X

Позади – значит виноват?

Я остановился на мосту перед светофором за автомобилем без каких-либо знаков «У» или ограничения скорости 70 км/ч (иначе я был бы более осторожным). Тут машина, идущая впереди, внезапно включает заднюю передачу и врезается в мой автомобиль. Когда приезжает ГАИ, водитель и пассажир передней машины начинают доказывать, что я не соблюдал дистанцию. После разбирательства гаишники принимают их сторону и в протоколе пишут, что именно я являюсь виновником аварии. Как доказать свою правоту в этой ситуации?

Я остановился на мосту перед светофором за автомобилем без каких-либо знаков «У» или ограничения скорости 70 км/ч (иначе я был бы более осторожным). Тут машина, идущая впереди, внезапно включает заднюю передачу и врезается в мой автомобиль. Когда приезжает ГАИ, водитель и пассажир передней машины начинают доказывать, что я не соблюдал дистанцию. После разбирательства гаишники принимают их сторону и в протоколе пишут, что именно я являюсь виновником аварии. Как доказать свою правоту в этой ситуации?

Консультант. Петр Герасимов
Адвокат адвокатской компании «Де-Юре Сервис»

Я остановился на мосту перед светофором за автомобилем без каких-либо знаков «У» или ограничения скорости 70 км/ч (иначе я был бы более осторожным). Тут машина, идущая впереди, внезапно включает заднюю передачу и врезается в мой автомобиль. Когда приезжает ГАИ, водитель и пассажир передней машины начинают доказывать, что я не соблюдал дистанцию. После разбирательства гаишники принимают их сторону и в протоколе пишут, что именно я являюсь виновником аварии. Как доказать свою правоту в этой ситуации?

Александр, г. Киев

Первое, что необходимо предпринять в подобной ситуации – найти свидетелей. Впрочем, судя по письму, свидетелей ДТП у вас нет. В разговоре с инспектором ГАИ четко давайте свои первоначальные объяснения и не бойтесь какого-либо давления. Ознакомьтесь с протоколом осмотра места происшествия и план-схемой к нему, а также убедитесь в том, что все повреждения автомобилей зафиксированы правильно. Если вы не согласны с чем-то, напишите об этом в протоколе и объяснении. Кроме того, нелишним будет записать для себя фамилии понятых и их адреса, ведь они впоследствии могут выступить свидетелями.

Если же указанные действия не были проведены и на вас составили протокол об административном правонарушении, остается только обращаться к экспертам. Необходимо заявлять ходатайство в суде о назначении трассологической экспертизы следов транспортных средств. В столице ее может провести Киевский научно-исследовательский институт судебных экспертиз. Согласно «Инструкции о назначении и проведении судебных экспертиз» и «Научно-методическим рекомендациям по вопросам подготовки и назначения судебных экспертиз», утвержденным Приказом Министерства юстиции Украины № 53/5 от 08.10.1998 года, одна из задач, решаемых посредством такой экспертизы, – выявление механизма следообразования при взаимодействии транспортных средств. С помощью экспертизы могут быть установлены последовательность образования повреждений на транспортном средстве и механизм их появления. Впрочем, для проведения данной экспертизы специалистам необходимо предоставить оба автомобиля, поэтому проблема заключается в сохранности необходимых доказательств. Если эксперты придут к выводу, что повреждения вызваны ударом машины, идущей впереди, то суд должен принять эти сведения во внимание и признать виновным в ДТП именно водителя первого автомобиля.