X

Всех гаишников уволят!

О том, как будут превращать ГАИ в ГСБДД, рассказывает ее начальник генерал-майор милиции Сергей Коломиец.

О том, как будут превращать ГАИ в ГСБДД, рассказывает ее начальник генерал-майор милиции Сергей Коломиец.

На прошлой неделе Кабинет министров Украины утвердил концепцию реформирования Госавтоинспекции и снижения аварийности на автодорогах. Об этом на пресс-конференции после заседания правительства сообщила премьер-министр Юлия Тимошенко. По ее словам, до 1 сентября правительство рассмотрит специальный законопроект и направит его в Верховную Раду. Начальник уже формально несуществующей украинской Госавтоинспекции генерал-майор милиции Сергей Коломиец рассказал нам о том, чего ожидать от этой службы в ближайшем будущем.

«В ходе реорганизации ГАИ мы кардинальным образом изменим качественный состав новой службы, благодаря чему она обретет иной имидж и статус в структуре МВД и будет вызывать уважение участников дорожного движения».

Сергей Коломиец. Начальник ДГАИ МВД Украины, генерал-майор милиции

«Автоцентр»: Сергей Геннадьевич, как сказался на аварийности на дорогах Украины нашумевший Указ Президента о ликвидации Госавтоинспекции?

Сергей Коломиец: После подписания Указа Президента Украины № 1109/2005 от 19.07.2005 года «О ликвидации ГАИ МВД Украины» мы фактически перестали осуществлять надзор за движением. Поэтому в конце июля и в первой декаде августа рост аварийности на дорогах страны составил около 33% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Повлиял на это главным образом психологический фактор – участники дорожного движения почувствовали вседозволенность и безнаказанность за свои действия. Очень существенно увеличилась аварийность в небольших городах, где водители, очевидно, соблюдали правила для работников ГАИ, а не для себя.

С учетом сложившейся ситуации Министерство внутренних дел подготовило документ, разъясняющий суть указа. Дело в том, что на ликвидацию ГАИ отведен срок в 3 месяца, и в течение этого времени именно нашей службе предписано обеспечивать безопасность дорожного движения. Поэтому мы обязали сотрудников продолжать нести службу, сосредоточив внимание главным образом в местах концентрации ДТП. Это дало позитивные результаты – на прошлой неделе рост аварийности составлял уже 12%, поэтому можно говорить о том, что положение немного стабилизировалось.

«АЦ»: Методы работы Госавтоинспекции в свете последних перемен как-то изменились?

С. К.: Да, сейчас мы работаем немного иначе. Во-первых, сотрудникам ГАИ строго запрещены беспричинные остановки ТС, проверки багажа и грузов. Во-вторых, пересмотрены критерии выбора мест дислокации личного состава – теперь патруль выставляется в местах концентрации ДТП и там, где необходимо регулировать дорожное движение. В-третьих, мы стали применять метод отработки регионов. Так, к примеру, в Киеве увеличилось количество нетрезвых водителей – мы провели комплекс мероприятий по их выявлению. В Донецкой области выросло количество ДТП по причине превышения скорости – мы поработали над выявлением таких нарушителей. Как показала практика, такие методы достаточно эффективны.

Кстати, на этой неделе у нас появились пять опытных образцов новых радаров, оборудованных фискальной памятью. Это позволит избежать злоупотреблений со стороны работников ГАИ – ведь количество зафиксированных радаром нарушений должно совпадать с количеством составленных админпротоколов. Не совпадет – значит, инспектор, закрыв глаза на нарушение, принял от водителя взятку и ему грозит серьезное служебное взыскание, вплоть до увольнения. Совпало – значит, работа выполнена качественно и в конце месяца работника ждут премиальные. Всего же нашей службе необходимо около 600 подобных радаров. После внедрения новых приборов радары старого образца применяться не будут.

«АЦ»: В то, что вам будут выделены средства на закупку 600 радаров, верится с трудом…

С. К.: А средства уже выделены. Ведь ГАИ, оказывая платные услуги, наполняет бюджет страны. К тому же, средства от наших услуг идут не в общий, а в специальный бюджет, расходы из которого мы имеем право планировать. Поэтому проблем с финансированием у нас возникнуть не должно.

«АЦ»: А как быть инспектору, если он остановит, скажем, высокопоставленного чиновника МВД, который станет пугать принципиального милиционера увольнением?

С. К.: Напомню, что согласно ПДД работникам милиции при выполнении служебных заданий разрешается отступать от некоторых их пунктов, в том числе и в области соблюдения скоростного режима. Инспектору при этом необходимо будет составить соответствующую служебную записку.

Если же правила нарушены без причины, то инспектор обязан составить протокол. От принципиальной позиции работников ГАИ зависит авторитет службы в глазах общественности.

«АЦ»: В столице планировалось установить около 400 камер, позволяющих фиксировать нарушения ПДД. Когда это произойдет?

