Проще будет?

null null
Sep 15 12:00 AM
1

Некоторые инициативы ГАИ и Госкомпредпринимательства, призванные упростить жизнь автомобилистов, представляются довольно спорными, а для их внедрения требуется существенная доработка законодательства.

Некоторые инициативы ГАИ и Госкомпредпринимательства, призванные упростить жизнь автомобилистов, представляются довольно спорными, а для их внедрения требуется существенная доработка законодательства.

Начало сентября стало особенно «жарким» для автомобилистов. Сразу несколько идей главы Госкомпредпринимательства Михаила Бродского получили поддержку Министерства внутренних дел и Госавтоинспекции. А некоторые инициативы положительно оценил премьер-министр Николай Азаров. Речь идет об отмене техосмотра (или переводе его из МРЭО на частные диагностические станции), передаче процедуры принятия экзаменов и выдачи водительских удостоверений страховым компаниям и замене нотариально заверенных доверенностей обычными, написанными от руки или с печатью компании.

 

Отметим, что данные инициативы Госкомпредпринимательства весьма неожиданны, а их поддержка МВД противоречит здравому смыслу. Ведь из платежей в МРЭО, где с водителей берут деньги за выдачу талонов тех­осмотра, водительские удостоверения и прочие документы, «кормится» не только ГАИ, но и большая часть самого министерства – благодаря этому милиционеры ездят на иномарках и покупают компьютеры. Госбюджет им подобное не обеспечивает. С другой стороны, большинство здравомыслящих людей уверено, что каждый – страховщик, милиционер, техник – должен заниматься своим делом, иначе порядка не будет. Однако сегодня новые идеи всерьез рассматриваются чиновниками высшего эшелона власти, поэтому уже не до шуток. «АЦ» попробует проанализировать преимущества и риски таких инициатив с точки зрения пользы или вреда для водителя.

Техосмотр без ГАИ

Ключевая инициатива по облегчению жизни водителей – исключение ГАИ из процесса проведения технического осмотра автомобилей с начала 2011 года. Поскольку межведомственная рабочая группа Госкомпредпринимательства и ГАИ еще не завершила работу по этому вопросу, можно говорить о двух основных схемах, которые предлагаются взамен существующей: с участием страховых компаний и без такового. Сегодня, как известно, процесс прохождения ТО состоит из собственно техосмотра на станции, а также ряда услуг ГАИ (проверка медсправки, полиса ОСГПО, уплаты штрафов и транспортного сбора; сверка номерных агрегатов). Вся процедура в зависимости от литража автомобиля обходится от 400 до 800 грн. Предложение чиновников выглядит следующим образом (см. схему). Из процесса изымается несколько «лишних» составляющих: проверка наличия медсправки (поскольку контролируется состояние здоровья «железа», а не человека), уплаты транспортного сбора (предлагается закладывать его в стоимость бензина: кто больше ездит – больше платит), различных «информационных» услуг, которые сегодня «предоставляет» МРЭО. Техосмотр должен проходить на сертифицированной станции диагностики, которая может быть либо частью уже существующей СТО, либо представлять собой вновь созданную структуру.

Автовладелец пригоняет сюда машину, предъявляет все документы на нее, действующий полис ОСГПО, проходит диагностику. При этом предлагается также предоставить квитанции об уплате штрафов. Хотя это момент спорный – штрафами должна заниматься исполнительная служба, а не станция диагностики. Если все в порядке и машина не нуждается в ремонте, автовладелец получает талон бесплатно, оплатив лишь услуги центра, и отправляется домой, а информация в базу ГАИ поступает по электронной почте. Если машине нужен ремонт, на той же или другой СТО неисправности устраняют. Затем с отметками в диагностической карте автомобилист возвращается в центр прохождения ТО за талоном. Страховые компании возьмутся за техосмотр только в одном случае – если параллельно с выполнением этой процедуры они будут продавать полисы ОСГПО. Ведь это их заработок. И потому страховщики уже сейчас требуют обязать автовладельцев проходить техосмотр не раз в два года, а ежегодно – то есть при оформлении очередного полиса. А если так случится, то это существенно увеличит неудобства для автовладельцев.

Схема прохождения техосмотра (проект Госкомпредпринимательства)

Владелец

Документы
Водительское удостоверение, техпаспорт, документы на право собственности, полис ОСГПО, квитанция об уплате штрафов.

Станция диагностики

Вся информация вносится в диагностическую карту. Вся информация вносится в диагностическую карту.

Вся информация вносится в диагностическую карту

Ремонт нужен Ремонт не нужен
СТО
Все сведения о прохождении ТО заносятся в базу данных ГАИ.

Факт: уровень аварийности из-за технических неисправностей – меньше 1% всех ДТП.

