Караул, авария!
Как вести себя водителю, который стал участником дорожно-транспортного происшествия.
Как вести себя водителю, который стал участником дорожно-транспортного происшествия. |
Правила поведения водителей в случае причастности к ДТП четко определены в пункте 2.10 ПДД. Запомнить их нетрудно, но бывают ситуации, когда в точности придерживаться этих предписаний невозможно. Попробуем разобраться, когда Правилам дорожного движения нужно следовать неукоснительно, а в каких случаях подходить к их требованиям «с умом».
Стоять и не двигаться!
Первый и главный пункт ПДД, регулирующий поведение водителя, звучит так: «Немедленно остановить транспортное средство и оставаться на месте происшествия». Не будем рассматривать те случаи, когда водитель скрывается с места ДТП в состоянии аффекта или алкогольного опьянения – ведь он фактически обеспечивает себе признание виновности. Остановимся на ситуации, когда столкнувшиеся ТС создают неудобства другим участникам движения или вследствие незначительной аварии кажется, что стоять на дороге в ожидании милиции бессмысленно. Во многих странах такие действия не только разрешены, но даже предписаны местными правилами. Например, в Германии оставаться на автобане после совершения ДТП, если машины не потеряли способность передвигаться, нельзя: нужно срочно убирать их с дороги и ехать в ближайшее полицейское отделение для оформления происшествия. В противном случае водителя ждет более суровое наказание, чем за совершение ДТП.
В Украине покидать место ДТП, как правило, не разрешается, но есть некоторые исключения. Например, если потерпевших нет, третьи лица не пострадали, а попавшие в аварию машины могут передвигаться, то с места происшествия можно уехать. Но для этого надо выполнить несколько условий. Во-первых, достичь взаимопонимания с другими участниками аварии (определить, кто прав, кто виноват), а затем составить схему ДТП и обозначить положение машин на дороге мелом или краской. После этого можно отправляться на ближайший пост ГАИ или в райотдел милиции, чтобы зарегистрировать ДТП по всем правилам. На практике участники небольшого дорожного происшествия, достигнув взаимопонимания, обычно рассчитываются за причиненный ущерб, а милицию не вызывают и не уведомляют. Однако такое действие юридически незаконно и чревато неприятностями для пострадавшего. Например, водитель, признавший себя виновником ДТП, покинув место происшествия, может изменить свое мнение и отказаться возмещать ущерб. Поэтому все устные договоренности нужно сразу фиксировать на бумаге, а ДТП все же зарегистрировать в милиции.
Если авария повлекла за собой телесные повреждения или нанесла ущерб третьим лицам, оставлять место ДТП причастному к нему водителю запрещено Правилами дорожного движения. Этот проступок наказывается в административном порядке, вплоть до лишения водителя права управлять транспортными средствами. Когда же участник дорожного происшествия уезжает с места аварии, не оказав помощи пострадавшим в ней людям, он рискует быть привлеченным к уголовной ответственности по ст.135 Уголовного кодекса Украины. Впрочем, и в случае с потерпевшими есть одно исключение. Если пострадавшим в аварии необходимо оказать первую медицинскую помощь, а обратиться за помощью к третьим лицам, чтобы отправить пострадавших в больницу, невозможно, или же потеря времени до приезда «скорой» может слишком дорого обойтись, отвезти человека в ближайшее лечебное учреждение разрешено на автомобиле, участвовавшем в ДТП. Конечно, перед этим хотя бы мелом или краской нужно зафиксировать расположение на асфальте транспортных средств и других предметов, которые могут быть передвинуты. После транспортировки пострадавших необходимо уже с милицией возвратиться на место ДТП. Реально это единственный случай, когда украинские законы позволяют покинуть место аварии, если в ней есть пострадавшие или вина одного из водителей неочевидна.
Сигнализируйте!
Следующее, что необходимо сделать после ДТП согласно Правилам, – включить аварийную сигнализацию и установить знак аварийной остановки (или мигающий красный фонарь). Последний должен размещаться не ближе 20 м от места происшествия в населенных пунктах и 40 м – вне их. Это позволяет другим водителям своевременно заметить препятствие на дороге и перестроиться либо остановиться. На практике это требование часто невыполнимо. Иногда расположить знак на указанном расстоянии мешает плотная застройка, непрерывный поток машин или «тянучка». Но в этом случае лучше все же поставить его на максимально возможной дистанции, чем вовсе не устанавливать.
В ПДД написано: перемещать транспортные средства и предметы, имеющие отношение к происшествию, запрещено. Но в определенных случаях от этого правила можно отступить. Руководствоваться следует принципом: если остальные машины могут объехать аварию и двигаться далее – тогда перемещать пострадавший автомобиль нельзя. Если же из-за ДТП создан затор, полностью парализовавший движение на данном участке дороги, и объехать его трудно, придется убрать с места аварии автомобили, их отделившиеся части или другие предметы. Кроме того, двигать улики можно, если без этого нельзя оказать медицинскую помощь пострадавшим. Но в любом случае следует принять все возможные меры, чтобы обеспечить сохранность следов происшествия, нанеся мелом или другими средствами пометки на проезжей части, накрыв следы какими-либо предметами и т. п. Сохранив в неприкосновенности место аварии, впоследствии можно будет достоверно установить обстоятельства и механизм происшествия.
Таким образом, при документировании ДТП могут оказаться полезными ручка, бумага, а также краска или мел. Поэтому лучше, чтобы эти предметы всегда находились в автомобиле наряду с аптечкой и знаком аварийной остановки.
Ищите свидетелей
С прибытием работников милиции придется участвовать в разбирательстве – осматривать место ДТП, составлять схему места происшествия, подписывать ее, давать письменные объяснения на месте ДТП, а потом и показания дознавателю или следователю, участвовать в различных следственных действиях, защищаться от предъявленного вам обвинения.
Последнее, что обязательно нужно сделать до прибытия на место аварии работников милиции, – по возможности записать фамилии и адреса очевидцев. Их показания могут стать существенным доказательством в определении виновника ДТП.