X

Оформляем ДТП сами

Наверняка не все водители знают, что при аварии не обязательно часами дожидаться приезда гаишников. Происшествие можно оформить самостоятельно, причем вполне законно.

Наверняка не все водители знают, что при аварии не обязательно часами дожидаться приезда гаишников. Происшествие можно оформить самостоятельно, причем вполне законно.

Наверняка не все водители знают, что при аварии не обязательно часами дожидаться приезда гаишников. Происшествие можно оформить самостоятельно, причем вполне законно.

Сейчас происходит много ДТП, в которых нет пострадавших, а повреждения транспортных средств невелики. Работники ГАИ эти легкие происшествия называют «стуканчики». В данном случае сознательные водители, четко следуя требованиям ПДД, вызывают работников ГАИ и, не переставляя свои машины, терпеливо ожидают стражей порядка. Как показывает практика, например в Киеве, на это может уйти от получаса до целого дня, поскольку сотрудники Госавтоинспекции просто не успевают оформлять ДТП – в среднем в день их происходит около 280. К тому же в больших городах любое происшествие на дороге сразу становится причиной многокилометрового затора.

Ежемесячно аварийность в Киеве возрастает. Так, по данным городского Управления ГАИ, в столице в среднем происходит около 280 ДТП. Несколько месяцев назад эта цифра была на отметке 200.

Чтобы разузнать, как же задокументировать происшествие без участия гаишников, мы обратились к начальнику отделения профилактической работы Управления ГАИ г. Киева подполковнику милиции Евгению Кравцу.

Оформляют водители

Возможность самостоятельно оформить факт аварии предоставлена участникам ДТП Правилами дорожного движения (п. 2.11). В этом случае работники ГАИ не будут считать, что место происшествия оставленно неправомерно.

Так, пункт 2.11 гласит: если вследствие происшествия нет пострадавших и не нанесен материальный ущерб третьим лицам, а транспортные средства способны безопасно двигаться, водители могут самостоятельно составить схему происшествия (см. образец) и, поставив подписи под ней, прибыть в ГАИ по месту аварии для оформления соответствующих материалов. Третьими лицами считаются прочие участники дорожного движения, в силу обстоятельств оказавшиеся причастными к ДТП. В среднем на оформление аварии в районном ГАИ уйдет около 30 минут. Это уж точно будет быстрее, чем ожидать стражей порядка на месте аварии.

Правда, все это возможно только при взаимном согласии участников в оценке обстоятельств случившегося, то есть – один из них признает свою вину и это отображено письменно в их объяснениях. Кстати, в них желательно также указать координаты свидетелей (их ФИО, адреса и контактные телефоны).

Узнать, где находится ближайшее ГАИ, можно, позвонив в милицию по телефону 02 или, если это случилось в Киеве, – по телефону доверия столичного УГАИ (044) 483-70-64. При составлении схемы ДТП водителям необходимо самостоятельно произвести замеры. Если же ни у одного из участников происшествия не окажется под рукой мерной рулетки, для измерения подойдет любой предмет: монтировка, буксировочный трос и т. п., который затем необходимо предоставить в ГАИ, для вычисления конкретной цифры. Желательно задокументировать факт происшествия и на фото, хотя оно и не является главным доказательством.

Оформляют комиссары

Если же в результате ДТП повреждены застрахованные автомобили и нет погибших и травмированных, то оформить происшествие без участия сотрудника Госавтоинспекции могут представители страховой организации, так называемые аварийные комиссары. Это оговорено в Постановлении Кабинета министров Украины № 538 от 30.06.2005 года, которым утвержден «Порядок учета дорожно-транспортных происшествий». Но опять таки, это возможно только при взаимном согласии участников аварии.

Материалы, составленные аварийными комиссарами, та же схема происшествия, показания участников и очевидцев, в дальнейшем передаются в подразделение Госавтоинспекции, на территории ответственности которого произошло ДТП. Там, на основе этих материалов, как впрочем, и в случае, если их предоставят сами водители, составляется соответствующий административный протокол, на человека, нарушившего ПДД, и чьи действия стали причиной аварии. Этот документ затем передается в суд для принятия соответствующего решения о виновнике ДТП и мере ответственности для него.

 Мнение  

Евгений Кравец
Начальник отделения профилактической работы Управления ГАИ г. Киева подполковник милиции

Если один из участников ДТП признает свою вину – не обязательно дожидаться приезда работников ГАИ. Предварительно оформить аварию водители могут сами, а если их машины застрахованы – то при помощи аварийных комиссаров.

 Составление схемы ДТП

Составление схемы ДТП начинается с указания улицы или километра дороги в направлении ближайшего пересечения или населенного пункта. Начало осмотра и фиксации следов может быть выбрано, исходя из направления движения любого транспортного средства на схеме. Затем наносится положение ТС после остановки посредством замеров к их колесным осям по отношению к одному из краев проезжей части. Также на схеме фиксируются тормозной путь и другие следы, имеющие отношение к аварии.

Обязательно подлежат указанию размеры проезжей части и иных элементов дороги, а также дорожные знаки, зона действия которых распространяется на место совершения ДТП, и дорожная разметка у непосредственного контакта ТС и рядом с ними.

Юлий Максимчук