X

Какие изменения в законах о дорожном движении ожидают автомобилистов: Проще будет?

Президент Украины в рамках национальной программы экономических реформ утвердил ряд изменений в законы, регулирующие сферу дорожного движения, чтобы значительно упростить жизнь автомобилистам.

Президент Украины в рамках национальной программы экономических реформ утвердил ряд изменений в законы, регулирующие сферу дорожного движения, чтобы значительно упростить жизнь автомобилистам.

Президент Украины в рамках национальной программы экономических реформ утвердил ряд изменений в законы, регулирующие сферу дорожного движения, чтобы значительно упростить жизнь автомобилистам.

Указом № 187/2012 Президент Украины утвердил национальный план действий на 2012 год по внедрению Программы экономических реформ «Зажиточное общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство» (2010–2014 гг.). Планом утвержден и ряд изменений в законы о дорожном движении. Их нужно внести уже в первом полугодии, и для выполнения каждой задачи установлены четкие сроки и указаны исполнители.

Мы расскажем о наиболее интересных новшествах и оценим целесообразность и перспективы их внедрения.

Права и сбор в ПФ

В марте текущего года МВД необходимо было издать нормативно-правовые акты, направленные на упрощение процедуры получения водительских удостоверений. В частности, отменив обязательную сдачу практического и теоретического экзаменов при восстановлении утерянных прав, а также необходимость предъявлять во время данной процедуры справки о нелишении права управления ТС. Вместе с тем, на сегодняшний день МВД официально пока не представило проекты данных документов.

Возможный негатив данных новшеств – на дороги могут выехать потенциально опасные водители (люди, которые давно потеряли права, а значит, и навыки управления), а также нарушители, лишенные права управления, заявившие в ГАИ об утере удостоверения (ведь уже не нужно будет документально подтверждать свое нелишение). Но все эти проблемы решаются введением единой национальной базы данных ГАИ, с помощью которой можно будет проверить биографию каждого украинского водителя. По требованию Президента, МВД должно запустить ее в работу в августе текущего года.

В июне на рассмотрение ВР премьер-министр Украины совместно с МВД и Минсоцполитики должен предоставить законопроект, отменяющий оплату сбора в Пенсионный фонд при отчуждении транспортных средств, а также внедрить компенсационный механизм наполнения данного фонда. В Верховной Раде уже находится проект закона, предусматривающий отмену уплаты сбора в Пенсионный фонд продавцами легковых авто и возложение данной обязанности на покупателей транспорта (см. «АЦ» № 14 за 2012 г.). Впрочем, подобный порядок уплаты сбора довольно давно действует на практике.

В очередной раз в Украине предлагают ввес­ти движение днем с включенным ближним светом фар в осенне-весенний период.

Сохранение номерного знака при перерегистрации ТС на нового владельца в пределах одного региона снизит стоимость этой процедуры.

Новые правила

В июне текущего года премьер-министру Украины совместно с МВД, Минрегионов и Укравтодором следует внести изменения в Правила дорожного движения с учетом требований Конвенции о дорожном движении, действующих в странах Евросоюза. В частности, исключить возможность привлечения к административной ответственности за нарушения ПДД, если разметка или знаки не отвечают стандартам или не видны участникам движения. Вполне логичное предложение – ведь у нас дорожные знаки часто «прячутся» за листвой деревьев либо эти знаки установлены и разметка нанесена с нарушением действующих норм. Разве должны из-за этого страдать рядовые водители, которых штрафуют за нарушения, спровоцированные ненадлежащим состоянием дорожной инфраструктуры?..

На автомобильных дорогах с более чем одной полосой для движения обязательна установка дорожных знаков для каждой полосы. Кроме того, пора внедрить европейские стандарты дорожных знаков и разметки, а также обеспечить освещение пешеходных переходов. Все это поз­волит водителям лучше ориентироваться, а также положительно повлияет на безопасность движения. Ведь ясно, что одним лишь повышением штрафов надлежащего ее уровня не добиться – параллельно следует совершенствовать дорожную инфраструктуру. Причем европейским стандартам должны соответствовать не только знаки и разметка, но и наши дороги.

В ПДД, по мнению Президента, нужно также внести требование о том, что с 1 октября по 1 мая в любое время суток при движении за пределами населенных пунктов ТС должны ехать с включенным ближним светом фар. Напомним, лет 15–20 назад в Украине уже пытались ввести данную норму, хотя она не прижилась. Будет ли успешной вторая попытка – покажет время. При этом в ряде европейских стран движение с включенным ближним светом или с ходовыми (светодиодными) огнями в светлое время суток уже давно практикуется и повышает безопасность движения. Поскольку и в Украине появилось немало современных моделей, оснащенных фарами с ходовыми огнями, неплохо бы законодательно предусмотреть движение на выбор – с включенным ближним светом фар или же с ходовыми огнями.