Преимущества

  • Экономия на транспортном сборе для тех, кто ездит мало
  • Бесплатный талон
  • Меньшие затраты времени
  • Ликвидация лишних поборов в МРЭО

Риски

  • Для водителей, которые много ездят, размер совокупного транспортного сбора (по подсчетам Михаила Бродского – 30–50 копеек на литре) может оказаться в 3-4 раза выше, чем уплачиваемый сегодня; но поскольку это коснется и высших чиновников, инициатива может застопориться
  • Неясно, кто должен контролировать совпадение агрегатных номеров и проверять машины на угон
  • Удвоение расходов непосредственно на диагностику в связи с переходом на ежегодное ТО (сейчас для частных авто – раз в два года)
  • Требование усилить ответственность станций диагностики может отпугнуть потенциальных участников рынка
  • При участии в данной схеме страховых компаний выбор диагностических центров может ограничиваться перечнем их партнеров
  • Старые автомобили могут не пройти «честное» ТО; как следствие – их эксплуатация станет невозможной
  • Упразднение льгот по транспортному сбору

Доверенность от руки

Доверенности на управление автомобилем, выписанные от руки, сейчас законны в соседней России.

Доверенности на управление автомобилем, выписанные от руки, сейчас законны в соседней России.

 

Второй инициативой Госкомпредпринимательства, нашедшей понимание и поддержку премьера Николая Азарова, является отмена нотариально заверенных доверенностей на управление и распоряжение автомобилем. Ее предлагается заменить обычным рукописным документом, как это делается в России. Более радикальные предложения, которые пока не выносились на обсуждение чиновников, – перейти к принципу «кто за рулем, тот и хозяин». То есть при наличии техпаспорта на автомобиль и полиса ОСГПО считается, что тот, кто находится за рулем, имеет право управлять машиной. Западный опыт предполагает еще и наличие «двухкомпонентного» техпаспорта – собственно техпаспорт и документы о регистрации. Для управления достаточно первого. Для продажи – нужен второй. Техпаспорт – у того, кто сейчас за рулем. Регистрационные карты – у хозяина авто. Риски угона здесь можно назвать несущественными. Во-первых, угоняют, как правило, не для того, чтобы ездить по доверенности, а чтобы разобрать или перепродать машину. Во-вторых, это уже дело ГАИ – искать угонщиков независимо от того, есть у них доверенность или нет: настоящий хозяин в любом случае заявит об угоне.

В Евросоюзе понятия «доверенность на управление автомобилем» не существует.

Преимущества

  • Можно будет просто передавать ключи и техпаспорт человеку, которому доверяешь, не тратя времени и денег на нотариальное оформление; особенно удобно это предпринимателям со служебными автомобилями

Риски

  • Исчезнет схема продажи автомобиля по доверенности: всем придется платить налоги
  • ГАИ сможет «придираться» к рукописным доверенностям
  • Нотариусы могут заблокировать инициативу или же пролоббировать, например, оформление рукописной доверенности на специальном бланке, который будет стоить, как нынешняя доверенность
  • Возможно учащение случаев незаконной эксплуатации автомобилей

Инспектор-агент

Третьей инициативой МВД в начале осени стало выведение экзаменов и выдачи водительских удостоверений из системы МРЭО. Дескать, для страховых компаний важно, чтобы водители были грамотными и аккуратными, – пускай они этим и занимаются. Естественно, страховщики восприняли эту идею в штыки – подобная практика мало распространена в мире, министр МВД привел в качестве примера только канадский опыт. СК предлагают альтернативу: расширить перечень данных, которые будут отображаться в базах МТСБУ или ГАИ, названием автошколы, выпустившей водителя на дорогу. И если у какого-то из этих учебных заведений аварийность больше, чем у остальных, его следует закрыть. Один из вариантов развития событий – передача процесса выдачи прав в некий аналог «центров независимого тестирования»: если это направление сумели наладить в общеобразовательной сфере, то и в водительском деле это реально. Из радикаль­ных предложений – жестко «перешерстить» автошколы и оставить выдачу прав на их совести. Ведь дипломы о высшем образовании выдают университеты, а не профильные министерства. Естественно, понадобится жесткий контроль, чтобы школы обеспечивали все положенные часы практики. Необходимо также вводить бланки строгой отчетности. Но это уже вопрос второй. Главное – «уйти» от МРЭО.

Дипломы о высшем образовании выдает вуз, значит, права могут выдавать автошколы.

Преимущества

  • Независимые центры могут снизить уровень коррупции при выдаче удостоверений
  • Контроль автошкол, более жесткое лицензирование или сертификация повысят качество подготовки водителей, что, соответственно, уменьшит аварийность на дорогах

Риски

  • Определяя готовность водителя к выезду на дороги, руководство автошкол может быть предвзятым, поэтому необходимо учреждение «надшкольного» органа
  • СК не свойственна функция проведения водительских экзаменов, из-за чего возникнет кадровая проблема
  • Аварийность может повыситься из-за массового появления плохо обученных водителей на переходном этапе (до первичной «фильтрации» автошкол)

Какие инициативы МВД выгодны водителям? Голосуйте на ac.ua

Тимофей Крамарев
Фото из архива редакции

Завантаження...