X

ПДД для «скутероводов»: Знай свое место

В последнее время у нас в стране скутеры можно встретить везде, причем не только на проезжей части, но и на тротуарах. А как на самом деле должны вести себя «скутероводы» на дорогах общего пользования? И чего от них можно ожидать другим участникам движения? Попробуем разобраться.

В последнее время у нас в стране скутеры можно встретить везде, причем не только на проезжей части, но и на тротуарах. А как на самом деле должны вести себя «скутероводы» на дорогах общего пользования? И чего от них можно ожидать другим участникам движения? Попробуем разобраться.

В последнее время у нас в стране скутеры можно встретить везде, причем не только на проезжей части, но и на тротуарах. А как на самом деле должны вести себя «скутероводы» на дорогах общего пользования? И чего от них можно ожидать другим участникам движения? Попробуем разобраться.

Прежде всего, нужно четко определить, к какой именно категории транспортных средств (ТС) относятся скутеры. В ныне действующей редакции Правил дорожного движения такое понятие как скутер отсутствует. Есть только определения мопеда и мотороллера. Напомним, что первый – это двухколесное ТС с двигателем рабочим объемом до 50 см куб., а второй приравнивается к мотоциклам – двухколесным механическим ТС с боковым прицепом или без него, с двигателем рабочим объемом 50 см куб. и более, разрешенная максимальная масса которых не превышает 400 кг. Исходя из этого, скутера, оснащенные моторами объемом меньше 50 см куб., нужно относить к мопедам, а с большим объемом двигателя – к мотороллерам/мотоциклам.

Нет прав, нет и обязанностей?

Согласно п. 2.14/а ПДД управлять скутером, рабочий объем двигателя которого не превышает 50 см куб., имеют право лица, достигшие 16 лет. Для езды на таких ТС водительское удостоверение не требуется. Этот факт многие воспринимают неадекватно – мол, нет прав, нет и обязанностей. Ничего подобного – лица, передвигающиеся на скутерах, обязаны выполнять требования Правил дорожного движения, касающиеся водителей и пешеходов (п. 6.8). Более того, за их нарушения ст. 127 ч.2 КоАП Украины предусматривает ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере от 1,7 до 8,5 грн. Если водитель скутера, нарушивший правила дорожной «грамоты», находился в состоянии алкогольного опьянения (ст.127 ч.3 КоАП), то на него имеют право наложить штраф в размере от 34 до 68 грн. Когда же нарушение привело к созданию аварийной обстановки или ДТП (ст.127 ч.4 КоАП), штрафные санкции составят 85 – 170 грн. Решение о мере взыскания по первым двум статьям принимает инспектор ГАИ, а по последней – начальник районного ГАИ.

Обратим внимание, что ездить на скутерах по тротуарам запрещается (п. 6.7/д). Движение на этих ТС разрешено только по велосипедным дорожкам, обозначенным дорожным знаком 4.12, а при их отсутствии – по правой крайней полосе проезжей части, причем как можно ближе к обочине/бровке.

Осуществлять поворот налево или разворот можно только на дорогах, имеющих не более одной полосы для движения в каждом направлении и без трамвайной колеи посередине. На всех остальных водители скутеров обязаны переводить свои транспортные средства по пешеходному переходу в направлении, необходимом для дальнейшего движения.

Шутки в сторону

Если скутер оснащен мотором, объем которого составляет 50 см куб. и более, то в данном случае человек, ездящий на нем, обязан не только строго выполнять все требования ПДД, но и быть «полноценным» водителем, то есть иметь права, разрешающие управлять ТС категории «А», и талон предупреждений. За нарушения дорожной «грамоты» придется отвечать уже по всей строгости закона. Не стоит забывать и о том, что при езде на таком скутере его водитель и пассажир обязаны быть в застегнутых мотошлемах (из соображений собственной безопасности желательно надевать шлемы и при езде на маломощных скутерах).

Такой скутер должен быть зарегистрирован в органах Госавтоинспекции и иметь техпаспорт и номерные знаки. Кроме того, нужно проходить техосмотр 1 раз в 2 года и получать талон ТО.

В завершение отметим, что визуально отличить маломощный скутер от «заряженного» довольно сложно, на чем спекулируют некоторые «скутероводы», игнорируя требования ПДД. Обращаем внимание всех водителей скутеров – требования дорожной грамоты нужно выполнять не для гаишников, а прежде всего ради самих себя. Ведь двухколесная «братия» – одна из самых незащищенных категорий участников дорожного движения. Поэтому будьте внимательны и помните, что дорога не место для шуток.

Сервис с риском для жизни!

Участники дорожного движения наверняка не раз возмущались по поводу низкой дисциплины водителей маршрутных транспортных средств (ТС). С этой проблемой активно борется Госавтоинспекция, регулярно осуществляя комплекс профилактических мероприятий «Автобус», главной задачей которых является повышение ответственности водителей этой категории транспорта и обеспечение безопасности перевозки пассажиров.

В Киеве завершен очередной, августовский этап операции, проходивший с 01.08 по 10.08. Приводим наиболее интересные статистические данные. Так, менее чем за полмесяца столичными инспекторами ГАИ было выявлено 5431 нарушение ПДД, совершенное водителями маршруток! Самыми распространенными являются перевозка пассажиров сверх количества, предусмотренного технической характеристикой ТС (1434) и несоблюдение правил остановки во время посадки и высадки людей (823).

Но больше всего поражает, что водители маршруток совершают такие нарушения, которые представляют реальную опасность для жизни пассажиров – превышают скорость движения (589), проезжают на запрещающий сигнал светофора (580). Впечатляет и тот факт, что водители позволяют себе управлять маршруткой в нетрезвом состоянии – было зафиксировано 8 таких случаев.

Кроме того, из проверенных за этот период автобусов 20% оказались технически неисправными, и работники ГАИ запретили их эксплуатацию путем изъятия номерных знаков.

Подготовил Юлий Максимчук
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала Управление ГАИ ГУМВД Украины в г. Киеве