X

Транспортный сбор в рассрочку?!

В Украине продолжается государственный техосмотр транспортных средств. В порядке его проведения есть ряд новшеств. Правда, одни уже действуют, а другие только обсуждаются.

В Украине продолжается государственный техосмотр транспортных средств. В порядке его проведения есть ряд новшеств. Правда, одни уже действуют, а другие только обсуждаются.

В Украине продолжается государственный техосмотр транспортных средств. В порядке его проведения есть ряд новшеств. Правда, одни уже действуют, а другие только обсуждаются.

Напомним, что в этом году государственный технический осмотр (ТО) должны пройти индивидуальные транспортные средства нечетного года выпуска, все легковые и грузовые автомобили, мотоциклы, мотороллеры, прицепы, полуприцепы, принадлежащие организациям и учреждениям, а также частным лицам в случае использования их в коммерческих целях. Автобусы и грузовые автомобили, предназначенные для перевозки людей, проходят осмотр ежеквартально.

Действующие нововведения

Некоторые поправки в Законе Украины «О налоге с владельцев транспортных средств», действующие с 1.01.2007 г., наверняка порадуют хозяев подержанных автомобилей, включая иномарки. Согласно изменениям, только 50% от общей суммы транспортного сбора теперь платят все владельцы легковых автомобилей (с двигателями объемом до 2,5 л) и грузовиков (с объемом двигателя до 6,0 л), впервые поставленных на учет в Украине до 1990 года включительно. Раньше это касалось лишь машин, выпущенных в странах СНГ. Хотя обратите внимание, что данная льгота распространяется только на один автомобиль, имеющийся во владении человека.

Согласно вышеупомянутому закону оплачивать транспортный сбор имеет право только хозяин автомобиля. Если же ТС эксплуатируется на основании временного регистрационного талона, то такой водитель должен платить налог от имени владельца и соответственно вносить в квитанции данные о хозяине машины (его идентификационный код, место проживания и др.). Напоминаем, что теперь уплату налога контролирует не только ГАИ, но и налоговая инспекция. Согласно закону физические лица должны уплатить налог перед техосмотром, но не позднее первого полугодия, в котором он проводится.

Наверняка многие водители знают, что полис обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (ОСГПО) согласно ПДД входит в список документов, необходимых водителю при управлении автомобилем. Кроме того, согласно закону Украины «Об обязательном страховании» работники ГАИ должны контролировать наличие страховки. Но, как сообщили нам в ДГАИ, к прохождению техосмотра будут допущены и те, у кого ее нет, а при успешной сдаче технического экзамена на эту машину выдадут талон о прохождении ТО. На таких водителей могут разве что составить административный протокол по ч. 3 ст. 126 КоАП Украины, предусматривающей штраф в размере от 8,5 до 17 грн.

Нереализованные идеи

Как рассказали в Департаменте ГАИ МВД Украины, в настоящее время готовятся предложения по внесению дополнений в Налоговый кодекс Украины, разрабатываемый ныне Минфином. Планируется включить налог с владельцев транспортных средств в стоимость топлива. Расчет надбавки возможно осуществить следующим образом: разделить общую сумму транспортного сбора, полученную государством от уплаты налога всеми автолюбителями, на общую сумму проданного в Украине топлива. Теоретически это будут дополнительные 15–20 копеек на 1 л топлива. Таким образом, при расходе 10 л на 100 км и ежегодном пробеге в 10000 км размер налога составит 150–200 грн.

В ГАИ предполагают, что такой подход к расчету налога более правильный и справедливый, ведь платить его будут те люди, которые действительно эксплуатируют автомобили (сейчас же законом предусмотрено, что транспортный сбор оплачивают независимо от того, ездит машина или нет). Кроме того, при такой оплате косвенно будет учитываться не только объем двигателя, как ныне, но и его мощность. Машины с небольшим объемом, но большим табуном «лошадей» под капотом (версии с турбиной, компрессором), потребляющие больше топлива, соответственно заплатят больше и за транспортный сбор. Начисление транспортного сбора в «рассрочку» не будет так ощутимо бить по карману, как при единоразовой выплате за два года. Кстати, такая практика давно и успешно действует в некоторых европейских странах. Поддержит ли Минфин это предложение – пока неизвестно.

