X

Прибор Визир. Когда ошибается «Визир»?

В последнее время активно муссируются слухи о том, что радары Визир, используемые работниками ГАИ при контроле скорости движения, фиксируют нарушения не тех автомобилей, которые превышают скорость. Чтобы убедиться, может ли данный прибор ошибаться, мы отправились проводить его дорожные испытания.

В последнее время активно муссируются слухи о том, что радары Визир, используемые работниками ГАИ при контроле скорости движения, фиксируют нарушения не тех автомобилей, которые превышают скорость. Чтобы убедиться, может ли данный прибор ошибаться, мы отправились проводить его дорожные испытания.

В последнее время активно муссируются слухи о том, что радары Визир, используемые работниками ГАИ при контроле скорости движения, фиксируют нарушения не тех автомобилей, которые превышают скорость. Чтобы убедиться, может ли данный прибор ошибаться, мы отправились проводить его дорожные испытания.

Измеритель скорости «Визир»

Радиолокационный видеозаписывающий измеритель скорости «Визир» создан закрытым акционерным обществом «Ольвия» (Россия). Эта компания специализируется на разработке измерительной аппаратуры: радаров, мобильных видеофиксаторов, автоматических комплексов фоторегистрации нарушений, детекторов транспорта и поверочного оборудования. «Ольвия» является создателем известных автолюбителям радаров «Беркут», «Сокол» и, наконец, «Визир».

Параметры работы

Прежде чем измерять скорость, следует установить параметры работы радара Визир:

  • порог скорости;
  • направление измерения – встречный или попутный поток транспорта;
  • режим работы – стационарный (стоя на месте) или патрульный (с движущегося авто);
  • дальность измерения радара – минимальная (100 м), средняя (200 м) и максимальная (400 м);
  • тип цели – ближайшая или быстрейшая.

 

Порог скорости, превышение которой влечет ответственность, выставляется в зависимости от места патрулирования и действующих на нем знаков, регламентирующих режим движения.

Режимы работы Визир

«Визир» может работать в двух режимах: фото- и видеофиксации нарушений. В режиме фотофиксации автомобиль, двигающийся с превышением скорости, определяется визуально. Кнопкой «контроль» на радаре дается команда измерить его скорость и сделать фотоснимок. На нем отображаются дата и время фиксации, а также скорость ТС.

В режиме видеофиксации радар постоянно излучает сигнал, измеряя скорость проезжающих ТС и снимая картинку дорожной ситуации. Когда в потоке машин появляется автомобиль-нарушитель, прибор фиксирует его скорость (отображая те же данные, что и на фотоснимке) и оповещает об этом звуковым сигналом.

Основные технические характеристики Визир

Диапазон измерения скоростей, км/ч

от 20 до 250

Скорость видеозаписи, кадров/с

3,6,12

Пределы погрешности измерения скорости, км/ч, не более
– стационарный режим
– патрульный режим


+/– 1

+/– 2

Дальность визуального определения
номерного знака, м

80

Максимальная дальность измерения, м

400

Способность работы от встроенного аккумуляторного блока, ч, не менее

2

Диапазон рабочих температур, С°
в термочехле

от 0 до +50
от –30 до +10

Рабочая частота излучения, ГГц

24,150 +/– 1

Графическое разрешение одиночного кадра, пикселей

640х480

Средний срок службы (до списания), лет

6

Эксперт

Андрей Евстигнеев Адвокат адвокатской конторы «Васылык и Евстигнеев»

Устоявшейся судебной практики по оспариванию штрафов за нарушения, зафиксированные «Визиром», пока нет. Исходя из собственного опыта, советую акцентировать внимание судьи (желательно письменно, в иске) на том, что согласно ч. 2 ст. 71 КАС Украины доказать законность наложения штрафа должен работник ГАИ. Просите суд обязать гаишника доказать следующее: нарушение действительно зафиксировано там, где указано в постановлении (например, в городе, а не на трассе); снимок сделан именно «Визиром», а не каким-либо иным устройством; при фиксации скорости были соблюдены все требования документации на «Визир» относительно порядка пользования этим прибором (он был выставлен в режимы «Видео» и «Ближайшая цель»); на фото указана скорость именно вашего, а не какого-то другого автомобиля. Не забывайте в протоколе вписать свою позицию и свидетелей (если они есть), которые смогут доказать вашу правоту.

Испытание 1

Сомнения подтвердились!

Для теста мы отобрали несколько легковых автомобилей и один микроавтобус, отличающийся большей площадью отражения электромагнитных волн, в том числе и лучей радара. На «Визире» задали следующие параметры: порог скорости – 60 км/ч, автомобили – встречные, режим – стационарный, дальность – максимальная (400 м), цель – быстрейшая. После этого приступили к измерениям.

К нам приближаются два автомобиля – впереди со скоростью 40 км/ч движется Renault Laguna, которую догоняет VW Transporter со скоростью свыше 60 км/ч. Фиксацию проводим в режиме фото.

