
Дырявая граница
Только через западную границу Украины в 2006 году под видом запчастей провезли 3612 автомобилей. Подобным и другими методами везут машины и с юга, и с севера…
![]() | ![]() | Только через западную границу Украины в 2006 году под видом запчастей провезли 3612 автомобилей. Подобным и другими методами везут машины и с юга, и с севера… |
Схемы уклонения от уплаты таможенных платежей при ввозе автомобилей опять начали активно использоваться. Пока они не стали такими же массовыми, как пять–семь лет назад. Некоторые из них (ввоз по праву наследования и поагрегатный ввоз недорогих старых машин) недавно были прикрыты путем принятия соответствующих законов, другие (временный ввоз иностранными представительствами или через дипломатов) используются редко. Но многие схемы работают, и законодателям придется продолжить «латать дыры» в нашей границе, иначе ручеек контрабанды может превратиться в полноводную реку повсеместного использования лазеек в наших законах.
Везут машинокомплекты
Почти легально
По данным Западного регионального управления Госпогранслужбы Украины, за 2006 год на территорию нашей страны через пункты пропуска «Шегини», «РаваРусская», «Устилуг» на украинскопольской границе завезено 3612 кузовов автомобилей несущего типа. Все они считаются разобранными, если на них установлено не более одного из таких компонентов: силовой агрегат (двигатель и коробка передач), передняя или задняя подвеска (ось). Данные машинокомплекты входят в перечень товаров, при ввозе которых на территорию Украины не взимаются налоги (ввозная пошлина, налог на добавленную стоимость), если они не производятся в нашей стране. Правда, эта продукция должна быть предназначена только для автосборочных предприятий, имеющих соответствующую лицензию. По слухам, таким документом сегодня располагают даже фирмы, далекие от настоящего производства. С целью таможенного оформления «машинокомплект» классифицируется по кодам запасных частей автомобиля, то есть ввозится на вполне законных основаниях.
Без фар – дешевле
Почти легально
На границу приходят автомобили с некоторыми снятыми запчастями – фарами, бамперами, дверьми, стеклами и т. д. Учитывая такое их состояние, получатель груза декларирует таможенную стоимость машин существенно ниже, чем на собранные. Это мотивируется тем, что грузополучателю поступили недоукомплектованные автомобили. Соответственно, сумма таможенных платежей на них рассчитывается намного ниже реальной. Таким образом в нашу страну ввозятся преимущественно новые автомобили нескольких марок – Toyota, Lexus, Infiniti, Acura и т. д.
Юрлица ввозят кузова
Почти легально
Поагрегатный ввоз теперь реанимировали. Механизм ввоза разобранных кузовов на территорию Украины следующий. Транспортное средство в собранном состоянии покупают на территории любой европейской страны, где на него оформляется СМ (Международная таможенная декларация). В дальнейшем на территории соседних с Украиной государств с транспортного средства снимают силовой агрегат (двигатель и коробку передач), переднюю и заднюю подвески, после чего кузов транспортируется в Украину. По таможенному законодательству, после прибытия на территорию Украины кузов подлежит растаможке. Согласно ст. 6 Закона Украины от 13.09.2001 № 2681-III (268114) «О порядке ввоза (пересылки) в Украину, таможенного оформления и налогообложения личных вещей, товаров и транспортных средств, которые ввозятся (пересылаются) гражданами на таможенную территорию Украины», таможенное оформление кузовов и шасси, которые ввозятся гражданами для свободного использования по кодам 8706 и 8707 УКТВЭД, осуществляется как таможенное оформление собранных транспортных средств с учетом максимального объема цилиндров двигателей, серийно устанавливавшихся на марках автомобилей соответствующего года выпуска. Другими словами, физлицам ввозить кузова невыгодно. Поэтому на территорию Украины они ввозятся на юридических лиц. С начала 2007 года на кузова, бывшие в употреблении, начисляется акциз в сумме 4000 гривен (см. «АЦ» № 3'2007). Стоимость растамаживания кузова в зависимости от марки, года, типа кузова в 2006 году составляла до 6000 гривен, с начала 2007 года с учетом акциза выросла до 10 тыс. гривен.
Двигатель тоже ввозят отдельно от кузова по запчастям. Таким же образом в нашу страну завозят снятые в Польше мосты, подвески и т. д.
Чаще всего кузов в Украину завозится под имеющиеся документы (техпаспорт) автомобиля, состоящего на учете в ГАИ. Стоимость таких документов, в зависимости от марки и года выпуска автомобиля – от 1000 до 5000 евро. Документы о растаможивании кузова направляются в НИЦ БДД вместе с заявлением о переоборудовании автомобиля. Срок этой процедуры – около двух месяцев. Разница в стоимости растаможивания автомобиля и кузова составляет 70 процентов, или 23 тысячи евро для автомобиля возрастом 6–10 лет.
