X

Страховые ветра

Обязательное страхование гражданско-правовой ответственности действует, и за отсутствие полиса уже начинают штрафовать. Однако депутаты разрабатывают законопроект, который может сделать этот вид страховки добровольным.

Обязательное страхование гражданско-правовой ответственности действует, и за отсутствие полиса уже начинают штрафовать. Однако депутаты разрабатывают законопроект, который может сделать этот вид страховки добровольным.

Обязательное страхование гражданско-правовой ответственности действует, и за отсутствие полиса уже начинают штрафовать. Однако депутаты разрабатывают законопроект, который может сделать этот вид страховки добровольным.

Намерения народных избранников, как всегда, изначально были благими – они хотели увеличить число категорий граждан, на которых распространяются льготы. Так, после первого чтения в законопроекте № 7287 предусмотрено, что от обязанности покупать полисы ОСГПО освобождаются инвалиды и участники войны, а также те, кто управляет транспортным средством инвалида первой группы в его присутствии. Кроме того, половину стоимости полиса должны были бы платить участники ликвидации Чернобыльской катастрофы.

Законопроект № 7287 также предусматривает исправление ошибок, которые вкрались в действующий закон (в частности, по системе начисления бонус-малуса и предельным размерам тарифов), а также повышение дисциплины среди страховщиков, не отчисляющих деньги в Фонд защиты потерпевших. Ко второму чтению депутаты предложили ввести скидки на оптовые покупки полисов (например, для больших автопарков) – от 5 до 20%. Моторное бюро не должно будет выплачивать возмещение тем пострадавшим, которые не имеют на руках полиса ОСГПО, а также тем, чья машина застрахована по другим видам страхования.

Одно из предложений, поддержанное большинством депутатов, – обязать водителей наклеивать на лобовое стекло специальный знак, выдаваемый вместе с полисом. Он поможет работникам милиции идентифицировать автомобили, владельцы которых застраховали свою ответственность.

Еще одна поправка, принятая депутатами, тоже, на первый взгляд, призвана защитить малоимущих. Согласно ей размер базового тарифа на 2005 год должен составлять 100 гривен, на последующие же годы порядок его исчисления оставался прежним (то есть его размер утверждает Госфинуслуг по предложению Моторного бюро). Напомним, что сегодня этот тариф составляет 291 гривню. Если бы проект был принят, тарифы ОСГПО снизились бы примерно в три раза (при этом размер ответственности страховщиков остался бы на прежнем уровне). Но как это воспримут те 844 тысячи автовладельцев, которые уже оформили договоры страхования, заплатив за полис в три раза больше?

Когда будут штрафовать?

Ответственность за отсутствие полиса уже существует, и работники ГАИ начинают протоколировать это нарушение. Между тем, в законопроекте № 7287 предложено, чтобы такая ответственность наступила только с 1 апреля 2006 года. Предложение увеличить штрафы за отсутствие полиса депутаты отклонили.

Еще одна поправка в случае принятия нового закона в целом может сделать этот вид страхования добровольным. Так, народные избранники поддержали предложение о том, что проверять наличие полиса работники ГАИ смогут только… при перерегистрации автомобиля. Таким образом, человек, который не меняет машину 10 лет, все это время мог бы не покупать полис страхования и не нести за это никакой ответственности. Более того, механизм такого контроля не продуман, ведь при оформлении полиса страхования в него вписываются данные из техпаспорта автомобиля, а при перерегистрации машины этот документ заменяется.

Поправки еще будут!

С другой стороны, среди предложений депутатов не было поправок, касающихся совершенствования механизма выплат возмещений. В частности, ответственность страховщиков за невыполнение своих обязательств перед застрахованными до сих пор недостаточно прописана.

Забыли депутаты и о другом немаловажном вопросе. Речь идет о перечне документов, необходимых для выплаты возмещения, и сроков их подачи. Сегодня существует норма, согласно которой страховщик выплачивает возмещение не позже месяца со дня получения всех документов, между тем, сбор этих документов на практике растягивается на несколько месяцев.

Проанализировав данные противоречия, парламентарии решили не принимать данный законопроект в целом, а после доработки вынести его на повторное второе чтение, которое должно состояться в ближайшее время.

 Полисы ОСГПО уже купили 844 тысячи человек

На сегодняшний день заключать договоры страхования гражданско-правовой ответственности имеют право 64 страховые компании – они получили лицензии, выполнили нормы по формированию резервного фонда, активизировали членство в МТСБУ. В регионах создана сеть подразделений страховщиков. Все страховщики обеспечены полисами страхования ОСГПО, которые выпущены тиражом в 10 млн. экземпляров. Создаются единая централизованная база данных МТСБУ и система корпоративной связи между Бюро и страховщиками. Всего за четыре месяца 2005 года оформлено 844 тысячи полисов ОСГПО, что составляет около 10% от общего числа транспортных средств, зарегистрированных в Украине. При этом более половины из них было реализовано в апреле. По данным МТСБУ, средняя цена полиса составила 218,62 грн. Каждый шестой договор страхования был льготным, то есть тариф по нему уплачен с 50-процентной скидкой.

Всего за январь – апрель 2005 года собрано страховых премий на 184,4 млн. гривен, из которых в резервы страховщиков поступило 132,7 млн. (72%), уплачено налогов 5,5 млн. (3%), на ведение дел осталось 36,9 млн. (20%), в Фонде защиты потерпевших – 8,4 млн. (5%). В связи с состоявшимися страховыми случаями страховщики приняли 834 заявления на выплату, МТСБУ – 146 (из них 91 по вине незастрахованных, 42 – совершены участниками боевых действий и инвалидами І группы, 13 – по вине неустановленных транспортных средств). С начала года выплачено возмещений на 0,5 млн. гривен! Такую небольшую сумму страховщики объясняют длительностью процедуры возмещения, которая может затянуться на несколько месяцев, а в сложных случаях – и лет.

Сергей Матусяк
Фото Андрея Яцуляка