Если по дороге двигаются всего два автомобиля, то «Визир» сможет легко выявить и правильно зафиксировать нарушителя.

После нескольких проездов выяснилось, что Визир все-таки может допустить ошибку, определив скорость микроавтобуса, но зафиксировав в кадре легковую машину. Как правило, это происходит, когда нарушитель, обгоняя, находится очень близко к другой машине, но в поле зрения видоискателя попадает именно та, скорость которой в пределах нормы. Впрочем, это может быть лишь один из многих кадров, зафиксированных по мере приближения авто. В реальной ситуации инспектор ГАИ должен прекрасно видеть, какая из машин нарушала ПДД, и из серии кадров сохранить в карту памяти «правильный» снимок. В режиме ближайшей цели радар определял и безошибочно фиксировал скорость автомобилей.

Испытание 2

Городской поток

В городском потоке при неправильном режиме измерения «Визир» может «отловить» скорость авто с большей площадью отражения, а зафиксировать ближайшую.

Теперь сымитируем движение в городе. Ближе к радару со скоростью 40 км/ч едут несколько легковых автомобилей, а сбоку за ними (под прикрытием) мчится микроавтобус, развивая свыше 60 км/ч. В режиме ближней цели радар не видит нарушителя, фиксируя только скорость легковых машин, которые находятся на переднем плане. А вот в режиме быстрейшей цели, когда микроавтобус еще далеко позади легковых машин, «Визир» способен соврать, определив скорость Transporter и присвоив ее одной из легковушек, попавшей в окно видоискателя.

Ошибки при фотофиксации нарушений «Визир» может допустить в режиме «быстрейшая цель».

 

Испытание 3

Можно спрятаться

В данном случае на фотоснимке зафиксирована Mazda6, но ей присвоена скорость нарушителя – Laguna (76 км/ч).

Следующий замер – иммитируем иные дорожные ситуации.

Первая из них: впереди со скоростью 40 км/ч движется микроавтобус. Его догоняет с превышением допустимого порога в 60 км/ч легковая машина. Поскольку номерной знак отчетливо виден на снимке Визир только с расстояния 80 м и меньше, то дальность замеров радара мы сократили до средней – в 200 м. При ограничении дальности радар не измеряет скорость движения транспорта вне установленной дистанции (это нами было проверено в ходе проведения испытаний).

Сигнал радара, отразившись от более крупной цели (микроавтобуса), информирует, что Transporter едет с разрешенной скоростью, однако нарушителя, спрятавшегося за микроавтобусом, прибор не замечает. Как видим, в режимах ближайшей и быстрейшей целей ситуация одинаковая. То есть за большими машинами нарушители-легковушки недоступны «Визиру» до тех пор, пока они не появятся в поле его зрения.

За большими машинами радар «Визир» не может «увидеть» нарушителей до тех пор, пока они не появятся в поле его зрения.

Вторая дорожная ситуация – меняем «игроков». Теперь подобным образом будут двигаться два легковых автомобиля: впереди Mazda6 – со скоростью около 40 км/ч, а сзади ее будет догонять Renault Laguna – свыше 60 км/ч. В ходе замеров выяснилось, что в режиме быстрейшей цели «Визир» опять ошибается, зафиксировав на картинке Mazda6, но присвоив ей скорость нарушителя – Laguna. Если же установить режим ближайшей цели, справедливость торжествует: на фото четко видны один и второй автомобиль и отражена реальная скорость движения каждого.

Испытание 4

При фиксации в патрульном режиме в кадре указана скорость двух машин: нарушителя и патрульной.

Проверили мы и слухи о том, что прибор, настроенный на измерение, например, встречного транспортного потока, снимает машины, двигающиеся в попутном направлении, присваивая им чужую скорость. Это не так. При несовпадении режимов измерения прибор не фиксирует скорость транспорта. Испытали мы «Визир» и в патрульном режиме. Перед нашей машиной со скоростью около 40 км/ч мы пустили легковушку, а по левому ряду нас обогнал нарушитель. Авто, идущее впереди, прибор не может «пробить», поэтому, чтобы зафиксировать скорость нарушителя, необходимо пристроиться за ним в хвосте. В данном случае ошибок не возникает. За исходные точки отсчета при измерениях радар принимает неподвижные предметы, попадающие в поле зрения его луча.

В патрульном режиме прибор способен мерять скорость попутных и встречных авто.

Человеческий фактор

Итак, подведем итоги. Действительно, в некоторых ситуациях «Визир» может ошибаться. По нашим ориентировочным подсчетам, это примерно 10% в общем количестве фиксаций. Причем предупредить определенные ошибки способен человек, работающий с прибором.

Во-первых, инспектор ГАИ должен правильно установить параметры работы радара. Чтобы исключить некорректность в работе, создатели могли бы на программном уровне убрать режим «быстрейшая цель».Возможно, тогда «Визир» стал бы более точным. Мы также считаем, что нарушения целесообразнее фиксировать только в режиме видеосъемки: это позволяет на отснятом ролике четко видеть авто, двигающееся быстрее остальных.