Водитель без машины
Незаконно
Известны схемы ввоза автомобилей в Украину без уплаты налогов при содействии иностранцев. Например, в нашу страну на машине въезжает нерезидент. Здесь он продает автомобиль на запчасти или целиком без документов, после чего уезжает домой на попутном транспорте или на самолете. На вопрос украинских пограничников о местонахождении автомобиля, ввезенного в нашу страну, этот человек отвечает, что ТС сломалось (если машина находится на временном учете в Украине) или его угнали (о чем есть справка из милиции). Впрочем, за машиной он не возвращается, и она остается в Украине.
Продажа плюс страховка
Незаконно
Очень часто нелегальные схемы провоза автомобилей позволяют иностранцам получить выгоду. Например, гражданин Украины договаривается с гражданином одной из стран Западной Европы о покупке его автомобиля за 50% стоимости. При этом до продажи машины владелец страхует ее от похищения на полную стоимость. В дальнейшем владельцем или через доверенное лицо (по доверенности) этот автомобиль ввозится в Украину легально, через пункт пропуска. На территории нашего государства машина поступает к заказчику. После того как данное транспортное средство незаконным путем регистрируется (вносится в базу данных), преступники информируют владельца автомобиля о легализации машины на территории Украины. Тот, в свою очередь, официально заявляет в правоохранительные органы своего государства о краже автомобиля и получает полную компенсацию от страховой компании, в свое время выдавшей ему страховой полис. Факт кражи может быть обнаружен в Украине (проверка по базе Интерпола) при перепродаже этой машины другому владельцу.
Автобус на один рейс
Незаконно
Спрос на автобусы, микроавтобусы и запчасти к ним в нашей стране огромен, поэтому пути их ввоза самые разнообразные. Например, за границу вывозятся документы от легально зарегистрированного в Украине «бусика» (техпаспорт, номерные знаки), хотя провезти их сегодня довольно трудно. Номера крепят на аналогичный автобус, купленный в Европе (или даже краденый) и не снятый с учета в стране пребывания. Чтобы эти автомобили не были выявлены контролирующими службами, они пересекают границу под видом маршрутных транспортных средств, которые перевозят туристов или определенные товары. Внимание пограничников или таможенников концентрируется на товаре или документах людей, а не на соответствии регистрационных документов автобуса. Таким образом в Украину нелегально и без уплаты налогов может попасть автобус или «бусик».
Коридор для контрабанды
Незаконно
Для законопослушных граждан, не провозящих предметы, которые необходимо декларировать, на украинских контрольнопропускных пунктах предусмотрены так называемые зеленые коридоры, работающие по упрощенной схеме осмотра ТС и личных вещей туристов. Этим и пользуются мошенники. Для транспортного средства, которое планируют ввезти в Украину, заранее готовятся технический паспорт и украинские регистрационные номера. На пропускном пункте сопредельной страны данный автомобиль проезжает через «зеленый коридор» на действительных регистрационных номерах (преимущественно Нидерланды, Германия). При подъезде к украинскому пункту пропуска на транспортное средство устанавливаются регистрационные номера Украины. В дальнейшем автомобиль следует на въезд в Украину через «зеленый коридор». Для таможенного контроля предъявляются поддельные документы. Как правило, на полосе упрощенного контроля работники контролирующих органов не уделяют особого внимания осмотру автомобилей, чем и пользуются преступники.
Автомобили-близнецы
Незаконно
Иногда для экономии на растаможке злоумышленники проявляют недюжинную изобретательность. Например, похищая транспортные средства в странах ЕС, изменяют номера их кузовов и регистрационные номера, используя для этого реальные данные автомобилей, зарегистрированных в той или иной стране Евросоюза. Это делается для того, чтобы информация о краже, поступившая в базы Интерпола, не касалась угнанной машины. Номера кузовов удаляют с помощью шлифования, после чего на это место накладывают полосу металла, на которую наносятся новые значения. Подобная технология исключает выявление перебитых номеров в «полевых» условиях штатными средствами пограничных нарядов, ГАИ и т. п. Такие автомобили ввозятся в Украину гражданами – нерезидентами. Ввезенный автомобиль незаконно (без документов о растаможке) регистрируется, и на протяжении нескольких месяцев с ним проводятся еще многие операции (продажа, переоформление, выдача временных регистрационных талонов, смена владельца и т. п.). Все это делается для того, чтобы запутать следы и утаить обстоятельства первой регистрации.
Старые знакомые
Незаконно
Психологические аспекты влияния на контролирующие органы используются и при так называемой тактике дублирования. Жители пограничных регионов выезжают за рубеж на довольно ярких автомобилях настолько часто, что успевают примелькаться работникам пограничного пункта. Когда необходимый эффект достигнут, за границей похищается автомобиль аналогичной марки и даже цвета. Для него вывозятся техпаспорт и госномера, которые прикрепляются к угнанному автомобилю. При этом пограничники и таможенники, бдительность которых усыплена, меньше внимания уделяют «старым знакомым» и машине. Таким образом автомобиль незаконно «проникает» в Украину.