X

ДТП по вине СТО?

Недавно я попал в ДТП на своем гарантийном автомобиле и сильно разбил его. Могу ли я заявить требование о компенсации причиненного мне вследствие повреждения машины материального ущерба к СТО и производителю?

Недавно я попал в ДТП на своем гарантийном автомобиле и сильно разбил его. Могу ли я заявить требование о компенсации причиненного мне вследствие повреждения машины материального ущерба к СТО и производителю?

Недавно я попал в ДТП на своем гарантийном автомобиле и сильно разбил его. За месяц перед аварией появился стук в передней части ходовой. Об этом я сообщил на СТО при проведении очередного ТО, однако его не устранили. Считаю, что авария произошла по вине как СТО, на которой не выполнили необходимую работу, так и производителя, установившего бракованную деталь. Могу ли я заявить требование о компенсации причиненного мне вследствие повреждения машины материального ущерба к СТО и производителю?

Максим, г. Кировоград

 

Эксперт
Андрей Евстигнеев

Партнер адвокатской конторы «Васылык и Евстигнеев», к.ю.н., г. Киев

Общие основания компенсации ущерба предусмотрены в главе 82 «Компенсация ущерба» Гражданского кодекса Украины (ГКУ). Возмещать убытки обязано лицо, неправомерные действия которого стали причиной ДТП, вследствие которого пострадала ваша машина. То есть в описанной ситуации вам придется доказывать несколько обстоятельств, что, как свидетельствует практика, непросто. Во-первых, необходимо подтверждение, что причиной аварии стала именно неисправность ходовой авто, проявлявшаяся стуком в передней ее части. Ведь не исключено, что к ДТП привели совсем иные обстоятельства, к которым ни производитель, ни СТО не имеют отношения, а значит, они не обязаны компенсировать ущерб (например, нарушение ПДД водителем и/или другими участниками дорожного движения, плохая дорога или ее неосвещенность, погодные условия и т. д.). Чтобы установить причины аварии, необходима автотехническая экспертиза. Ведь только человек, имеющий специальные технические знания, может компетентно определить, какая именно неисправность (и неисправность ли) стала причиной происшедшего. Установив, что ДТП произошло из-за конкретной неисправности, вам придется также доказать, что СТО была обязана и имела возможности устранить такую неисправность в ходе ТО. Для этого пригодятся документы, подтверждающие ваше обращение с жалобой на стук, а также ответ станции по результатам осмотра об отсутствии неисправностей ходовой (например, акт выполненных работ с отметкой о проведении осмотра ходовой без каких-либо ремонтных работ по ней). Не исключено, что неисправность ходовой, приведшая к аварии, возникла после ТО, или СТО не проводила диагностики ходовой, так как это не предусмотрено регламентом очередного осмот­ра, а вы не заявили о необходимости такой диагностики. В таком случае ваши требования о компенсации, скорее всего, не удовлетворят. Чтобы иметь основания для требований к производителю о возмещении ущерба, необходимо будет доказать, что именно установленная им некачественная деталь привела к аварии, что, как правило, выясняется при проведении автотехнической экспертизы. Замечу, что возможна ситуация, при которой ДТП происходит по вине нескольких лиц – например, производителя, допустившего установку бракованной детали, и СТО, не устранившей неисправность, хотя она могла и обязана была это сделать, учитывая ваше обращение. В таком случае обязанность компенсировать вред может быть разделена между названными виновниками пропорционально размеру их вины (ч. 2 ст. 1190 ГКУ).

Чтобы доказать, что авария произошла по вине производителя или СТО, необходимо провести ряд товароведческих экспертиз и запастись множеством документов.