В «Автоцентре» № 4 за 2007 год мы писали, что ДГАИ подготовило проект постановления Кабмина Украины, согласно которому предлагалось обязать всех владельцев, имеющих автомобили старше 4 лет, проходить техосмотр каждый год. По информации Департамента ГАИ, этот проект постановления не был одобрен Кабмином, и, таким образом, порядок прохождения ТО остался прежним.

Кроме того, Кабмин пока не утвердил порядок проведения ТО субъектами хозяйствования (что предусмотрено Законом Украины «Об автомобильном транспорте»), поэтому проверку техсостояния транспортных средств во время государственного ТО сертифицированные СТО, имеющие соответствующее диагностическое оборудование, пока не могут. То есть, у автолюбителей сейчас выбора по-прежнему нет и на техосмотрнужно ехать на станции диагностики Госавтоинспекции.

За что платить

При прохождении ТО владелец транспортного средства или лицо, юридически уполномоченное проходить данную процедуру, должны предоставить следующие квитанции:

за прохождение ТО – 7,50 грн. (автомобиль) или 4,50 грн. (мотоцикл, прицеп);
за талон техосмотра – 9 грн. (оплату нужно производить двумя квитанциями – 1,80 и 7,20 грн.);
за проведение ТО с использованием диагностического оборудования – 34 грн. (если оно применялось);
налог с владельцев транспортных средств (ставки сбора см. в таблице).

Обратите внимание, что с конца прошлого года по требованию Антимонопольного комитета Украины оплата за специальный пластиковый держатель для талона ТО была выведена из перечня обязательных платежей, необходимых при прохождении ТО. Таким образом, на исправный автомобиль работники ГАИ должны выдать талон ТО, не требуя при этом квитанции за держатель.

Документы, необходимые при проведении ТО

При прохождении государственного технического осмотра водителю необходимо иметь при себе:

гражданский паспорт;
водительское удостоверение с открытой соответствующей категорией ТС;
свидетельство о регистрации ТС (техпаспорт) и временный регистрационный талон (если ТС эксплуатируется не владельцем);
медицинскую справку;
полис об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев ТС (страховку).

Чем укомплектовать автомобиль

Предоставленное на техосмотр транспортное средство прежде всего должно быть исправным – его техсостояние должно соответствовать требованиям стандартов, касающихся обеспечения безопасности дорожного движения, а также иметь надлежащий внешний вид – к осмотру не допустят битые или ржавые машины, с треснувшими стеклами. Кроме того, ТС должно быть укомплектовано:

ремнями безопасности (если они предусмотрены конструкцией ТС);
запасным колесом, баллонным ключом и домкратом;
запасным колесом, баллонным ключом и домкратом;
огнетушителем (автобус – 2 шт.);
аптечкой (автобус – 2 шт.).

 Ставки налога с владельцев ТС*
Транспортное средствоГодовая ставка налога с 100 см3 объема цилиндров двигателя
Автомобили легковые с двигателями объемом
до 1000 см куб.3 грн.
 4 грн.
от 1501 до 1800 см куб.5 грн.
от 1801 до 2500 см куб.10 грн.
от 2501 до 3500 см куб.25 грн.
от 3501 см куб. и выше40 грн.
Автобусы для перевозки не менее 10 человек, включая водителя5 грн.
Автомобили грузовые с двигателями объемом
до 8200 см куб., а также седельные тягачи15 грн.
от 8201 до 15000 см куб.20 грн.
от 15001 см куб. и выше25 грн.
Мотоциклы (мопеды), велосипеды (с двигателями объемом более 50 см куб.)
до 500 см куб.3 грн.
от 501 до 800 см куб.5 грн.
от 801 см куб. и более10 грн.
*Указаны ставки налога при прохождении очередного ТО. При первой регистрации ТС действуют другие (повышенные ) ставки налога

Подготовил Юлий Максимчук
Фото Андрея Яцуляка, Владислава Бойко и Сергея Кузьмича

Редакция благодарит Департамент ГАИ МВД Украины за помощь при подготовке материала