В Европу – без хлама
Депутаты отказались снять возрастные ограничения на ввоз подержанных автомобилей, как и ввести высокий транспортный сбор при первой регистрации подержанных машин.
Депутаты отказались снять возрастные ограничения на ввоз подержанных автомобилей, как и ввести высокий транспортный сбор при первой регистрации подержанных машин. |
Законопроект № 2072 об изменении ставок налога с владельцев транспортных средств был подан депутатом Дмитрием Святашем еще 8 сентября. Но указанные в нем ставки были больше существующих в десятки, а то и сотни раз! Это, конечно же, вызвало бурю негодования среди автомобилистов и не нашло поддержки в профильном комитете парламента.
Пресс-служба Дмитрия Святаша первоначальную позицию законодателя объяснила так: «Ввоз в Украину старых транспортных средств угрожает экологии и негативно сказывается на состоянии рынка новых автомобилей. В первую очередь, эта проблема относится к грузовому автотранспорту и автобусам. При регистрации документа на волне несколько эмоционального желания навести порядок на рынке в целом в сферу внимания авторов попали и легковушки».
Передумали
Но затем «последовавшая эмоциональная реакция населения спровоцировала авторов законопроекта отнестись к вопросу прагматично и пересмотреть предложенные условия», говорится в заявлении. Во втором варианте законопроекта ставки были существенно снижены, и депутаты отправили этот законопроект на доработку. В результате 19 октября на рассмотрение был подан третий вариант законопроекта «О внесении изменений к некоторым законодательным актам Украины» (относительно регистрации транспортных средств). Но и он не получил поддержки народных избранников.
Согласно законопроекту, сразу же после вступления Украины во Всемирную торговую организацию (ВТО) возрастные ограничения на ввоз автомобилей планировалось снять – таково одно из требований ВТО. Хотя возможность сохранить данный лимит в нашей стране остается. В ст. 1 Закона «О некоторых вопросах ввоза на таможенную территорию Украины и регистрации транспортных средств» указано, что возрастной ценз для транспортных средств в 8 лет будет действовать в течение 5 лет после вступления Украины в ВТО. Но по словам генерального директора Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров ВААИД Олега Назаренко, данная норма Закона может действовать только в том случае, если Украина подаст прошение в ВТО о необходимости отсрочки отмены возрастного ограничения и получит одобрение.
Возраст – не помеха
По словам Олега Назаренко, чиновники ВТО могут потребовать от Украины уравнять размер акцизного сбора, который сегодня дифференцирован в зависимости от возраста автомобилей и является основным барьером для ввоза старых машин в нашу страну. В этой ситуации единственной преградой для ввоза подержанных автомобилей десятилетнего возраста и старше может стать внутренний налог при регистрации, который и был предложен депутатом Святашем. Согласно проекту в Украине может действовать два типа ставок транспортного сбора.
Первый подлежит уплате при очередном техосмотре всеми владельцами зарегистрированных транспортных средств. Его размеры не изменятся по сравнению с действующими. Напомним, что в предыдущих проектах его предлагалось увеличить в десятки раз в зависимости от возраста автомобиля.
Второй тип транспортного сбора уплачивается только раз – при первой регистрации автомобиля. При этом для нового авто ставка остается минимальной – на уровне действующей ежегодной. А относительно подержанных она зависит от возраста. Так, для постановки на учет 10-летнего ВАЗ-21099 предлагалось заплатить 4500 грн., 2,0-литровой Opel Omega – 10000 грн., Mercedes E420 – 42000 грн. А за регистрацию грузовика такого же возраста с объемом двигателя 15 л – целых 150 тысяч гривен! Причем данный сбор планировалось ввести в дополнение к таможенным пошлинам, акцизному сбору и НДС.
Выгодно или нет?
Таким образом, ввоз подержанных транспортных средств любого возраста пока не разрешен. Но депутаты еще могут вернуться к этой теме – ведь Украина планирует вступить в ВТО, а значит, и выполнить все ее требования еще в текущем году.
Таблица ставок транспортного сбора** |
|
Автомобилестроение – не приоритет?
Похоже, автомобилестроение в ближайшие семь лет не станет приоритетным направлением инновационной деятельности в Украине. Это связано с тем, что Комитет Верховной Рады по вопросам науки и образования порекомендовал отклонить законопроект № 2031, поданный народным депутатом Николаем Сокирко. Документом предлагалось переместить автомобилестроение из списка «среднесрочных приоритетных» в перечень «стратегических приоритетных» направлений, предусмотренный Законом «О приоритетных направлениях инновационной деятельности в Украине на 2003–2013 годы». Сейчас к «стратегическим приоритетным» направлениям относятся машиностроение и приборостроение, высококачественная металлургия, нанотехнологии, микроэлектроника, информационные технологии, телекоммуникации, биотехнологии, перерабатывающая сельскохозяйственная промышленность и т. п. Комитет ВР мотивировал свою позицию тем, что в Украине автомобилестроение по большей части ориентировано на крупноузловую сборку машин иностранного производства, что, естественно, не может быть «стратегическим приоритетным» для государства.
Спецномера для дипломатов отменили
Кабинет министров Украины внес изменения в «Правила государственной регистрации и учета автомобилей…», утвержденные Постановлением КМУ № 1388 от 07.09.1998 г. Из Правил исключен пункт 16, который предусматривал выдачу специальных номерных знаков серий CDP, DP, CC и S для транспортных средств работников иностранных представительств в Украине.
Инвалидки освободят от НДС
Верховна Рада приняла в первом чтении законопроект, предлагающий освободить от уплаты налога на добавленную стоимость операции, связанные с закупкой легковых автомобилей для инвалидов на государственные средства. За проект Закона «О налоге на добавленную стоимость» проголосовали 384 народных депутата из 436 зарегистрировавшихся. Отметим, что сегодня в очереди на получение легковых автомобилей стоят около 150 тыс. инвалидов, а предприятием, специализирующимся на выпуске таких машин, по-прежнему остается только Запорожский автозавод.