«Автоспорт может быть опасен» – эта фраза стала таким же символом автогонок, как и «Джентльмены, заводите ваши моторы». В районах проведения мировых или европейских чемпионатов она везде: на афишах, на страницах прессы, в радио- и телеэфирах. В Украине ситуация гораздо хуже – большинство зрителей даже не подозревают о том, что, придя на гонку, они подвергают себя едва ли не большей опасности, чем спортсмены.
«Автоспорт может быть опасен» – эта фраза стала таким же символом автогонок, как и «Джентльмены, заводите ваши моторы». В районах проведения мировых или европейских чемпионатов она везде: на афишах, на страницах прессы, в радио- и телеэфирах. В Украине ситуация гораздо хуже – большинство зрителей даже не подозревают о том, что, придя на гонку, они подвергают себя едва ли не большей опасности, чем спортсмены.
| | «Автоспорт может быть опасен» – эта фраза стала таким же символом автогонок, как и «Джентльмены, заводите ваши моторы». В районах проведения мировых или европейских чемпионатов она везде: на афишах, на страницах прессы, в радио- и телеэфирах. В Украине ситуация гораздо хуже – большинство зрителей даже не подозревают о том, что, придя на гонку, они подвергают себя едва ли не большей опасности, чем спортсмены. |
Сразу оговоримся – речь идет о любых автоспортивных соревнованиях, будь то кросс, рейды, ралли, трековые или кольцевые гонки. Дело в том, что в Украине даже трибуны есть разве что на паре картодромов да нескольких стадионах. Что уж говорить о ралли и – особенно! – ралли-рейдах: в силу нашего менталитета указания маршалов, ограничительные ленты и милицейские пикеты имеют чуть ли не обратный эффект. Автор и сам не раз испытывал неприятные моменты, проносясь сквозь живой коридор из зрителей и ожидая встречи с «тореадорами» – ухарями, считающими верхом доблести коснуться рукой или бедром мчащегося мимо автомобиля.
Основной группой риска в автоспорте являются вовсе не гонщики. Да, во время соревнований автомобиль большую часть времени движется с предельной для экипажа и техники скоростью, стараясь переиграть законы физики. Но на случай аварии пилоты надежно защищены: тут и каркас безопасности, и многоточечные ремни, и шлемы, и пожаростойкая экипировка. А чем защищен зритель от неуправляемого снаряда, несущегося на него с бешеной скоростью? Вот и свидетельствует статистика, что и на ралли, и в кроссе, и в рейдах чаще гибнут зрители.
На любых соревнованиях в режиме боевой готовности дежурят бригады МЧС, пожарные расчеты и кареты скорой помощи. Но если на стационарных автодромах они за считаные минуты добираются до места аварии, то на ралли или рейдах столь оперативная помощь невозможна: протяженность спецучастков составляет десятки, а то и сотни километров. На этот случай возле лобового стекла каждого спорткара продублированы рычажки аварийного выключения массы и активации системы пожаротушения. На них указывают соответствующие наклейки: треугольник с синей каймой и молнией и круг с красной каймой и буквой «Е». И если вы видите, что экипаж попавшего в аварию автомобиля не подает признаков жизни, дерните на себя рычажок выключателя массы, а если машина горит, активизируйте систему пожаротушения (на фото рядом). В буклетах указываются телефоны контактных лиц, которым следует немедленно сообщить о случившемся.
Главное – помнить, что гонка может быть прекращена из-за недисциплинированных зрителей, не читавших эту статью.
Прочитайте и заучите |
Не стойте | на трассе | | спиной к трассе | | ниже уровня дороги | | на кучах песка, брустверах, завалинках, у заборов и оград | | перед информационными щитами и знаками | | перед оградительными лентами | | возле развилки дороги |
Старайтесь | выбирать смотровое место заранее | | выбирать место вблизи крупных предметов, за которыми можно укрыться | | не стоять в толпе | | чтобы за вами путь был свободным | | держать детей за руку, собак на поводке | | смотреть гонку только стоя | | подчиняться рекомендациям маршалов | | припарковать автомобиль так, чтобы он не мешал проезду | | предвидеть непредвиденное |
|
|
|
Трамплин |
В воздухе автомобиль не разгоняется и не тормозит, но прыгают все машины. И если авто приземляется не с прямыми, а с вывернутыми колесами, дальнейшая траектория его движения может быть абсолютно непредсказуемой. |
|
|
Ретардер |
Ретардеры (бетонные или выложенные из старых покрышек) призваны гасить скорость в середине или конце прямой. Гонщики иногда задевают «резиновые» ретардеры, отчего покрышки могут разлететься по сторонам. |
|
|
Левый/правый поворот |
Повороты срезают все и везде: на кольце, в ралли, в кроссе. Ведь чем прямее траектория, тем быстрее проходится участок. Именно поэтому стоять внутри такого поворота иногда не менее опасно, чем снаружи. |
|
|
Брод |
Данная разновидность препятствий встречается в украинском ралли крайне редко, поэтому опыт ее преодоления есть не у всех гонщиков. Вот и проходят многие пилоты брод «кто во что горазд» – кто накатом, кто на полном газу, а кто и боком. Соответственно, и траектории, и результат могут быть совершенно разными. |
|
|
S-образный поворот |
В отличие от обычного поворота, в двойном (S-образном) стоять опасно везде – не только на выходе из связки, но и в середине, и в ее начале. В итоге чем дальше вы будете находиться, тем больше увидите – и тем меньше придется бежать в случае аварии. |
|
|
С-образный поворот (шпилька) |
В переводе с гоночного языка «шпилька» – это поворот-разворот. Проходится она «с ручником», то есть в глубоком заносе, который часто заканчивается «прогулкой» по обочине или разворотом. |
|
|
Сергей Суховский
Фото автора, Сергея Холодило и Александра Щербакова