Регистрация ТС

По мнению Президента, сегодня процедуры регистрации и перерегистрации транспорта неоправданно усложнены, поэтому их следует упростить, чтобы автовладелец тратил на это не более 1 часа. Изменения должны быть приняты уже в апреле. Для усовершенствования регистрационных операций предлагается отменить некоторые лишние процедуры и доработать имеющиеся (см. табл.).

Кроме того, гарант конституции потребовал, чтобы уже в марте текущего года в Верховной Раде появился законопроект о внесении изменений в Закон «О дорожном движении», которым будет отменена норма, позволяющая работникам ГАИ отказать водителям в проведении регистрационных операций, если у тех имеются задолженности об уплате штрафов. Это новшество упростит проведение регистрации/перерегистрации транспортных средств, а также избавит ГАИ от несвойственных ей функций – ведь контролем за уплатой штрафов должна заниматься Государственная исполнительная служба.

Усовершенствование регистрационных операций ГАИ

Требование

Комментарий «Автоцентра»

Отменить:

 

обязательную проверку ТС во время регистрации/перерегистрации/снятия с учета;

Действительно, проверку ТС как обязательную процедуру нужно отменить. Проводить его следует только в том случае, если у сотрудника МРЭО возникнет подозрение в подлинности номеров агрегатов.

взимание платежей во время регистрационных процедур, кроме платы за техпаспорт или его дубликат и номера;

Исключение лишних платежей снизит стоимость регистрации и перерегистрации ТС и сделает эти операции еще доступнее. Это позволит вывести из тени продажи транспорта путем оформления так называемых генеральных доверенностей.  

контроль при регистрации ТС за соблюдением законодательства, определяющего порядок оплаты сборов (обязательных платежей);

ГАИ следует избавить от несвойственных ей функций – контроля оплаты автомобилистами штрафов за нарушения ПДД и пенсионного сбора – это больше относится к компетенции других ведомств.

выдачу лицам, отправляющимся в поездку за рубеж, временного свидетельства о регистрации (на время поездки), если ТС принадлежит другому лицу;

За рубежом уже давно, а в Украине с прошлого года действует норма, по которой для управления чужим ТС достаточно иметь: техпаспорт на него, права соответствующей категории и  страховку. Поэтому обязательное получение временного техпаспорта при поездке за рубеж на чужом ТС выглядит нецелесообразным. Правда, подобные нормы пока не действуют в некоторых странах СНГ, поэтому в этих государствах у наших водителей могут возникнуть проблемы с пограничниками и полицией.   

отдельную процедуру снятия с учета ТС при их отчуждении, внедрив вместо нее процедуру прямой перерегистрации ТС с одного владельца на другого;

Внедрение прямой перерегистрации ТС при их отчуждении позволит лицам, продающим авто, сэкономить средства на процедуре снятия с учета –   244,12 грн. (за отечественные ТС) или 281,64 грн. (за импортные).

обязательную подачу ТС в МРЭО при перерегистрации в связи со сменой места жительства и при восстановлении утерянных или испорченных документов.

Нет смысла показывать транспорт в ГАИ, если при этом производится банальная бумажная работа с документами.

Предоставить возможность:

сохранения номерного знака за ТС при перерегистрации его на нового владельца в пределах одного региона по желанию владельца;

Это новшество опять-таки позволит снизить стоимость перерегистрации транспорта, а также затраты на изготовление новых номеров.

продажи ТС, полученного в наследство, без его перерегистрации;

Нецелесообразно, получив ТС в наследство, тратить дополнительные деньги на перерегистрацию транспорта на свое имя, чтобы затем продать его другому человеку.

проведения регистрационных процедур в любом регионе независимо от места жительства лица владельца ТС и от региона регистрации транспорта, а также получения водительских удостоверений независимо от места жительства лица, получающего права;

Вполне реальное требование, если в Украине внедрят единую национальную базу данных ГАИ.

внедрить добровольную проверку ТС только по письменному требованию  владельца сертифицированными экспертами-криминалистами.

Официально закрепленная норма по добровольной проверке ТС позволит тем, кто собирается приобрести транспорт, предварительно (до проведения операций по оформлению продажи) убедиться в его законности.

Подготовил Юлий Максимчук
Фото Андрея Яцуляка