С. К.: Сегодня на 20 столичных перекрестках уже установлены камеры видеонадзора за дорожным движением. Они позволяют диспетчеру видеть, что там происходит, и в случае возникновения заторовых ситуаций мы сможем оперативно отреагировать, направив для регулирования движения наряды ГАИ. Всего же в Киеве такими камерами необходимо оборудовать 80 перекрестков. Их выбирали на основании анализа аварийности и загруженности транспортом.

«АЦ»: Будут ли эти камеры фиксировать нарушения ПДД?

С. К.: Пока что нет. Дело в том, что такая фиксация не даст желаемого результата. Ведь нашими законами не предусмотрено применение фото- и видеоматериалов в качестве доказательства вины нарушителя. Поэтому прежде всего необходимо внести изменения в действующие законодательные акты. И мы уже подготовили соответствующие предложения для МВД.

«АЦ»: Каким образом планируется реформировать ГАИ?

С. К.: Согласно Указу Президента Украины Госавтоинспекцию реорганизуют в Государственную службу безопасности дорожного движения (ГСБДД) МВД Украины (планируется, что руководить ею будет Департамент ГСБДД) и в патрульную службу МВД Украины, подчиняющуюся управлениям районных отделов внутренних дел. В ходе реорганизации численность ГАИ сократится на 10 тыс. сотрудников, из них 8 тыс. будут переведены в патрульную службу. Строительно-монтажно-эксплуатационные управления (СМЭУ), в которых работали около 560 человек, ликвидируются.

ГСБДД будет осуществлять надзор за дорожным движением и регулировать его в больших городах, областных центрах, на дорогах государственного значения, а также сопровождать лиц, которые подлежат государственной охране. Надзор за движением будет проводиться путем патрулирования, причем за каждым экипажем закрепят определенный участок дороги. Деятельность службы отныне будет оцениваться не по количеству составленных протоколов, а по количеству фактов оказания помощи участникам дорожного движения и уровню обеспечения безопасности дорожного движения на вверенном участке (за основу примут количество ДТП). Чем меньше происшествий, тем выше премиальные.

Патрульная служба МВД – это совершенно новое формирование милиции, в состав которого войдут бывшие сотрудники дорожно-патрульной службы ГАИ и патрульно-постовой службы МВД. На патрульную службу возложено обеспечение порядка в районах больших городов и населенных пунктах. То есть работник постовой службы отныне уполномочен задерживать как преступников, ограбивших магазин, так и нарушителей правил дорожного движения. Так можно будет добиться наиболее рационального распределения сил МВД. Ведь, посудите сами, нецелесообразно содержать отдельного работника ГАИ в небольшом населенном пункте, где интенсивность движения и аварийность не очень высоки. Здесь его полномочиями будет наделен работник патрульной службы. Подобная практика получила широкое распространение на Западе.

Кстати, планируется разграничить использование «орудий труда» работниками ГСБДД и патрульной службы. Первые, как и раньше, будут вооружены жезлами, а вторые – красными светоотражающими катафотами.

«АЦ»: Какие сотрудники в первую очередь подпадут под сокращение? Будут ли учитывать трудовые заслуги работников, их возраст, звание?

С. К.: Планируется вывести за штат всех без исключения сотрудников ГАИ, начиная от патрульных и заканчивая начальниками областных Управлений ГАИ. А в новую службу сотрудников будут набирать на конкурсной основе. За счет этого мы собираемся улучшить качественный состав ГСБДД.

«АЦ»: Когда планируется начать тотальную чистку?

С. К.: Это произойдет только после принятия соответствующих документов. Мы уже направили законопроект министру внутренних дел, затем документ завизируют в ведомствах и направят в Верховну Раду. Только после принятия закона мы сможем провести набор нового личного состава ГСБДД. Но даже если Верховна Рада не поддержит ликвидацию ГАИ, мы все равно примем меры по реорганизации нашей службы путем принятия соответствующих постановлений Кабмина. Мы обязательно изменим вид и статус ГАИ, немного изменив ее полномочия.

«АЦ»: Коснется ли сокращение бойцов элитного подразделения ГАИ «Кобра»?

С. К.: Да, уже сокращено 177 человек – из трех батальонов осталось две роты. Одна занимается сопровождением лиц, подлежащих госохране, а вторая – отработкой регионов.

Мы вернулись к первоначальной структуре этого подразделения, ведь около полутора лет назад в состав «Кобры» вошел батальон «Беркут», от которого мы, собственно говоря, сейчас и отказались. Нынешняя структура, которая снова подчиняется Департаменту ГАИ, наиболее оптимальная – она компактная и эффективная. «Кобра» начала работать в Закарпатской и Львовской областях, и уже есть первые позитивные результаты – выявлено много контрабандных, угнанных автомобилей и машин с перебитыми номерами агрегатов.

«АЦ»: Ходят слухи, что Научно-исследовательский центр безопасности дорожного движения объединят с другой службой МВД, занимающейся наукой. Так ли это на самом деле?

С. К.: Действительно, есть распоряжение Президента создать единый научный центр МВД. Поэтому мы ликвидируем НИЦБДД и переводим 20 сотрудников, которые занимаются чистой наукой, в создающийся центр. А вот остальные 45 служащих, обеспечивавшие функционирование наших баз данных, компьютерных систем и т. п., перейдут в технический центр, который будет работать в составе ГСБДД.

