X

ГАИ нашла в себе силы

У нарушителей ПДД теперь забирают права. Насколько это правомерно?

У нарушителей ПДД теперь забирают права. Насколько это правомерно?

ГАИ наконец-то нашла возможность эффективно бороться с нарушителями ПДД. Как? Это мы и наблюдаем сегодня на дорогах.

Последние две недели стали для украинских водителей кошмарными. Гаишники активизировались не на шутку – за серьезные нарушения можно даже лишиться прав. Параллельно с местными автоинспекторами работают мобильные спецгруппы, переброшенные из других регионов, работники которых привлекают к ответственности всех нарушителей, невзирая на «крутизну» машины и положение ее владельца в обществе. Причем это не кратковременная операция, а новые формы работы, которые, по словам начальника Департамента ГАИ МВД Украины генерал-майора милиции Сергея Коломийца, будут применяться и в дальнейшем. Прибегнуть к ним заставила постоянно возрастающая аварийность, провоцируемая вседозволенностью и безнаказанностью отечественных участников дорожного движения. Так, смертность в Украине в 7-8 раз превышает показатели Германии, Австрии, Португалии и Швеции: у нас в 100 ДТП гибнут в среднем 15 человек!

Для стимулирования мобильных экипажей их сотрудникам планируют платить в 2 раза больше, чем обычным гаишникам (около 3,5 тыс. грн.). А по итогам месяца за привлечение к ответственности «крутых» нарушителей на престижных иномарках гаишников будут премировать. Экипажи оснастят современной техникой (скоростными патрульными автомобилями, видеокамерами и т. п.) и обеспечат необходимым количеством горюче-смазочных материалов.

Задерживают – и в суд!

За какие же нарушения предусмотрено лишение прав? В действующем Кодексе Украины об административных правонарушениях имеется пять таких статей (как альтернатива предусмотрен и штраф):

нарушение правил проезда железнодорожных переездов;
дорожно-транспортное происшествие;
невыполнение требований работника ГАИ об остановке и уезд с места ДТП;
управление ТС в нетрезвом состоянии;
создание аварийной ситуации.

Итак, сегодня при выявлении любого из вышеперечисленных нарушений сотрудники ГАИ, как и прежде, составляют соответствующий административный протокол, а после этого задерживают (а не изымают!) водительское удостоверение и везут провинившегося водителя в суд. Такие действия предусмотрены ст. 260 КоАП Украины (см. справку). Далее дежурный судья в оперативном порядке рассматривает дело и выносит свое решение по сути вопроса. Учитывая сложившуюся в стране ситуацию с высокой аварийностью и низкой дисциплиной участников движения, во многих случаях нарушителей лишают права управления на срок, предусмотренный соответствующей статьей КоАП. В зависимости от вида нарушения минимальный срок – 3 месяца, максимальный – 3 года.

Защищайтесь!

Обратите внимание – сотрудники ГАИ не имеют права изымать или лишать водительских удостоверений, то есть забрать права и уехать с ними. Согласно закону это прерогатива суда. На этом акцентировал внимание Сергей Коломиец. Если такие факты злоупотреблений будут иметь место, начальник Госавтоинспекции просил немедленно сообщать о них по телефону доверия ДГАИ. На линии при выявлении нарушения гаишники задерживают права и доставляют документы и их владельца в суд. Хотя некоторые юристы говорят о том, что забирать права не имеет права даже суд! (См. мнение адвоката).

С начала года на украинских дорогах погибло на 107 человек меньше и на 1200 человек меньше получили травмы при ДТП, чем за аналогичный период прошлого года.

Кстати, если водитель считает, что аварийная ситуация ему вменяется неправомерно – то есть своим нарушением он не заставил других участников движения принять какие-либо меры для предотвращения ДТП, свою правоту он может отстоять в суде. В таком случае судья вместо лишения прав может ограничиться лишь штрафом. И это вполне реально – согласно статистике ДГАИ, с 10 по 17 января было составлено 17510 админпротоколов по «лишенческим» статьям, а суды лишили прав только 5553 водителя – остальные отделались штрафами.

Довести до конца

Итак, новые методы работы украинской Госавтоинспекции уже сегодня дали положительные результаты – по данным ДГАИ, с начала года количество погибших уменьшилось на 107 человек, а пострадавших в ДТП – на 1200 по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. То есть улучшение порядка на дорогах ведет к уменьшению трагических случаев. Хочется надеяться, что у ГАИ хватит сил и вдохновения не бросить начатую работу и сделать украинские дороги более безопасными!

 Мнение ГАИ  

Сергей Коломиец
Генерал-майор милиции начальник ДГАИ МВД Украины

Сотрудники ГАИ не имеют права изымать или лишать водительских удостоверений – то есть забрать права и уехать с ними. При выявлении грубых нарушений гаишники задерживают права и доставляют документы и их владельца в суд, который и выносит решение – лишить права управления или наложить штраф.

Аварийная ситуация

Термин «аварийная ситуация» трактуется в КоАП Украины (ст. 122) как нарушения ПДД, которые вынудили других участников дорожного движения резко изменить скорость, направление движения или принять другие меры по обеспечению личной безопасности или безопасности других граждан.

Задержание документов

Согласно ст. 260 КоАП с целью «…..обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и выполнения постановлений в делах об административных нарушениях допускается административное задержание лиц, личный осмотр вещей и изъятие вещей и документов». А в ст. 262 уточняется, что административное задержание возможно также при нарушении Правил дорожного движения.

 Мнение юриста  

Андрей Евстигнеев
Адвокат

По моему убеждению, изъятие водительских удостоверений проводится неправомерно. Изъятие прав – элемент производства по делу об админправонарушении ПДД, которое регламентируется Кодексом Украины об административных правонарушениях (КоАП). До 05.04. 2001 г. часть 5 ст. 265 КоАП предусматривала, что при совершении нарушения, за которое в соответствии с данным кодексом может быть наложено административное взыскание, у виновника изымается удостоверение водителя (талон к нему) до вынесения постановления в деле и уплаты штрафа. После ее исключения в КоАП нет ни одной нормы, которая бы регулировала указанное изъятие. Более того, в ст. 318 КоАП «Порядок выполнения постановления о лишении права управления транспортным средством» четко и однозначно предусмотрено, что в случае вынесения судом постановления о лишении прав изъятое в соответствии с ч. 5 статьи 265 КоАП (которой в этом кодексе нет!) удостоверение водителя не возвращается. В данном случае КоАП ссылается на несуществующую норму. Это указывает на невозможность законного исполнения решения об изъятии прав. И пока в админкодекс не будут внесены соответствующие изменения, действия работников ГАИ незаконны.

Телефон доверия ДГАИ МВД Украины: (044) 272-46-59
Телефон доверия УГАИ ГУ МВД Украины в г. Киеве: (044) 483-70-64

Подготовил Юлий Максимчук
Фото Андрея Яцуляка