X

Законна проверка «выхлопа» машины: Кто нас проверяет?

Собираетесь отправиться в отпуск на машине? Тогда готовьтесь к тому, что по пути вас могут остановить для проверки «выхлопа» автомобиля. Но при этом под гаишников нередко маскируются предприимчивые мошенники. Как их отличить?

Собираетесь отправиться в отпуск на машине? Тогда готовьтесь к тому, что по пути вас могут остановить для проверки «выхлопа» автомобиля. Но при этом под гаишников нередко маскируются предприимчивые мошенники. Как их отличить?

Собираетесь отправиться в отпуск на машине? Тогда готовьтесь к тому, что по пути вас могут остановить для проверки «выхлопа» автомобиля. Но при этом под гаишников нередко маскируются предприимчивые мошенники. Как их отличить?

Многие водители уверены, что работники ГАИ не должны проверять на дороге техсостояние их транспортных средств. Отчасти они правы – гаишники не уполномочены проводить техосмотр на трассе: скажем, определять суммарный люфт рулевого управления или эффективность срабатывания механизмов тормозной системы. Однако они могут проверить техническое состояние автомобиля, особенно не углубляясь в его конструкцию. Например, при помощи портативных приборов, сертифицированных в Украине, определить содержание вредных веществ в отработавших газах двигателя или же степень светопропускания автомобильных стекол. Такое право им дано в соответствии с п. 2.4 Правил дорожного движения. Кроме того, работники милиции вправе осмотреть ТС с этой целью согласно п. 21 ст. 11 Закона Украины «О милиции».

Берегись «самозванцев»

Останавливать ТС имеют право работники милиции, использующие для этого громкоговорители, специальное табло, на котором высвечивается требование об остановке, включенные проблесковые маячки синего и красного цвета или только красного цвета и (или) специальный звуковой сигнал, а также могут указать жезлом или рукой на машину, которой необходимо остановиться. Останавливать ТС с помощью жезла имеют право только работники Госавтоинспекции и военной инспекции по безопасности дорожного движения (п. 8.8 ПДД).

Но нередко машины останавливают мошенники, которые пытаются за деньги осуществлять проверки содержания вредных веществ в отработавших газах двигателя. Они одеты в костюмы, похожие на форму работников ГАИ, и «тормозят» машины с помощью жезла или красного световозвращателя. Внешне отличить их от гаишников сложно. В Департаменте Госавтоинспекции МВД Украины нам посоветовали обратить внимание на некоторые важные моменты. Во-первых, работники ГАИ должны нести службу на патрульном автомобиле с соответствующей раскраской, во-вторых, это должен быть экипаж, а не один человек, в-третьих, кроме соответствующей милицейской формы, настоящие гаишники носят нагрудный знак Госавтоинспекции (см. фото) и по требованию водителя обязаны предъявить свои служебные удостоверения. Если же остановившие вас люди не имеют этих важных определяющих, тогда смело можно не выходить из машины и продолжать движение – перед вами обычные мошенники. Не лишним будет на ближайшем посту ГАИ сообщить о них стражам порядка.

Как проверяют

Замеры количества вредных веществ в отработавших газах двигателя на дороге проводятся госавтоинспекторами отделов региональных Управлений ГАИ по предотвращению загрязнения окружающей среды транспортными средствами. С ними могут совместно работать сотрудники региональных Управлений экологии и природных ресурсов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов. Сами экологи эту процедуру на дороге не осуществляют, поскольку не имеют права останавливать автомобили. Работники управлений экологии самостоятельно проверяют «выхлоп» только в автопарках транспортных предприятий. Тем не менее, они имеют право составлять протокол и штрафовать нарушителей.

Содержание вредных веществ в отработавших газах двигателей регламентируется ДСТУ 4276:2004 и 4277:2004. «Меряют» «выхлоп» с помощью специальных приборов: для бензиновых двигателей – газоанализаторов (как правило, применяются 102ФА-01 или «Мета»), а для дизельных – дымомеров (ИДП-2). Перед проведением замеров приборы контроля должны обязательно поработать «вхолостую» 10 минут для приведения их в готовность. Двигатель проверяемого автомобиля обязательно прогревают до рабочей температуры. Повторный замер можно проводить только после того, как прибор «обнулится», то есть показатели на электронном табло равны нулю.

Лица, осуществляющие проверку, должны по требованию водителя предъявить копию метрологического свидетельства, где указывается срок очередной поверки прибора (газоанализатора – 1 раз в полгода, дымомера – 1 раз в год). Кроме того, прибор должен иметь инвентарный номер и быть опломбированным.

Если вышеперечисленные требования не выполнены, то результаты проверки недействительны.

 Кто и как «штрафует»

Если на линии работают только госавтоинспекторы, то при выявлении «частного» ТС, у которого содержание вредных веществ в отработавших газах двигателей не соответствует установленным нормам и стандартам, они составляют админпротокол по ч. 2 ст. 121 КоАП Украины, предусматривающей штраф в размере от 8,5 до 17 гривен. Решение по этой статье выносит суд. Если же автомобиль принадлежит организации (фирме, предприятию), тогда ответственность определяется другой статьей – 128 КоАП Украины, по которой предусмотрен штраф в размере от 34 до 68 гривен. Решение о взыскании принимает начальник районного подразделения Госавтоинспекции.

