X

Парковаться – дороже, чем ездить

Киевские власти приняли новые тарифы на услуги принудительной эвакуации.

Киевские власти приняли новые тарифы на услуги принудительной эвакуации.

Похоже, что многие столичные автолюбители вскоре откажутся от поездок в центр города. Так, парковка на Крещатике может обойтись в 10 грн. за 1 час, а если же владелец оставит машину под знаком, запрещающим остановку и стоянку, то такая «экономия» для него обернется значительно большими расходами – от 300 до 1000 грн. за освобождение со штрафплощадки эвакуированного авто.

Столичные власти активно продолжают поиски решений проблемы заторов, ставших в Киеве уже постоянными. Их главная причина, по мнению Киеврады, неправильно припаркованные автомобили, существенно снижающие пропускную способность улиц. Однако власти решили бороться не с самой проблемой, а с ее следствием. То есть вместо того, чтобы, как во всех развитых странах, активно обустраивать парковки, коих катастрофически не хватает (по данным горгосадминистрации, столичный автопарк насчитывает порядка 600 тыс. автомобилей и всего лишь 6 тыс. мест для парковки), они начали расчищать улицы от машин, нарушивших правила стоянки, эвакуируя их на штрафплощадки.

Причем специально для этого в середине июля даже было устранено законодательное препятствие. Прокуратура отозвала из Шевченковского районного суда свой иск к Киевраде от 30 августа 2005 года, согласно которому эвакуация авто была признана незаконной. Что ж, вполне логичный шаг, особенно если учесть, что было потрачено немало бюджетных средств на закупку дорогостоящих современных эвакуаторов, которые могут достать автомобиль-нарушитель практически из любой точки.

Себе дороже!

Если еще в начале июня неправильно припаркованные машины бесплатно перемещали в то место, где они не будут мешать проезду транспорта (см. «АЦ» № 25 за 2006 г.), то уже 4 июля пресс-служба киевской горгосадминистрации (КГГА) сообщила о том, что в столице утверждена сетка тарифов на услуги принудительной эвакуации. Она предусматривает дифференцированный подход к определению стоимости перемещения автомобиля на штрафплощадку в зависимости от его класса, возраста и километража, пройденного автопогрузчиком (см. табл.). К примеру, нерадивому владельцу престижной иномарки бизнес-класса возрастом до 5 лет, эвакуированной из центра города, придется заплатить 700–1000 грн. (400 грн. за загрузку/разгрузку и за 10-20 км пути до штрафплощадки – 300–600 грн.) На сегодня КГГА имеет в своем распоряжении две площадки в Соломенском районе (ул. Молодогвардейская, 9) и в Деснянском (ул. Милославская).

Как сообщили нам в КП «Киевдорсервис», эвакуация автомобилей-нарушителей осуществляется согласно новым тарифам. В день на штрафплощадки доставляют не менее 45 автомобилей. Несмотря на многочисленные возмущения, автовладельцам все же приходится выкладывать немалые деньги за освобождение своих «железных коней».

Парковка на тротуарах платная?

Кроме того, столичные власти решили удивить водителей еще одним малоприятным нововведением – они вынашивают идею сделать платной парковку на тротуарах. Так, по словам заместителя мэра Киева Ивана Салия, планируется, что в центре Киева за одно парковочное место будут взимать 10 грн. за 1 час, в близлежащих районах – 6 грн., в остальных районах столицы – 3 грн. На тротуарах нанесут разметку, которая отделит места для парковки ТС от пешеходной части. Планы организации таких стоянок сейчас разрабатывает институт «Киевпроект». Стоянки будут созданы только на тех тротуарах, которые соответствуют определенным требованиям и где для движения пешеходов остается не менее двух метров.

 МНЕНИЕ  

Василий Стус
Начальник КП «Киевдорсервис»

Мы эвакуируем автомобили, нарушившие правила остановки и стоянки, семь дней в неделю с 09.00 до 21.00. Работаем мы совместно с инспекторами ГАИ, которые принимают решение о необходимости принудительного перемещения машины. Автоинспектор вызывает по рации эвакуатор, а после его приезда составляет протокол осмотра ТС, в котором детально описывается состояние машины, наличие повреждений и т. п. Поэтому в будни большинство погрузчиков работает в центре, а в выходные дни – в остальных районах города, в основном возле торговых центров, где часто нарушаются правила парковки. Если владелец вернулся во время погрузки своего авто – он оплачивает только приезд эвакуатора и погрузку/разгрузку, а если не успел – ему придется оплатить еще и доставку машины на штрафплощадку. Узнать, где находится автомобиль, можно в диспетчерской «Киевдорсервиса» по тел. 248-12-96.

