Первоапрельская «шутка» Кабинета Министров
16 февраля Кабмин Украины принял постановление №146, которым установил, что с 1 апреля 1998 года при ввозе в страну бывших в эксплуатации автомобилей их возраст не должен превышать 5 лет. Кроме того, этим же постановлением несколько изменен существующий порядок определения (расчета) таможенной стоимости таких автомобилей. |
Не поддаваясь всеобщей панике
и буре возмущений, мы попробуем сразу же разобраться в том, каких именно транспортных
средств и в каком денежном выражении коснулось это решение, а также попытаемся
спрогнозировать ситуацию на внутреннем рынке подержанных автомобилей.
Запрет
ввоза в страну автомобилей старше 5 лет
Эта мера, безусловно, напрямую повлияет на увеличение стоимости «остатков»
таких автомобилей на внутреннем рынке. Причем, первое время может разгореться
такой ажиотаж, что цены «прыгнут» вверх очень стремительно, будут выше, чем
после вступления в силу данного постановления, т. е. с 1 апреля. До этой даты
осталось чуть больше месяца и ясно, что поток 5-10-летних автомобилей из-за
границы в оставшееся время существенно увеличится. Но не все ввезенные машины
сразу будут продаваться — скорее всего, авто станут покупать для собственных
нужд.
Кроме того, увеличение количества пересекших границу машин не будет пропорционально
количеству растаможенных — сначала ввезут
побольше автомобилей, а только потом, постепенно, их растаможат. Здесь,
правда, возникает ряд вопросов, ответы на которые должна дать Гостаможслужба
после «отработки» рассматриваемого постановления. Например, как быть с автомобилями
старше 5-ти, но моложе 10 лет, которые были ввезены под обязательство обратного
вывоза до появления постановления №146? Ведь по существующим на данный момент
правилам, если в течение разрешенного года временного ввоза автомобиль «станет
старше» 10-ти лет, владелец теряет возможность его растаможить и вынужден
вывезти его с территории Украины (или выбросить). Так ли будет и с упоминавшимися
«пятилетками»?
Вполне очевидно, что в конце февраля — начале марта цены
на 5-10 летние машины в основных странах, из которых пригоняют подержанные
автомобили (Германия, Бельгия, Голландия, Литва), немного подрастут, а после
1 апреля заметно упадут. Хотя сильных колебаний цен за границей бояться не
следует — ведь, кроме Украины, в других странах, где есть «любители» европейского
автомобильного «second hand’a», правила ввоза не изменились.
Ограничение минимальнойтаможенной стоимости на уровне 5000 долларов
Этим постановлением правительство принципиально не изменило существующую
методику расчета таможенных платежей. Остались без изменения применяющиеся
еще с осени 1996 года таблицы (см. «Автоцентр», №12
‘97), в которых установлены сами минимальные таможенные стоимости для новых
автомобилей и ставки акцизного и таможенного сборов, зависящие от объема
двигателей. «Укоротилась» только таблица коэффициентов уменьшения минимальной
таможенной стоимости в зависимости от возраста авто — теперь она заканчивается
на 60% (для машин старше 4-х лет).
Если внимательно взглянуть на таблицу, по которой определялась минимальная
таможенная стоимость импортных автомобилей, становится ясно, что меньше $5000
новый автомобиль и раньше не мог стоить. Но это новый, а если взять уже «постаревший», то тут нашумевшая цифра «$5000» начинает
«действовать» и в конечном итоге приводит к увеличению налога на добавленную
стоимость (НДС), который является одним из слагаемых начисляемой суммы «растаможки».
Напомним, что НДС составляет 20% от суммы минимальной таможенной стоимости
с учетом возраста (см. Додаток №2 к постановлению КМ), акцизного сбора и
ввозной пошлины. Последние две величины пока остались без изменений, а что
станет с первым слагаемым после 1 апреля показано в табл. 1.
Как видно из таблицы, в наибольшей степени стоимость «растаможки»
вырастет для 4-летних недорогих автомобилей, которые будучи новыми имеют минимальную
таможенную стоимость $5000. Это, в первую очередь, ВАЗы и «Москвичи», а также
некоторые иномарки с объемом двигателей до 1000 куб. см — FIAT, Citroen, Peugeot,
Renault и Daewoo. Немного вырастет «растаможка» и для машин с минимальной
таможенной стоимостью от $6000 до $8000, куда попадают почти все распространенные
иномарки с двигателями до 1.5 л, кроме Volvo, Honda, Daihatsu, Proton, Eagle.
О том, что установленные нашим законодательством минимальные таможенные
стоимости, прямо скажем, мало соответствуют действительности, знают все, однако
против закона не попрешь. На самом же деле купить иномарку до 5 лет дешевле
$5000 почти невозможно, разве что российскую «Ладу».
Но именно по реально наиболее дешевым машинам и «ударило»
больше всего данное постановление. Теперь для этих машин стоимость «растаможки»
увеличится минимум на $400 (наверное, существенная добавка в бюджет). Исходя
из этого, купленный, к примеру, в Германии и растаможенный у нас ВАЗ 1993
года обойдется во столько же, а то и дороже, чем точно такой же на Киевском
рынке или по объявлению в «Автоцентре». Логично, что как раз 4-6 летние «Жигули»
и близкие к ним по классу машины подрастут в цене на $400-700, и, соответственно,
за ними «подтянутся» и более старые.
С другой стороны, постановление №146 практически никак
не влияет на ввоз новых и 2-3—летних автомобилей (особенно мощных и «крутых»)
и цены на них должны остаться на прежнем уровне. Сам собой напрашивается вывод,
что правительство, решив пополнить государственную казну, почему-то опять
делает это за счет наименее обеспеченной части своих сограждан, в этот раз
тех, кто из последних сил собирает деньги на не новый, но надежный, «еще живой» и
недорогой автомобиль.
Табл. 1. Зависимость от возраста минимальной таможенной стоимости и НДС для бывших в эксплутации автомобилей, долларов США |
|
P.S. В следующих номерах «АВТОЦЕНТРА» мы еще вернемся
к обсуждению «первоапрельской шутки» правительства, где постараемся провести
более глубокий анализ ее последствий.