X

Закон о полиции: первый шаг

Новый закон превратит нынешний орган по применению государственного принуждения (милицию) в сервисную службу (полицию).

На сайте Верховной Рады появился законопроект «О полиции». В нем кардинально изменена структура этой службы. Группа народных депутатов, которые внесли законопроект № 1692-1 «О полиции и полицейской деятельности», разработали его в соответствии с Коалиционным соглашением и Концепцией реформирования уголовной юстиции.

Согласно пояснительной записке к законопроекту, главными задачами его принятия законопроекта являются:
1) создание полиции в качестве эффективной единой структуры всех органов, основной функцией которых является предоставление обществу услуг по поддержанию общественного порядка;
2) деполитизация и демилитаризация органов полиции;
3) создание местной полиции;
4) введение конкурсного и прозрачного механизма замещения вакантных должностей в полиции, включая руководящие должности;
5) установление объективного и независимого механизма рассмотрения дел о привлечении полицейского к дисциплинарной ответственности;
6) лишение полиции несвойственных ей функций;
7) повышение уровня заработной платы полицейских;
8) защита полицейского от незаконного воздействия на него со стороны руководства;
9) регламентация порядка применения полицией мер принуждения.
Законопроект, состоящий из 5 разделов и 106 статей, учитывает международные стандарты деятельности полиции.

В результате систему полиции составят 4 вида полиции: Национальная полиция (которая по классическому примеру европейских государств включает в себя административную и уголовную полицию), Финансовая полиция, Пограничная полиция, местная полиция.

Новая система органов полиции заменит существующую структуру органов внутренних дел, налоговой милиции, оперативные подразделения Государственной пограничной службы Украины, оперативные подразделения Государственной таможенной службы Украины, подразделения по борьбе с коррупцией и организованной преступностью и подразделения контрразведывательной защиты экономики государства Службы безопасности Украины.

Предусмотрено, что статус полицейского получат только те лица, которые непосредственно выполняют функции и полномочия полиции. В то же время правовой статус других сотрудников полиции регулируется в целом законом о государственной службе и законом о службе в органах местного самоуправления.

С целью избавления полиции несвойственных ей функций, законопроектом предусмотрено исключение из полномочий органов полиции осуществление деятельности по:
– Оценки имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности;
– Сферы разрешительной системы;
– Государственной регистрации и учета транспортных средств и издание соответствующих регистрационных документов;
– Контроля за торговлей транспортными средствами, подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации водителей транспортных средств;
– Принятие экзаменов на право управления транспортными средствами и выдача удостоверений водителя;
– Лицензирование хозяйственной деятельности;
– Предоставление разрешительных документов в сфере безопасности дорожного движения.

В законопроекте предусмотрено, что заработная плата полицейского состоит из должностного оклада (6 минимальных заработных плат, которая сейчас составляет 1218 грн.) и доплат за стаж полицейской деятельности (от 10% до 50% размера должностного оклада) и за пребывание в служебной готовности (0,002 от размера должностного оклада за каждый час). То есть минимальная зарплата должна на сегодня составлять 8000 гривне.

При этом должностной оклад полицейского, который находится на руководящей должности, увеличивается на установленный законопроектом коэффициент (от 1,1 до 2).

Для защиты полицейского от незаконного воздействия на него, законопроектом предусмотрено, что полицейский в случае возникновения у него сомнения в законности отданного руководителем приказа, распоряжения вправе отказаться от его исполнения или требовать его письменного подтверждения.

С целью регламентации порядка применения полицией соответствующие меры принуждения к человеку, законопроектом четко и исчерпывающе определены все виды мер принуждения, а также подробно раскрыты главные принципы применения полицейскими этих мероприятий, к которым отнесены превентивность, исключительность и пропорциональность.

Кроме того урегулирован особенности порядка применения мер принуждения к участнику мирного собрания и порядок применения полицейскими огнестрельного оружия в соответствии с требованиями основополагающих принципов применения силы и огнестрельного оружия служащими органов правопорядка ООН от 1990 года