В среднем каждый день эвакуируются не менее 45 машин (причем как в будние дни, так и в выходные). Все деньги поступают в бюджет столицы, а из него, в свою очередь, финансируется наша организация. В ближайшее время мы планируем докупить еще 15 эвакуаторов (всего будет 26).

На наши действия водители реагируют, как правило, недоброжелательно и агрессивно – скандалят, нередко угрожают нашим работникам, но платят все без исключения. Обычно владельцы забирают машины в день эвакуации, на следующий могут остаться всего 2–4 автомобиля.

Уверены, что такая мера принесет позитивные результаты и мы наконец-то приучим водителей правильно парковаться. Да и многолетняя зарубежная практика свидетельствует об эффективности подобных мер.

 Мнение юриста 

Андрей Евстигнеев
Адвокат адвокатской компании «ГРАВЭ», г. Киев

Решение Киеврады считаю незаконным по следующим причинам. Согласно ст. 92 Конституции, правовой режим собственности (который включает условия и порядок ограничения права собственности), определяется исключительно законом, т. е. нормативным актом, принятым Верховной Радой. Положения решения Киеврады, регулирующие деятельность эвакуаторов, не являясь законом, устанавливают дополнительные ограничения права собственности на эвакуируемые автомобили, следовательно, являются незаконными. Ведь в период эвакуации и содержания машины на соответствующей площадке ее собственник не может полноценно реализовывать свое право собственности.

Отказ прокуратуры от иска, по-моему, явно противоречит, в частности, положениям ст. 4 Закона Украины «О прокуратуре», предусматривающей одним из заданий прокурорского надзора защиту закрепленных Конституцией общественного и государственного строя, а также экономической системы. Одним из элементов государственного строя является система права Украины, построенная на принципах вертикали нормативно-правовых актов, согласно которым нормы закона не должны противоречить Конституции, а нормы подзаконного акта не должны противоречить Конституции и закону. Положения решения Киеврады противоречат положениям ст. 92 Конституции, а также закрепленному государственному строю. Реагировать на такое незаконное решение – функция прокуратуры.

Считаю также неправомерным установление киевскими властями тарифов за эвакуацию автомобилей. Непонятна природа такой платы. Это не плата за услуги эвакуации, так как отсутствует согласие собственника автомобиля на предоставление таких услуг. Плата за эвакуацию не может быть и мерой административной ответственности (штрафом), так как согласно той же ст. 92, виды административных правонарушений и ответственность за них определяются исключительно законами. В конце концов, действующее законодательство не предусматривает подобных полномочий местных властей.

В любом случае, закрытие Высшим административным судом производства по делу в связи с отказом прокуратуры от иска не лишает других лиц права на обращение в суд с требованием о признании незаконными решений, касающихся применения эвакуаторов.

 Тарифы на услуги по эвакуации неправильно припаркованных автомобилей
Категория ТСТип ТС, его возраст, объем двигателя Подача эвакуатора и доставка на штрафплощадку, грн. за 1 кмЗагрузка и разгрузка, грн. за 1 авто
1ВАЗ, ГАЗ, ЗАЗ, ОКА, «Москвич», «Волынь», любой возраст авто8100
2до 1500 см3 включительно, любой возраст авто10150
3от 1500 до 1800 см3 включительно, любой возраст авто12170
4от 1800 до 2500 см3, до 5 лет*14200
5от 2500 до 3500 см3 включительно, до 5 лет*18240
6более 3500 см330400
* При большем возрасте автомобиля к нему применяются тарифы на услуги категорией ниже.
Стоимость стоянки на штрафплощадке – 17 грн. за первые сутки и 10 грн. за последующие

Юлий Максимчук
Фото Сергея Кузьмича и Андрея Яцуляка