«АЦ»: Какова будущая судьба подразделений МРЭО и станций технической диагностики ТС? Ведь есть предложение передать функции проведения техосмотра Минтрансу?

С. К.: Реорганизуя ГАИ, мы предлагаем оставить за нами право заниматься регистрационной деятельностью и технадзором, а вот какое решение примет Кабмин Украины, я сказать не могу.

Мы, например, планируем разаттестовать всех работников МРЭО – в погонах останутся только начальники. А вот работники станций диагностики, которые проводят государственный технический осмотр транспортных средств, будут по-прежнему аттестованными.

«АЦ»: Не так давно появилось постановление Кабмина, которым внесены изменения в порядок оформления ДТП. В частности, его теперь могут оформить не только гаишники, но и страховщики. Так ли это?

С. К.: Сотрудники страховых компаний могут приехать и зарегистрировать ДТП, но только для своих служебных нужд. А вот работники милиции в любом случае должны оформлять ДТП, поскольку за его совершение предусмотрена административная или уголовная ответственность. Основное изменение, привнесенное этим постановлением, в том, что теперь мы будем учитывать не только ДТП с наличием пострадавших, но все без исключения дорожные происшествия.

Кроме того, в ближайшем будущем ГСБДД перестанет выполнять функции органов дознания. Поскольку при ДТП, в котором есть пострадавшие, предусмотрена уголовная ответственность, то вполне логично, чтобы такими делами занимались райотделы МВД. Мы же будем работать только по тем ДТП, в которых пострадавших нет.

«АЦ»: Юрий Луценко вроде поддержал идею о повышении ответственности за нарушения ПДД. Так ли это на самом деле, и какие готовятся изменения?

С. К.: Действительно, министр внутренних дел одобрил наши предложения по повышению административной ответственности за нарушения правил дорожного движения.

В частности, планируется узаконить практику задержания водительского удостоверения за управление ТС в нетрезвом состоянии, совершение ДТП и выезд на полосу встречного движения.

Кроме того, мы хотим уйти от так называемых вилок штрафов и сделать их четко фиксированными. К примеру, за превышение скорости движения более чем на 20 км/ч нарушитель заплатит штраф в размере 85 грн., свыше 50 км/ч – 170 грн. А вот ответственность за незначительные нарушения, особо не влияющие на безопасность движения, мы вообще намерены изъять из Кодекса «Об административных нарушениях».

«АЦ»: Говорят, работникам ГАИ подняли зарплату. Насколько существенно?

С. К.: Действительно, заработная плата уже была поднята еще после первого распоряжения министра внутренних дел. Кроме того, мы планируем снова поднять зарплату до 1100 – 1200 грн., но уже не всем сотрудникам, а только тем, которые непосредственно работают на линии (сегодня они получают около 800 грн.).

Таким образом, мы хотим стимулировать наших сотрудников не брать взятки. Параллельно с этим за ними будет осуществляться очень строгий внегласный контроль, и от нерадивых работников мы будем избавляться.

Берегите детей!

1 сентября огромная армия детишек опять вернется за школьные парты. За время длительных летних каникул ребята наверняка уже подзабыли, что такое интенсивное дорожное движение, так что советуем проявлять особую бдительность при проезде мимо учебных заведений. А родителям стоит напомнить своим детям о том, как нужно вести себя на дорогах, и всегда подавать им правильный пример.

В первые недели сентября работники Госавтоинспекции усилят контроль за соблюдением правил проезда пешеходных переходов в районе школ и других детских учебных заведений.

По данным Департамента ГАИ МВД Украины, за 7 месяцев 2005 года по вине детей случилось 1010 ДТП, в которых погибли 54 ребенка, что на 5,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года, и травмированы 1016 (+6,9%). Всего же с участием детей произошло 2902 ДТП, в которых погибли 164 ребенка (+9,3%) и получили травмы 3,1 тыс. (+3,1%).

Один из факторов, способствующих росту количества ДТП с участием детей, по мнению ГАИ: сейчас в школах уделяется недостаточно внимания воспитанию у детей культуры поведения на дорогах и изучению ПДД. Их изучению в рамках образовательной программы «Безопасность жизнедеятельности» в год отведено всего 2 часа.

Никто не забыт

22 августа МВД Украины традиционно отмечает День памяти сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей. С момента создания Госавтоинспекции (в 1936 году), погибли 129 ее работников. Поэтому чтят День памяти и в ГАИ, не забывая о тех, кто отдал свою жизнь, защищая людей.

В этот день в Департамент ГАИ МВД Украины были приглашены вдовы, мужья которых погибли на протяжении последнего года. Начальник ДГАИ генерал-майор милиции Сергей Коломиец расспросил женщин, как им живется, есть ли у них какие-то пожелания или проблемы. Тем, кто обратился к нему с просьбой, он пообещал помочь. Кроме того, от ДГАИ, журнала «Вестник Госавтоинспекции» и Укргазбанка вдовам оказана материальная помощь.

Беседовал Юлий Максимчук
Фото Сергея Кузьмича и Андрея Яцуляка