, позволяя предотвратить более серьезные ДТП, в которых травмируются люди. Его система работает хорошо, потому что все участники движения несут ответственность за свои действия, трезво оценивая собственный риск. Автор эксперимента считает, что необходимо повсеместно заменить систему дорожной безопасности системой социальной ответственности, которая лучше всего дисциплинирует любого водителя.

Пример заразителен

География метода Мондермана постепенно расширяется – с 2007 года к эксперименту планируют приобщиться в семи небольших городках Евросоюза, среди которых английский Ипсвич, датский Эйби, бельгийский Остенд, лондонский район Кенсингтон и другие. Если и в них новое начинание зарекомендует себя положительно, то его могут перенести в более крупные города ЕС. Кстати, данным экспериментом заинтересовались также эксперты из Австралии и США, посетившие Драхтен для изучения опыта.

Проникшись революционным духом ноу-хау голландских дорожников, мы задались вопросом, возможно ли внедрение подобного метода в Украине. Для этого нами проведен небольшой соцопрос нескольких десятков столичных водителей и пешеходов (наиболее интересные мнения публикуем). Большинство опрошенных такую практику в Украине отвергают, ссылаясь на совершенно разный менталитет отечественных и европейских водителей. Госавтоинспекция тоже негативно относится к внедрению голландского опыта. Так что ждать всеобщей отмены знаков в населенных пунктах нашей страны пока рановато.

 Мнение ГАИ  

Геннадий Гребнев
Начальник отдела профилактической работы ДГАИ МВД Украины, полковник милиции

В условиях низкой ответственности за нарушения ПДД в Украине и при практически полном отсутствии неотвратимости наказания отечественные водители повсеместно игнорируют элементарные правила дорожного движения. Так как же может идти речь о том, чтобы отказаться от применения главных средств дорожного регулирования – знаков и светофоров?! В данном случае просто неминуем дорожный коллапс. У европейских участников дорожного движения совершенно иной менталитет и уровень культуры, поэтому подобные эксперименты там допустимы. Кроме того, показатели аварийности в Украине значительно выше европейских, а тяжесть последствий ДТП в 2-3 раза серьезнее. Поэтому применять в нашей стране практику ликвидации дорожных знаков и светофоров просто недопустимо.

 Мнения участников дорожного движения  

Валерий
Водительский стаж – 14 лет. Ездит на Iveco

Я считаю, что в нашей стране категорически нельзя убирать с улиц знаки дорожного движения и светофоры. Ведь в этом случае на дорогах совсем исчезнет порядок. Требования знаков и так мало кто соблюдает, да и красный свет светофора многим не указ. А разметки, которая в Европе здорово помогает водителям, в наших городах вообще нет. Вы посмотрите, что делается, когда ломаются светофоры. Моментально создается пробка, иногда люди попадают в ДТП, и даже регулировщик не в силах совладать с неуправляемым потоком машин.

Игорь
Водительский стаж – 22 года. Ездит на Subaru Forester

С нашими водителями знаки не то что убирать, а еще и дополнительные нужно ставить! Причем огромные, ярко-красного цвета! И чем больше – тем лучше! Потому что на знаки сейчас почти никто не обращает внимания. У наших водителей менталитет не европейский, а отечественный. И все проблемы возникают от безнаказанности. Если человек понимает, что его не накажут, естественно, он не обращает внимания на запреты. А как наказывать, если не останется даже запрещающих знаков?

Людмила
Водительский стаж – 20 лет. Ездит на Seat Ibiza

У нас огромное количество начинающих и неопытных водителей, которые на дороге часто теряются, не зная, как правильно ехать. Их-то точно нельзя лишать подсказок в виде знаков и светофоров. Хотя убрать некоторые знаки можно, ведь лишних действительно много. Например, на участке дороги с постоянными тянучками висит знак ограничения скорости – 40 км/ч. Зачем он там нужен? Скорость и так не выше. А оставить нужно только знаки «уступить дорогу» или «пешеходный переход».

Александр
Водительский стаж – 30 лет. Ездит на Mercedes-Benz Vito

Давайте вспомним, что происходило на дорогах, когда якобы упразднили ГАИ и инспекторы уже не контролировали движение. Начался полный хаос. Каждый ездил, как хотел. Водители подрезали друг друга, разворачивались через двойную осевую, ездили на красный свет. Причем повсеместно! Все-таки на дорогах должен быть порядок. И движение должно быть организованное, а дорожные знаки, светофоры, разметка как раз и помогают в этом. Вопрос в том, чтобы все водители строго соблюдали ПДД и требования средств дорожного регулирования.

Подготовили Юлий Максимчук и Виктория Лазарева
Фото Сергея Кузьмича, Виктории Лазаревой