X

Закон на дороге: Как у соседа

Чтобы реформировать дорожную милицию и инфраструктуру в Украине, не стоить изобретать велосипед. Наши страны-соседи, сегодня уже члены Евросоюза, прошли этот нелегкий путь и могут поделиться опытом.

Литва: полиции ­­мень­ше­­,­­ результаты – лучше

Количество транспорта в Литве за два десятилетия независимости выросло на 58%, а число погибших в ДТП уменьшилось на 64%. Резкий спад смертности на дорогах произошел примерно с 2007 года – до этого погибало 700–800 человек. Это один из результатов действия государственной программы по снижению аварийности. Во-первых, литовцам намного повысили штрафы за управление автомобилем в состоянии опьянения, а если человека задерживают пьяным второй раз – машину конфискуют. Вообще, грубые и повторные нарушения ПДД в Литве караются очень строго, их приравняли к преступлениям. Большая смертность в ДТП (35% от общего количества погибших) приходилась на долю пешеходов. Поэтому правительство уделило особое внимание пешим участникам дорожного движения. Так, светоотражающих элементов выдали больше, чем численность населения, проживающего в Литве. В полную силу действует автоматическая фиксация нарушений – на дорогах страны установлено 154 стационарных радара, контролирующих скорость. У полицейских есть терминалы по приему штрафов на месте – если водитель платит сразу же, то сумма штрафа уменьшается вдвое. Для снижения аварийности выявлялись места, где ДТП совершаются чаще всего, и они подверглись модернизации. Например, при въезде в населенные пункты и в местах скопления пешеходов для принудительного снижения скорости организованы перекрестки с круговым движением, лежачие полицейские и т. д.

Пьянство за рулем, а также грубые и по­­в­торные нарушения ПДД караются очень строго, их приравняли к преступлениям.

Латвия: результат реформ – уменьшение аварийности

Реформы в ГАИ привели Латвию к самому главному: уменьшению аварий и сохранению человеческих жизней. За последние 20 лет ГАИ постепенно становилась современной полицией, хотя и вынуждена была пройти через разные трудности: от низких зарплат (результатом чего была коррупция) до неудовлетворительного образования. Самое большое влияние имели ведение системы штрафных баллов, запрет оплаты штрафов на месте, возможноть попасть в тюрьму за вождение в нетрезвом виде и конфис­кация машины до оплаты штрафа. Все это дало хорошие результаты: в 2004 году в авариях погибли 516 человек, а в ­2012-м­  – 177. Огромную роль во всех улучшениях сыграло Управление безопасности дорожного движения.

С нарушителями не церемонятся – пьяных водителей отправляют прямиком в тюрьму.

Польша: Евросоюз в помощь

Со вступлением Польши в ЕС не произошло ни «переворота» в реорганизации полиции, ни значительного улучшения безопасности дорожного движения. Ведь основная реформа состоялась ранее, еще в 1990 году, когда служба изменила название «Милиция» на «Полиция». А вступление в ЕС облегчило польской полиции доступ к опыту Евросоюза и к финансовым средствам. В рамках программ по безопасности дорожного движения представители польской полиции участвуют в рабочих группах ЕС, имеют непосредственное влияние на общеевропейские правила. Кроме того, они участвуют во многих международных учениях, обмениваются опытом. Все действия рамках международного сотрудничества всегда способствуют улучшению безопасности дорожного движения в стране.

Польская полиция получает техническую помощь от ЕС, а также имеет влияние на европейские ПДД

Грузия: коррупцию искоренили

Реформа правоохранительных органов в Грузии была самой радикальной, зато ее результаты – наиболее показательными. В советский и постсоветский период грузинская полиция считалась одним из самых коррумпированных ведомств в республике. В 1990-х уровень доверия к ней в обществе не превышал 10%. Сегодня этот показатель близок к 90%, люди перестали давать взятки, а полицейские – их брать. Причина прос­та: за взятку в 50 долларов полицейских сажали в тюрьму на 10 лет. В 2004 году вместо милиции и ГАИ было создано две службы – Дорожная полиция (аналог ГАИ и участковых) и Криминальная полиция (расследующая преступления). Через год была основана Полицейская академия, где учились новоиспеченные полицейские (почти всех бывших уволили). Зарплата у полицейских выше, чем в среднем по стране. Еще полагаются премии и медицинская страховка. Патрульная полиция не стоит на дорогах, а все время передвигается. Она реагирует не только на дорожные происшествия, но и на любые другие правонарушения – по примеру полиции США. Патрульные машины оснащены компьютерами с выходом в интернет, полицейские – современным оружием и электрошокерами. Большинство нарушений (скорость, выезд на стоп-полосу или проезд на красный свет) фиксируется автоматически. В результате работы новой службы значительно уменьшилось количество дорожных происшествий – количество ДТП и погибших в них существенно сократились.

Профессия полицейского стала одной из самых престижных в стране, а конкурс в Полицейской академии составил 50 человек на место.

Эстония: под прицелом видеокамер

В Эстонии полиции доверяют 80% населения. Причина – полицейские не берут взяток. Зато они строго относятся к нарушителям, и неважно, мэр города ты или министр: нарушил – отвечай. Во всех полицейских авто есть интернет, и личность водителя определяют по ID-карточке (аналог паспорта). Поэтому возить с собой права и документы на машину необязательно. Полиция никогда «просто так» не останавливает – только если нарушил. Но на улицах установлено много камер – если превысил скорость на 7 км/ч, то точно получаешь квитанцию с фотографией… Это серьезно остужает пыл «гонщиков» – в основном люди ездят спокойно.

Фото полиции Грузии