Желтый квадрат
Летом на двух столичных перекрестках внедрена новая разметка – желтые квадраты, которые должны были способствовать предотвращению заторов. Насколько же удачным получился эксперимент? |
Наверняка все, кто за
рулем, и сами знают, что «пробки» – это печальные последствия того, что
кое-кто пытается проскочить на красный свет или повернуть не из того ряда…
и знают о том, что ПДД запрещают выезжать на перекресток, если за ним
образовался затор. Но все-таки выезжают на перекресток не обращая внимания
на скопление машин и усугубляя и без того непростую ситуацию.
В чем хитрость?
По замыслу инициаторов эксперимента, желтые квадраты «в клеточку» должны
указывать водителям границы перекрестка, переезжать которые в случае возникновения
затора запрещено. Экспериментальная разметка нанесена на двух перекрестках
– улиц Коминтерна – Саксаганского и Саксаганского – Толстого.
Отметим, что желтые квадраты действующими украинскими ПДД не предусмотрены,
хотя за рубежом такая разметка используется часто. Вместе с тем, они должны
служить наглядным пособием, напоминая водителям п. 16.4 Правил: запрещается
выезжать на любой перекресток, в том числе при разрешающем сигнале светофора,
если за ним образовался затор, который вынудит водителя остановиться на
перекрестке и создать помеху для движения других автомобилей и пешеходов.
Под наблюдением
Итак, чтобы выяснить, работает ли новая разметка, мы отправились на перекресток
ул. Коминтерна и Саксаганского.
Это «горячая» точка Киева. Движение транспорта здесь очень интенсивное,
и заторы возникают часто. То есть, желтая «метка» нанесена не случайно.
Но за два часа нашего с фотографом патрулирования не нашлось ни единого
водителя, который бы при возникновении «пробки» за перекрестком остановился
перед желтой линией разметки! Не обращая внимания на желтые полосы и,
естественно, не вспоминая о требованиях ПДД, все настойчиво пробивались
вперед. В итоге возникали новые заторы. Автомобили разъезжались с большим
трудом, а время проезда перекрестка существенно увеличивалось.
На следующий день было решено продолжить исследования, однако теперь
в несколько ином составе – вместе с сотрудниками Госавтоинспекции. По
нашей задумке, инспекторы должны были своим присутствием напомнить автолюбителям
правила проезда перекрестков, а также помочь нам выяснить у проезжающих
водителей, знают ли они о назначении желтого квадрата. В этот раз ситуация
складывалась по-другому. Кое-кто из водителей, завидев зорких гаишников,
не решался въехать на перекресток при возникновении затора впереди. Но
большинство автомобилистов продолжали упрямо продвигаться вперед, образуя
длинную вереницу машин, гордо выстроившихся на перекрестке в несколько
рядов. Из двадцати водителей, которых остановили сотрудники ГАИ за нарушение
упомянутого п. 16,4 ПДД, лишь двое(!) знали значение «желтого квадрата»
и понимали, какое нарушение правил совершили!
В чем причина?
Подводя итоги, можно сказать, что новая разметка оказалась недостаточно
эффективной. А жаль, ведь идея интересная и нужная. К сожалению, инициатор
эксперимента – столичная Госавтоинспекция – недостаточно широко разъяснила
назначение желтых квадратов. В этом есть и доля вины средств массовой
информации. А главная причина – это низкая дисциплина участников дорожного
движения. И нужно признать, что в данном случае не помогут никакие наглядные
пособия.
А ведь работает!
Два часа, выделенные для нас работниками ГАИ, пролетели быстро. Стражам
порядка что-то передали по рации и они, попрощавшись с нами, уехали. Мы
решили посмотреть, как отреагируют коллеги по дороге на автомобиль, соблюдающий
правила ПДД, проехав через перекресток.
Когда мы, увидев впереди «пробку», остановились перед границей желтого
квадрата, сзади начали настойчиво сигналить, а самые «продвинутые», направляясь
вперед, объехали нас по встречной и соседней правой полосе. Но все же
основной поток транспорта мы задержали. Нам пришлось простоять на разрешающий
сигнал светофора, а затем – на запрещающий. В результате вереница машин,
стоявших по ту сторону перекрестка, благополучно уехала, и когда светофор
в очередной раз подмигнул нам своим «зеленым» глазом, мы беспроблемно
миновали «горячий» перекресток.
А ведь и вправду работает, если всего-навсего не нарушать правил.