На прошлой неделе Верховная Рада Украины во втором чтении приняла закон, отменивший государственный технический осмотр, а также существенно упростивший порядок использования транспортных средств.
На прошлой неделе Верховная Рада Украины во втором чтении приняла закон, отменивший государственный технический осмотр, а также существенно упростивший порядок использования транспортных средств.
На прошлой неделе Верховная Рада Украины во втором чтении приняла закон, отменивший государственный технический осмотр, а также существенно упростивший порядок использования транспортных средств.
Закон № 8397 от 15.04.2011 года «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно устранения избыточного государственного регулирования в сфере автомобильных перевозок» поддержали голосованием 262 народных депутата из 397-ми, зарегистрированных в зале заседаний. Этим документом внесены изменения в Законы Украины «О дорожном движении», «Об автомобильном транспорте», «О милиции», «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности собственников наземных ТС», «О страховании», а также в Гражданский кодекс Украины и Кодекс «Об административных правонарушениях».
С отменой техосмотра отменены и талоны ТО. Подтверждать исправность ТС теперь будут |
Отменен не для всех…
Новый закон полностью отменил государственный техосмотр в его прежнем виде. Вместо него вводится так называемый обязательный технический контроль транспортных средств. Данную процедуру не нужно проходить частным легковым автомобилям и прицепам к ним, мотоциклам, мопедам и мотоколяскам независимо от срока их эксплуатации, а также легковым ТС, используемым в коммерческих целях, грузовикам независимо от формы собственности грузоподъемностью до 3,5 тонны и прицепам к ним, срок эксплуатации которых – до 2-х лет. Обязательный техконтроль проходят:
- каждые 2 года – легковые автомобили, используемые в коммерческих целях, грузовики (независимо от формы собственности) грузоподъемностью до 3,5 тонны и прицепы к ним со сроком эксплуатации более 2-х лет;
- ежегодно – грузовики с грузоподъемностью более 3,5 тонны, прицепы к ним и такси независимо от срока их эксплуатации;
- 2 раза в год – автобусы и ТС, перевозящие опасные грузы независимо от срока их эксплуатации.
Если законопослушные автомобилисты, транспортные средства которых согласно новому закону подлежат обязательному техконтролю, уже прошли техосмотр, то очередной техконтроль им нужно будет пройти после окончания срока действия талонов ТО.
Согласно Закону № 8397 Госавтоинспекцию полностью отстранили от проведения техконтроля и выдачи каких-либо документов, связанных с этим. Выполнять его будут субъекты, имеющие в своем распоряжении оборудование, позволяющее проверять ТС на предмет безопасности движения и охраны окружающей среды. На исправное транспортное средство, подлежащее техконтролю, станции диагностики выдают протокол проверки технического состояния, в котором указывается срок очередного прохождения техконтроля.
На ГАИ возложены функции создания общегосударственной базы данных субъектов проведения техконтроля и результатов проверок, а также государственного контроля за соблюдением субъектами законодательства в этой сфере.
На исправное ТС, подлежащее техконтролю, станции диагностики выдают протокол проверки техсостояния с указанием срока очередного прохождения техконтроля. |
«Лишние» документы
С отменой техосмотра упразднен и талон ТО. Теперь подтверждением допуска транспортного средства к эксплуатации становится страховой стикер «автогражданки» под лобовым стеклом. Изменениями в Законе «Об обязательном страховании» предусмотрено, что полисы для транспортных средств, подлежащих техконтролю, выдаются только на исправные ТС, подтверждением чего является протокол проверки, выданный станцией диагностики. Более того, договора обязательного страхования будут заключаться на сроки, не превышающие сроков прохождения обязательного техконтроля. Например, водителям автобусов и ТС, перевозящим опасные грузы, придется оформлять «автогражданку» каждые полгода.
