X

Гарантия для развалюхи

Когда можно предъявлять претензии бывшему владельцу авто.

Когда можно предъявлять претензии бывшему владельцу авто.

Консультант. Андрей Евстигнеев
Адвокат адвокатской компании «ГРАВЭ»

Я купил подержанную машину. Продавец, конечно же, уверял, что она в идеальном состоянии, хотя гарантии не предоставил. Но уже через месяц автомобиль начал «сыпаться» – то одно, то другое. Могу ли я потребовать, чтобы бывший владелец устранил неполадки за свой счет или вернул деньги, как при покупке некачественного товара в магазине?

Вопросы, связанные с недостатками автомобиля, приобретенного физическим лицом – не предпринимателем у другого физического лица – не предпринимателя по договору купли-продажи, регулируются исключительно Гражданским кодексом. Законом Украины «О защите прав потребителей» регламентируются только те отношения, при которых продавцом выступает юридическое лицо или физическое лицо-предприниматель (то есть магазин или автосалон).

Согласно ст. 673 ГК продавец должен передать покупателю товар, качество которого отвечает условиям договора купли-продажи. В случае отсутствия в данном договоре таких условий продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для цели, с которой предмет такого рода обычно используется. Другими словами, он должен быть пригодным для использования в качестве транспортного средства – то есть ездить.

Согласно ст. 678 ГК покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, может требовать от продавца:

пропорционального уменьшения цены;
бесплатного устранения недостатков товара в разумный срок;
возмещения расходов на устранение недостатков. Причем это право он имеет независимо от возможности использования покупки по назначению, то есть если качественные показатели машины не отвечают установленным требованиям (ГОСТам, ПДД, техническим характеристикам, заявленным производителем).

Этой же статьей ГК предусмотрено, что в случае существенного нарушения требований относительно качества товара (выявления недостатков, которые нельзя устранить; устранение которых связано с непропорциональными расходами или затратами времени; которые выявлялись неоднократно либо снова появились после их устранения) покупатель имеет право отказаться от договора и требовать возвращения оплаченной за товар денежной суммы или замены товара.

Следует обратить внимание, что ст. 679 ГК предусматривает ответственность продавца за недостатки товара, если покупатель докажет, что они возникли до передачи товара покупателю или по причинам, которые существовали до этого момента.

Важно обратить внимание на установленные в ст. 680 ГК сроки выявления недостатков и предъявления требований в связи с этими недостатками. Предположим, на автомобиль не установлен гарантийный срок или срок пригодности (с окончанием которого ТС считается непригодным для использования по назначению). Тогда покупатель имеет право предъявить требование в связи с недостатками автомобиля при условии, что они выявлены на протяжении разумного (объективно необходимого для выявления конкретных недостатков) срока, но в любом случае в пределах двух лет со дня передачи ему автомобиля продавцом. Если же на автомобиль установлен гарантийный срок или срок пригодности, то покупатель имеет право предъявить требования в связи с недостатками автомобиля, выявленными в пределах таких сроков.

 Совет юриста

Чтобы продавцу обезопасить себя от подобных претензий покупателя, советую указать в договоре купли-продаже пункт об установлении минимальной гарантии на автомобиль.

Реализовать указанные права покупатель может, во-первых, по договоренности с продавцом. При этом доказывать факт наличия недостатков, причины и время их возникновения, скорее всего, не понадобится, так как требования покупателя будут удовлетворены продавцом фактически добровольно на условиях, о которых договорятся стороны.

Но если договориться не удастся, придется обращаться в суд, где требуется доказывать факт наличия недостатков, установив причины и время их возникновения при помощи независимой экспертизы.

Фото Андрея Яцуляка