X

Желтый квадрат

Чтобы новая разметка заработала, нужно просто соблюдать ПДД






Летом на двух столичных перекрестках внедрена новая
разметка – желтые квадраты, которые должны были способствовать предотвращению
заторов. Насколько же удачным получился эксперимент?

Наверняка все, кто за
рулем, и сами знают, что «пробки» – это печальные последствия того, что
кое-кто пытается проскочить на красный свет или повернуть не из того ряда…
и знают о том, что ПДД запрещают выезжать на перекресток, если за ним
образовался затор. Но все-таки выезжают на перекресток не обращая внимания
на скопление машин и усугубляя и без того непростую ситуацию.

В чем хитрость?

По замыслу инициаторов эксперимента, желтые квадраты «в клеточку» должны
указывать водителям границы перекрестка, переезжать которые в случае возникновения
затора запрещено. Экспериментальная разметка нанесена на двух перекрестках
– улиц Коминтерна – Саксаганского и Саксаганского – Толстого.

Отметим, что желтые квадраты действующими украинскими ПДД не предусмотрены,
хотя за рубежом такая разметка используется часто. Вместе с тем, они должны
служить наглядным пособием, напоминая водителям п. 16.4 Правил: запрещается
выезжать на любой перекресток, в том числе при разрешающем сигнале светофора,
если за ним образовался затор, который вынудит водителя остановиться на
перекрестке и создать помеху для движения других автомобилей и пешеходов.

Под наблюдением

Итак, чтобы выяснить, работает ли новая разметка, мы отправились на перекресток
ул. Коминтерна и Саксаганского.

Это «горячая» точка Киева. Движение транспорта здесь очень интенсивное,
и заторы возникают часто. То есть, желтая «метка» нанесена не случайно.
Но за два часа нашего с фотографом патрулирования не нашлось ни единого
водителя, который бы при возникновении «пробки» за перекрестком остановился
перед желтой линией разметки! Не обращая внимания на желтые полосы и,
естественно, не вспоминая о требованиях ПДД, все настойчиво пробивались
вперед. В итоге возникали новые заторы. Автомобили разъезжались с большим
трудом, а время проезда перекрестка существенно увеличивалось.

На следующий день было решено продолжить исследования, однако теперь
в несколько ином составе – вместе с сотрудниками Госавтоинспекции. По
нашей задумке, инспекторы должны были своим присутствием напомнить автолюбителям
правила проезда перекрестков, а также помочь нам выяснить у проезжающих
водителей, знают ли они о назначении желтого квадрата. В этот раз ситуация
складывалась по-другому. Кое-кто из водителей, завидев зорких гаишников,
не решался въехать на перекресток при возникновении затора впереди. Но
большинство автомобилистов продолжали упрямо продвигаться вперед, образуя
длинную вереницу машин, гордо выстроившихся на перекрестке в несколько
рядов. Из двадцати водителей, которых остановили сотрудники ГАИ за нарушение
упомянутого п. 16,4 ПДД, лишь двое(!) знали значение «желтого квадрата»
и понимали, какое нарушение правил совершили!

В чем причина?

Подводя итоги, можно сказать, что новая разметка оказалась недостаточно
эффективной. А жаль, ведь идея интересная и нужная. К сожалению, инициатор
эксперимента – столичная Госавтоинспекция – недостаточно широко разъяснила
назначение желтых квадратов. В этом есть и доля вины средств массовой
информации. А главная причина – это низкая дисциплина участников дорожного
движения. И нужно признать, что в данном случае не помогут никакие наглядные
пособия.

А ведь работает!

Два часа, выделенные для нас работниками ГАИ, пролетели быстро. Стражам
порядка что-то передали по рации и они, попрощавшись с нами, уехали. Мы
решили посмотреть, как отреагируют коллеги по дороге на автомобиль, соблюдающий
правила ПДД, проехав через перекресток.

Когда мы, увидев впереди «пробку», остановились перед границей желтого
квадрата, сзади начали настойчиво сигналить, а самые «продвинутые», направляясь
вперед, объехали нас по встречной и соседней правой полосе. Но все же
основной поток транспорта мы задержали. Нам пришлось простоять на разрешающий
сигнал светофора, а затем – на запрещающий. В результате вереница машин,
стоявших по ту сторону перекрестка, благополучно уехала, и когда светофор
в очередной раз подмигнул нам своим «зеленым» глазом, мы беспроблемно
миновали «горячий» перекресток.

А ведь и вправду работает, если всего-навсего не нарушать правил.

 МНЕНИЕ  

Олег
Трохименко
Начальник ГАИ МВД Украины в г. Киеве

Предзаторовые ситуации в центре города стали обыденным
явлением. Нарушения правил парковки и проезда перекрестков,
а также тесные улицы – основные причины дорожных «пробок».

Упреждая возможные осложнения в условиях постоянно
растущего парка автомобилей, городские власти и ГАИ
не боятся экспериментировать. Достаточно вспомнить решение
об оборудовании светофоров дополнительными зелеными
табличками в виде стрелок. Пропускная способность таких
перекрестков увеличилась на 20 – 25%, уменьшилось число
ДТП.

Не менее эффективным оказалось и другое нововведение:
увеличение количества полос для движения транспорта
за счет их сужения. Сегодня таким образом «размечены»
5 центральных улиц и мост Патона. Большинство водителей,
судя по звонкам на телефон доверия, поддержали наши
эксперименты.

Надеемся, что еще одна новинка, внедренная столичной
ГАИ, – нанесение желтого канта по границам перекрестков
– поможет разгрузить напряженные «точки» городских магистралей.
Если эксперимент удастся, новая разметка появится на
многих других «горячих» перекрестках.

Юлий Максимчук
Фото Юрия Нестерова