X

Всем включить фары!

В России введены в действие новые ПДД. Некоторые нормы наши северные соседи позаимствовали у нас, некоторые придумали сами или «подсмотрели» у европейцев. Изменились и штрафы за нарушения.

В России введены в действие новые ПДД. Некоторые нормы наши северные соседи позаимствовали у нас, некоторые придумали сами или «подсмотрели» у европейцев. Изменились и штрафы за нарушения.

В России введены в действие новые ПДД. Некоторые нормы наши северные соседи позаимствовали у нас, некоторые придумали сами или «подсмотрели» у европейцев. Изменились и штрафы за нарушения.

На самом деле это не полностью новые ПДД, а новая редакция прежних правил, которая вступила в силу 20 ноября текущего года. А с 21 ноября узаконены изменения и в российский Кодекс об административных правонарушениях. В целом наказания за нарушения ПДД стали строже. Ужесточилась ответственность за выезд на трамвайные пути встречного движения – лишение прав на 4–6 месяцев (раньше – штраф), за выезд на встречную полосу – штраф от 1 тыс. до 1,5 тыс. руб. (от 255 до 385 грн.), если он зафиксирован средством автоматической фиксации – 5 тыс. руб. (около 1300 грн.). При этом ответственность за выезд во встречном направлении по дороге с односторонним движением стала мягче – штраф 5 тыс. руб. или лишение прав на 4–6 месяцев (ранее – только лишение). Это сделано с целью более лояльного отношения к водителям, неосознанно нарушившим ПДД, которые вовремя не сориентировались, выехав на дорогу с односторонним движением.

В Украине такой конкретики по нарушению ПДД нет. В частности, выезд на встречную полосу может расцениваться как нарушение требований разметки (штраф 255–340 грн.), а если при этом была создана аварийная ситуация – 680–850 грн. или лишение прав на 6–12 месяцев.

В России, как и во многих европейских странах, планируют ввести приоритет для авто, находящихся на круговом движении. Первый шаг – установка соответствующих знаков.

Кто кого опередил?

В какой-то мере россияне нас опередили, хотя украинская ГАИ вот уже почти год работает над новой редакцией правил (см. АЦ № 30 за 2010 г.). Несколько раз предлагаемые нововведения выносились на общественное обсуждение. Новые Правила дорожного движения обещают представить весной следующего года. Может быть, некоторые российские наработки найдут отражение и в наших Правилах…

Вместе с тем, по ряду положений и норм мы опередили россиян на 8 лет – некоторые новшества ПДД России были введены нынешней редакцией украинских ПДД с 2002 года!

Самые важные изменения российских ПДД мы подали в таблице, сравнив их с требованиями действующих украинских правил.

Правила дорожного движения

Россия

Украина

Осветительные приборы

Теперь в России независимо от погоды и времени суток нужно постоянно ездить с включенным светом фар. «В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни» (п. 19.5 ПДД).

В действующей редакции украинских ПДД такого требования нет. В готовящейся редакции схожая идея муссируется, но в несколько иной интерпретации. Предлагается два варианта. Обязать ездить с включенным светом фар водителей всех ТС за пределами города, а также на всех дорогах – водителей мопедов и мотоциклов. Еще одно предложение – обязать ездить с включенным светом фар водителей всех ТС в период с 1 ноября по 31 марта.

Пешеходы

Для повышения безопасности пешеходов на дорогах водителей обязали быть более внимательными. «Водитель ТС, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода» (п. 14.1. ПДД). Ранее не было обязательного требования о снижении скорости – водитель просто был обязан уступить дорогу пешеходам. Многие  нетерпеливые драйверы проскакивали перед носом у пешеходов.

У нас схожее требование действует уже давно, но оно менее конкретизировано по части пешеходов, только вступивших на проезжую часть. «Водитель ТС, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, на котором находятся пешеходы, должен снизить скорость, а при необходимости остановиться, чтобы дать дорогу пешеходам, для которых может быть создана помеха или опасность» (п. 18.1. ПДД).

При этом автомобили, движущиеся с включенными спецсигналами, имеют на дороге преимущество перед пешеходами. «При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а пешеходы, находящиеся на ней, должны незамедлительно освободить проезжую часть» (п. 4.7. ПДД).

Эта норма в украинских ПДД действует уже давно, и россияне ее у нас позаимствовали. «В случае приближения ТС с включенным проблесковым маячком красного и (или) синего цвета и (или) специальным звуковым сигналом пешеходы должны воздержаться от перехода проезжей части или немедленно освободить ее» (п. 4.13. ПДД).

Ремни безопасности

Теперь ремнями безопасности должны пользоваться все без исключения водители ТС. Водители и пассажиры, находящиеся в автомобилях оперативных служб, а также лица, обучающие вождению, теперь также обязаны пристегиваться ремнями безопасности, тогда как раньше им разрешалось не пользоваться ремнями в населенном пункте (п. 2.1.2 ПДД).

У нас требования к пользованию ремнями безопасности более лояльные. «Разрешается не пристегиваться лицу, обучающему вождению, если за рулем ученик, а в населенных пунктах, кроме того, водителям-инвалидам, водителям и пассажирам оперативных и специальных ТС и такси».

Проезд перекрестков с круговым движением

В России хотят позаимствовать практику, распространенную во многих европейских странах, – установить на перекрестках с круговым движением преимущество ТС, уже находящихся на нем. «В случае, если перед перекрестком с круговым движением установлен знак «Круговое движение» в сочетании со знаком «Уступите дорогу» или «Движение без остановки запрещено», водитель ТС, находящегося на перекрестке, пользуется преимуществом перед выезжающими на такой перекресток» (п. 13.9 ПДД). Идет поэтапный переход на приоритет кругового движения. Первый шаг – установка соответствующих знаков. Впрочем, если таких знаков не будет, водители должны руководствоваться правилами проезда перекрестков, действующими ранее – помехи справа и дорожными знаками.

В Украине на многих перекрестках с круговым движением действуют правила помехи справа. «На перекрестках кольцевого типа преимущество имеют ТС, въезжающие на перекрестки и на пути которых нет ТС, приближающихся справа. Этот порядок движения может быть изменен при помощи знаков 2.1 «Уступить дорогу», 2.2 «Проезд без остановки запрещен», 2.3 «Главная дорога» и установленных с табличкой 7.8 «Направление главной дороги».

Подготовил Юлий Максимчук
Фото из архива редакции