X

Талоны предупреждений: анахронизм или необходимость?

В ноябре на одном из украинских интернет-сайтов начат сбор подписей в поддержку отмены талонов предупреждений к водительским удостоверениям. Мы решили выяснить, действительно ли эти документы можно считать пережитком прошлого или в них все-таки есть необходимость?

В ноябре на одном из украинских интернет-сайтов начат сбор подписей в поддержку отмены талонов предупреждений к водительским удостоверениям. Мы решили выяснить, действительно ли эти документы можно считать пережитком прошлого или в них все-таки есть необходимость?

В ноябре на одном из украинских интернет-сайтов начат сбор подписей в поддержку отмены талонов предупреждений к водительским удостоверениям. Мы решили выяснить, действительно ли эти документы можно считать пережитком прошлого или в них все-таки есть необходимость?

Подписи собираются общественными организациями – Союзом водителей и Украинским Хельсинкским союзом по правам человека под обращениями к народному депутату Украины Владимиру Нечипоруку и Генеральной прокуратуре Украины. В них выдвинуты требования не прикреплять законодательно талоны к удостоверениям водителя и отменить подзаконные акты, которые на сегодня предусматривают их использование.

Кампания развернулась после того, как в парламент был представлен законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (о создании службы безопасности дорожного движения)» № 8339 от 27.10.2005 г., в котором МВД предусматривает и в дальнейшем использовать талон к водительскому удостоверению.

Юристы уже обратились в Печерский районный суд Киева с административным иском к МВД Украины, в котором просят признать незаконными Приказ МВД № 166 от 02.04.1994 года в части утверждения Положения о талоне к удостоверению водителя, а также само указанное положение. 29 ноября состоялось предварительное заседание суда, по результатам которого на середину декабря назначено судебное рассмотрение дела в коллегиальном составе.

 ПротивТочка зрения инициаторов отмены талона

Сергей Овчинников из Союза водителей считает, что талон к водительскому удостоверению противоречит Конвенции о дорожном движении и является инструментом для взяточничества на дороге.

Более того, инициаторы аннулирования талонов предупреждений считают, что Кабинет Министров Украины превысил свои полномочия, предоставленные ст. 15 Закона Украины «О дорожном движении», которая дает ему право разработать порядок выдачи водительских удостоверений. При этом своим Постановлением № 340 от 8.05.1993 года Кабмин ввел не предусмотренный законодательством талон к удостоверению водителя, установив, что граждане допускаются к управлению транспортными средствами (ТС) при наличии у них водительского удостоверения соответствующей категории и талона к нему. Эти требования противоречат вышеупомянутой ст. 15 Закона «О дорожном движении», которой установлено, что право на управление ТС подтверждается соответствующим удостоверением; ни о каких талонах там речь не идет.

В соответствии с постановлением Кабмина образец и порядок выдачи талона устанавливается МВД Украины. Пункт 2 приказа МВД № 166 от 2.04.1994 г. также содержит противозаконное положение о том, что водительское удостоверение без талона предупреждений не дает права на управление ТС. В этом документе сказано, что талон внедряется с целью учета и анализа нарушений ПДД. Но сейчас такой учет работниками ГАИ ведется незаконно, ведь кодексом Украины «Об административных нарушениях» предусмотрено, что решения по большинству нарушений ПДД вправе выносить суд, и только на основании его заключений можно сделать вывод, виноват водитель или нет. То есть работники ГАИ, внося в талон запись о факте нарушения ПДД, превышают свои служебные полномочия, самовольно возлагая на себя функции судей и вынося решение о виновности водителя. А в соответствии с Законом Украины «О милиции» работник милиции при выполнении возложенных на него обязательств руководствуется только законом. К тому же, талоны предупреждений не предусмотрены никакими нормативными актами.

Таким образом, гаишники игнорируют требования ст. 19 Конституции Украины, которой установлено, что органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в рамках полномочий и способами, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины. Поскольку прокуратура осуществляет общий надзор за соблюдением законодательства, то она обязана отреагировать на его грубое нарушение.

