X

Музыка или гарантия?

Чем рискует покупатель, устанавливая на новую машину «свою» магнитолу.

Чем рискует покупатель, устанавливая на новую машину «свою» магнитолу.

Консультант
Андрей Евстигнеев. Магистр права

Купил в автосалоне новую машину, но захотел поменять в ней «музыку». Обратился на фирменную СТО, однако там сказали, что поставить мою магнитолу не могут, иначе автомобиль снимут с гарантии. Не ущемление ли это моих прав потребителя?

Петр. А., г. Киев

Согласно ст. 1 Закона Украины «О защите прав потребителей» гарантийный срок – это время, на протяжении которого производитель (продавец) обязуется осуществлять бесплатный ремонт или замену соответствующей продукции в связи с введением ее в эксплуатацию. Гарантийными обязательствами законодатель называет обязанности продавца (производителя) продукции проводить бесплатный ремонт, замену товара и т. п. на протяжении гарантийного срока. Поэтому, теряя гарантию, покупатель рискует утратить именно гарантийные обязательства продавца.

Одним из оснований прекращения гарантийных обязательств в ст. 604 ГКУ названа договоренность сторон. А факт заключения вами договора купли-продажи с определенными условиями прекращения гарантии является именно такой договоренностью. Возможно, в сервисной книжке, которая является частью такого договора, и записано обязательство устанавливать магнитолу только на фирменной СТО. В п. 11 «Порядка гарантийного ремонта (обслуживания) или гарантийной замены дорожных транспортных средств», утвержденного Приказом Минпромполитики Украины № 721 от 29 декабря 2004 г., среди оснований отказа в гарантийном ремонте назван выход ТС из строя в результате нарушения потребителем требований эксплуатационной документации на автомобиль, проведения его модернизации, технического обслуживания или ремонта вне сервисных пунктов, указанных в сервисной книжке. Таким образом, если поломка машины произойдет вследствие неправильной установки магнитолы или ее неисправности, продавец вправе отказать в предоставлении гарантийных обязательств.

В случае несогласия с отказом в проведении гарантийного ремонта можно обратиться с жалобой в органы защиты прав потребителей или в антимонопольные органы, поскольку в действиях продавца могуть быть нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные Законом Украины «О защите экономической конкуренции», злоупотребление монопольным (доминирующим) положением на рынке в форме установления таких условий приобретения товара (а именно – условий о прекращении гарантии), которые невозможно было бы установить при существовании значительной конкуренции на рынке. Замечу, что судебная практика в таких случаях неоднозначна. Иногда суды поддерживают точку зрения продавца, а иногда – потребителя.