Кроме того, госавтоинспекторы запрещают эксплуатацию такого ТС путем изъятия номерного знака. При этом они руководствуются ст. 37 Закона Украины «О дорожном движении», несмотря на то, что согласно п. 3.6 ДСТУ 4278:2004 «Знаки номерные транспортных средств» номера являются собственностью лица, которое их приобрело. Вернуть номер можно только после того, как водитель отрегулирует систему питания своей машины и предоставит в ГАИ так называемый талон токсичности. При этом регулировочные винты топливной системы автомобиля должны быть опломбированы.

Если госавтоинспекторы на линии работают совместно с сотрудниками региональных управлений экологии и природных ресурсов, то при выявлении ТС, у которого «выхлоп» не соответствует стандартам, административный протокол составляют «экологи». Водители-«частники» привлекаются к ответственности по ст. 81 КоАП Украины, предусматривающей штраф в размере от 17 до 51 гривен. Если же машина принадлежит юридическому лицу – к ответственности привлекаются должностные лица по ст. 80 КоАП Украины (штраф от 34 до 51 грн.). Решение по обеим статьям выносит не суд, а региональное Управление экологии, которое и определит степень взыскания. Госавтоинспекторы в свою очередь запрещают эксплуатацию такого ТС путем изъятия номерного знака.

 Предельное содержание вредных веществ в отработавших газах двигателя

В 2004 году на смену старым ГОСТам СССР пришли украинские стандарты по предельному содержанию вредных веществ в отработавших газах двигателей. Для транспортных ср едств с бензиновыми силовыми агрегатами действует ДСТУ 4277:2004, а с дизельными – ДСТУ 4276:2004. Правда, количественные показатели в них остались прежними.

В дорожных условиях у машин с бензиновыми двигателями контролируется лишь содержание CO, допустимое наличие которого при минимальных оборотах двигателя (около 800 об/мин) – 3%. У автомобилей с дизельными двигателями на дороге дымность контролируется только при максимальных оборотах двигателя, и она не должна превышать 15%.

 За экологов взялась прокуратура

Когда верстался номер, «Автоцентру» стало известно, что прокуратура Киева возбудила уголовное дело по факту мошеннических действий лиц, работающих под видом сотрудников передвижных постов экологического контроля коммунального предприятия «Экотранс». Дело было открыто после того, как в правоохранительные органы обратилось руководство КП «Экотранс», репутация которого пострадала от мошенников. Кроме того, несколько жалоб на «лжеэкологов» поступило в милицию и прокуратуру от владельцев авто. Как сообщили в пресс-службе столичной прокуратуры, деятельность таких лиц не связана с «Экотранс», не предусмотрена ни уставом компании, ни нормативными актами Украины, является незаконной и наносит ущерб собственникам транспортных средств. Уголовное дело возбуждено в соответствии с ч. 2 ст. 190 УК Украины (мошенничество, совершенное повторно или по предварительному сговору группы лиц). Пока правоохранители не знают, скольких людей обманули «экологи» и какой ущерб они нанесли.

Новости

«Кобра» навела порядок на западе страны

В начале июня специальный отряд особого назначения «Кобра» при МВД Украины провел оперативно-профилактические мероприятия во Львовской, Ривненской и Волынской областях. В ходе операции было выявлено 102 нарушения, которые содержат признаки преступления. Из них:

6 случаев перевозки оружия;
9 ТС, эксплуатирующихся с поддельными номерами агрегатов;
7 ТС, находящихся в розыске;
5 документов, числящихся в розыске;
5 случаев хранения наркотиков;
9 человек задержаны по подозрению в использовании поддельных документов.

Кроме того, оформлено 49 административных протоколов на водителей, допустивших грубые нарушения ПДД, и задокументировано 15 случаев эксплуатации ТС с использованием «мигалок» и сирен без соответствующего разрешения.

Опасные автобусы

В последнее время ездить в автобусах стало небезопасно. В сводках о дорожных происшествиях эти транспортные средства упоминаются все чаще.

Так, к примеру, 19 июня в г. Ривне водитель маршрутки отвлекся от управления, выехал на полосу встречного движения и врезался в опору рекламного щита. Вследствие ДТП травмированы водитель и семеро пассажиров.

На следующий день, 20 июня, в Кировоградской области водитель автобуса не справился с управлением на скользкой дороге и перевернулся. В результате погибла 5-летняя девочка и травмированы 15 пассажиров.

В столице 24 июня маршрутный автобус «Богдан» на большой скорости выехал на встречную полосу и столкнулся с автомобилем УАЗ. Травмы получили несколько пассажиров маршрутки.

Подготовил Юлий Максимчук
Фото Андрея Яцуляка и Сергея Кузьмича