 ЗаТочка зрения Департамента ГАИ МВД Украины

По словам начальника управления ДГАИ МВД Украины полковника милиции Василия Зайченко, в Министерстве внутренних дел и Департаменте ГАИ прекрасно понимают, что талон к водительскому удостоверению уже давно морально устарел. Изменились некоторые украинские законы, в соответствии с которыми необходимо было подкорректировать и подзаконные акты. Вместе с тем, обойтись без талона в ближайшее время не удастся. Дело в том, что сегодня в Украине нет общегосударственного автоматизированного банка данных, который бы позволял проводить регистрацию и учет фактов нарушения ПДД.

Пока же талоны предупреждений необходимы, во-первых, для определения систематичности нарушений – это наипростейший механизм, который учитывает их повторность для определения судом меры взыскания и не позволяет уйти от ответственности при постоянном нарушении ПДД. Если водитель часто нарушает ПДД (в течение одного календарного года зафиксировано более 3 случаев и все они доказаны судом), то в соответствии с КоАП Украины и Законом «О дорожном движении» у него изымается водительское удостоверение и согласно ч. 14 ст. 15 вышеупомянутого закона его направляют для проверки знаний дорожной «грамоты». До окончания этой процедуры можно управлять ТС на основании талона предупреждений. Кстати, этот документ вовсе не противоречит Конвенции о дорожном движении, в которой сказано, что каждое государство вправе внедрять любые механизмы фиксации нарушений ПДД. В большинстве стран Европы, например, применяются компьютерные базы данных, а у нас пока – талон предупреждений.

Талон необходим еще и как средство обеспечения неотвратимости наказания за нарушения, за которые КоАП Украины предусматривает лишение права управления транспортными средствами. При их совершении работники ГАИ вправе согласно ч. 12 и 13 ст. 15 Закона Украины «О дорожном движении» временно задержать водительское удостоверение и вместе с административными материалами передать его в суд. При этом в талон предупреждений вносится запись, информирующая, за какое нарушение изъяты «права», и водитель до решения суда может ездить на транспортном средстве на основании временного разрешения на право управления (его функции выполняет талон предупреждений). Если суд решит лишить нарушителя права управлять ТС, то водительское удостоверение хранится в ГАИ до истечения определенного срока. Если же суд ограничится наложением штрафа, то после его уплаты водителю возвращаются «корочки», а запись в талоне об изъятии «прав» аннулируется. Без талона предупреждений водителям было бы намного хуже – до рассмотрения дела в суде им пришлось бы ходить пешком.

Отменить талон предупреждений можно будет только после того, как в Украине появится автоматизированный банк данных о нарушениях ПДД. Сейчас специалисты занимаются разработкой такого банка. Его появление, как и Единых общегосударственных автоматизированных реестров зарегистрированных транспортных средств и водителей, предусмотрено законопроектом № 8339 от 27.10.2005 г., одобренным Кабинетом Министров Украины. Только после того, как его примет Верховна Рада и будут выделены средства из бюджета, логично отменять талоны предупреждений.

ГАИ «охотится» за нарушителями

В выходные, 26-27 ноября, столичная Госавтоин-спекция провела ряд профилактических мероприятий, направленных на улучшение порядка на дорогах. Всего за два дня было пресечено свыше 3 тыс. нарушений ПДД, из них 741 факт превышения скорости, 391 – проезда на запрещающий сигнал светофора, 541 – нарушения правил остановки и стоянки, 7 – нарушения правил проезда железнодорожных переездов. Задержаны 82 нетрезвых водителя. Были также привлечены к ответственности 145 нарушителей-пешеходов. Как рассказали нам в Управлении ГАИ г. Киева, и в дальнейшем планируется проводить подобные рейды, чтобы таким образом снизить аварийность и навести порядок на столичных улицах.

Перевозчики, берегитесь!

С 28 ноября по 9 декабря киевская ГАИ проводит операцию «Перевозчик. Зима-2005». Особое внимание правоохранители уделят проверке техсостояния автобусов и их готовности к эксплуатации в зимний период. Автоинспекторы совместно с работниками Минтранса и врачами проверят условия работы водителей, проведут предрейсовые осмотры, а также проконтролируют, как водители маршрутных транспортных средств выполняют Правила дорожного движения.

Подготовил Юлий Максимчук
Фото Сергея Кузьмича