Закон № 8397 также упростил порядок использования ТС. В частности, уже не нужно оформлять нотариальную доверенность на право управления автомобилем и временный регистрационный талон. Чтобы сесть за руль чужого транспортного средства, достаточно получить у его владельца техпаспорт, а также иметь при себе удостоверение соответствующей категории и страховой полис. Если на ТС выдана страховка I типа (застрахована конкретная машина), ею может управлять любой водитель. В противном случае лицу, управляющему чужим авто, необходимо оформить полис II типа (застрахован конкретный человек). Никакого документального подтверждения, что ТС передано хозяином законно (расписки, письменного разрешения, доверенности) уже не нужно. Вместе с тем, так называемая генеральная доверенность на право распоряжения чужим ТС не отменена: у владельцев по-прежнему есть возможность передать свои права на машину другому лицу, оформив этот документ у нотариуса.
Теперь водителям не придется предъявлять дорожные (маршрутные листы) и документы на перевозимый груз. Все вышеперечисленные документы станут «лишними», и работники ГАИ не вправе их требовать. Напомним, что Приказом МВД Украины № 131 от 8 апреля 2011 года, вступившим в силу в конце мая этого года, гаишникам разрешено просить для проверки только три документа: водительские права, техпаспорт и полис «автогражданки».
С отменой «лишних» документов упразднена и ответственность за их непредоставление гаишникам: Законом № 8397 внесены соответствующие изменения в Кодекс Украины «Об административных правонарушениях» (статьи 121 и 126).
Доверенности на право управления теперь не понадобятся – водителю для управления чужим ТС достаточно будет иметь техпаспорт на него, права и страховку.
Поводов стало больше…
Внесенными в Закон «О милиции» изменениями четко прописаны поводы для остановки транспортных средств работниками ГАИ. Проанализировав их, мы выяснили, что теперь стражи порядка получили больше возможностей, чем было предусмотрено прежней редакцией ст. 11 Закона «О милиции». Однако отметим, что в новом перечне нет требования об остановке транспортного средства при отсутствии под лобовым стеклом страхового стикера, то есть гаишники не вправе остановить машину исключительно для проверки полиса автогражданки. Вместе с тем, в ходе проведения целевых мероприятий (операций, отработок и оперативных планов) работники ГАИ имеют право остановить автомобиль для проверки документов на транспортное средство и на право управления (в том числе и «автогражданку»). Закон Украины № 8397 вступит в силу после подписания его Президентом и спустя 30 дней с момента его опубликования. Столько же времени отведено Кабмину и другим органам исполнительной власти на приведение своих документов в соответствие с требованиями нового закона (в том числе внесение изменений в ПДД).
Так что ездить на ТС с просроченным талоном техосмотра пока еще нельзя, и гаишники имеют полное право штрафовать водителей за подобное нарушение. То же самое касается и управления ТС без доверенности, временного регистрационного талона, дорожного (маршрутного листа) и документов на груз. Чтобы не иметь проблем с законом, мы советуем владельцам ТС с просроченным талоном ТО или водителям, не имеющим пока еще необходимых документов, выждать месяц – новая жизнь начнется примерно в середине августа…
Поводы для остановки ТС работниками ГАИ
- нарушение ПДД;
- если характер движения ТС вызывает подозрение в способности водителя им управлять (резкое и периодическое изменение направления движения и (или) скоростного режима);
- отсутствие номерного знака на ТС или наличие номерного знака, не отвечающего установленным требованиям: закрепленного в неустановленном месте, закрытого другими предметами или загрязненного, что не позволяет четко определить символы номера на расстоянии 20 м;
- признаки, свидетельствующие о технической неисправности ТС;
- наличие данных, свидетельствующих о причастности ТС, его водителя, пассажиров или груза к созданию ДТП, преступлению или админнарушению;
- пребывание ТС в розыске;
- наличие данных о использовании ТС с противоправной целью;
- необходимость опроса водителей или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, преступления или админнарушения, свидетелями которого они являются или могли являться;
- необходимость привлечь водителя ТС для предоставления помощи другим участникам движения или работникам милиции либо в качестве свидетеля при оформлении админпротоколов или ДТП;
- проведение целевых мероприятий (операций, отработок, оперативных планов) для проверки документов на право использования и управления ТС;
- выполнение решений об ограничении или запрещении движения, принятых уполномоченными на это госорганами;
- если способ закрепления груза на ТС создает опасность для других участников дорожного движения;
- нарушение определенного порядка установки и использования на ТС спецсигналов.