X

Выплата страховки: с учетом износа или без?

Зачем нужна страховая компания, если расходы все равно несет пострадавший?

Если речь идет о возмещении по полису «автогражданки», то согласно Закону «Об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств» выплата по убытку действительно производится с учетом амортизационного износа. В случае необходимости замены деталей в старом поврежденном автомобиле он рассчитывается по специальной методике (установленной законом). Претензии пострадавшего можно объяснить его психологическим состоянием, ведь до ДТП автомобиль был в нормальном состоянии, и ему хотелось бы вернуть все, как было. Но это именно 9-летняя машина с 9-летними деталями, а не новыми.

В соответствии с законом нельзя с помощью страховой выплаты обновить авто. С таким же успехом можно требовать оплаты тюнинга. Износ не учитывается в отношении иномарок возрастом до 7 лет, а отечественных авто – до 5 лет. К тому же «возрастные» автомобили редко ремонтируются на официальных станциях тех­обслуживания, и в этом случае, как показывает практика, суммы страховой выплаты обычно хватает на восстановление.

Подобный подход – не прихоть страховщиков, а рыночные законы, которыми руководствуются при формировании политики в отношении тарифов и выплат. Можно, конечно, выдавать пострадавшим компенсации в размере стоимости нового авто, но неадекватное увеличение выплат автоматически приведет к росту цен на страховку, т. к. у страховых компаний нет других источников финансирования, кроме поступлений от клиентов. В договорах КАСКО решить проблему амортизации гораздо проще, так как СК не связана жестким законом и предлагает своим клиентам условия, которые дают возможность избежать подобных недоразумений.

У большинства страховых компаний прописано 2 вида выплат компенсации по убытку – с учетом износа и без. Если в момент страхования человек выбирает опцию «с учетом износа», он получит более низкий тариф, т. е. страховка обойдется ему дешевле. Но при выплате убытка страховая компания учтет амортизацию поврежденных деталей, т. е. выплатит компенсацию как за старые запчасти. Чтобы избежать этого, выбирайте вариант выплаты «без учета износа». Конечно, такой полис будет дороже, однако и в случае убытков для ремонта авто будут использоваться новые детали по принципу «новое за старое».

Эксперт – Александр Мельничук. Менеджер по коммуникациям страховой компании PZU