В режиме ближней цели прибор фиксирует скорость точнее всего, поэтому, чтобы избежать ошибок, «Визир» желательно использовать только в таком режиме.

Во-вторых, именно от стража порядка зависит, какой из кадров сохранен и отправлен на вынесение постановления – ведь инспектору хорошо видно, какой автомобиль нарушал скорость. И тут дело уже не в приборе: вступает в силу человеческий фактор.

Важно знать и то, что снимки или видео, на которых зафиксированы несколько автомобилей, Госавтоинспекция считает браком, так как по ним нельзя точно определить, какая машина двигалась с превышением скорости. Постановления о наложении штрафа на основании подобных кадров не выносятся (об этом неоднократно заявлял начальник Департамента ГАИ), а бракованные снимки удаляются. Таким образом, нарушение следует фиксировать в «чистом виде», иными словами, в кадре Визир должен быть только один автомобиль, движущийся с превышением скорости.

Что знает ГАИ

Многие вопросы, касающиеся работы «Визира» в дорожных условиях, мы выяснили в ходе теста радара. Однако существует ряд проблем, известных только работникам ГАИ. Разобраться в некоторых из них поможет начальник отдела пресс-службы ДГАИ Нина Хмелевская.

 

Почему «Визир» не сертифицирован в Украине?

Радар «Визир» допущен к применению согласно свидетельству о признании типа средств измерительной техники, изданному Государственным комитетом Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики. Данный документ выдан на основании соглашения между нашей страной и Россией о взаимном признании результатов государственных испытаний средств измерений, а также результатов аккредитации лабораторий, подписанного Госстандартом Украины. Есть также санитарно-эпидемиологическое заключение России на допуск к использованию радаров «Визир», которое следует считать действительным и в Украине. Поэтому дополнительных сертификатов и допусков на данный прибор с нашей стороны не требуется.

Как хранится информация в «Визире» и кто выбирает снимки, которые печатаются в постановлении ГАИ?

Вся отснятая с помощью «Визира» информация записывается в оперативную память прибора. Остановив нарушителя, инспектор ГАИ может доказать ему факт превышения скорости и тут же вынести постановление о наложении штрафа. При скрытом патрулировании никого не останавливают. После фиксации нарушения мы требуем, чтобы инспектор перенес снимки из оперативной памяти прибора в съемную карту памяти.

По данным Департамента ГАИ МВД Украины, сегодня на вооружении Госавтоинспекции находится порядка 370 радаров «Визир».

После окончания смены инспектор сдает эту карту своему командиру и по каждому выявленному факту составляет рапорт. При этом командир сверяет количество снимков и количество фиксаций, отмеченных в фискальной памяти прибора. Они должны совпадать. Причем инспектор обязан предоставить все без исключения зафиксированные кадры, даже те, на которых запечатлены несколько автомобилей. В дальнейшем снимки с двумя и более авто, а также с нечитаемыми номерами выбраковываются. А на основании четких кадров работники админпрактики определяют владельцев ТС и выносят постановления о взыскании штрафов за превышение скорости.

? Слышали, что теперь в постановлении должна быть не одна фотография, а несколько. Чем объясняется подобное новшество?

Недавно руководство Департамента ГАИ МВД Украины разослало в областные подразделения ГАИ распоряжение, которым уточняется порядок работы с радаром «Визир». Фиксировать превышения скорости теперь следует только в режиме видеосъемки. Еще одно требование – в вынесенных постановлениях должна быть не одна, а несколько фотографий.

Это сделано для того, чтобы получить полную картину происходящего. Доказательная база станет обширнее, так как на снимках видны несколько этапов фиксации нарушения, сделанных данным прибором.

? Как защититься от мошенников, которые могут рассылать поддельные копии постановлений о наложении штрафа и получать деньги на свой счет?

Прежде чем заплатить штраф, следует уточнить в банковском отделении расчетный счет Госказначейства района или области по месту регистрации ТС и сверить полученную информацию с расчетным счетом, указанным в постановлении. Если они отличаются – это повод усомниться в его подлинности. В данном случае нужно обратиться в отдел админпрактики ГАИ по месту жительства с просьбой проверить информацию о нарушении.

Чем помог «Визир»?

C начала применения средств автоматической фиксации нарушений ПДД (с 17.11.2008 г.) количество выявляемых превышений разрешенной скорости движения увеличилось более чем в 2 раза – с 500 тыс. до 1 млн. 200 тыс. Благодаря более строгому контролю дорожного движения общее количество ДТП с 17.11. 2008 г. по 30.04. 2009 г. и по сравнению с аналогичным периодом 2007–2008 гг. сократилось на 23% – со 135,8 тыс. до 104,8 тыс. А число погибших в ДТП уменьшилось еще заметнее – на 41% (с 3393 до 2002 человек).

Подготовил Максим Пыльный
Фото Сергея Кузьмича