X

Береги себя!

«Автоспорт может быть опасен» – эта фраза стала таким же символом автогонок, как и «Джентльмены, заводите ваши моторы». В районах проведения мировых или европейских чемпионатов она везде: на афишах, на страницах прессы, в радио- и телеэфирах. В Украине ситуация гораздо хуже – большинство зрителей даже не подозревают о том, что, придя на гонку, они подвергают себя едва ли не большей опасности, чем спортсмены.

«Автоспорт может быть опасен» – эта фраза стала таким же символом автогонок, как и «Джентльмены, заводите ваши моторы». В районах проведения мировых или европейских чемпионатов она везде: на афишах, на страницах прессы, в радио- и телеэфирах. В Украине ситуация гораздо хуже – большинство зрителей даже не подозревают о том, что, придя на гонку, они подвергают себя едва ли не большей опасности, чем спортсмены.

«Автоспорт может быть опасен» – эта фраза стала таким же символом автогонок, как и «Джентльмены, заводите ваши моторы». В районах проведения мировых или европейских чемпионатов она везде: на афишах, на страницах прессы, в радио- и телеэфирах. В Украине ситуация гораздо хуже – большинство зрителей даже не подозревают о том, что, придя на гонку, они подвергают себя едва ли не большей опасности, чем спортсмены.

Сразу оговоримся – речь идет о любых автоспортивных соревнованиях, будь то кросс, рейды, ралли, трековые или кольцевые гонки. Дело в том, что в Украине даже трибуны есть разве что на паре картодромов да нескольких стадионах. Что уж говорить о ралли и – особенно! – ралли-рейдах: в силу нашего менталитета указания маршалов, ограничительные ленты и милицейские пикеты имеют чуть ли не обратный эффект. Автор и сам не раз испытывал неприятные моменты, проносясь сквозь живой коридор из зрителей и ожидая встречи с «тореадорами» – ухарями, считающими верхом доблести коснуться рукой или бедром мчащегося мимо автомобиля.

Основной группой риска в автоспорте являются вовсе не гонщики. Да, во время соревнований автомобиль большую часть времени движется с предельной для экипажа и техники скоростью, стараясь переиграть законы физики. Но на случай аварии пилоты надежно защищены: тут и каркас безопасности, и многоточечные ремни, и шлемы, и пожаростойкая экипировка. А чем защищен зритель от неуправляемого снаряда, несущегося на него с бешеной скоростью? Вот и свидетельствует статистика, что и на ралли, и в кроссе, и в рейдах чаще гибнут зрители.

На любых соревнованиях в режиме боевой готовности дежурят бригады МЧС, пожарные расчеты и кареты скорой помощи. Но если на стационарных автодромах они за считаные минуты добираются до места аварии, то на ралли или рейдах столь оперативная помощь невозможна: протяженность спецучастков составляет десятки, а то и сотни километров. На этот случай возле лобового стекла каждого спорткара продублированы рычажки аварийного выключения массы и активации системы пожаротушения. На них указывают соответствующие наклейки: треугольник с синей каймой и молнией и круг с красной каймой и буквой «Е». И если вы видите, что экипаж попавшего в аварию автомобиля не подает признаков жизни, дерните на себя рычажок выключателя массы, а если машина горит, активизируйте систему пожаротушения (на фото рядом). В буклетах указываются телефоны контактных лиц, которым следует немедленно сообщить о случившемся.

Главное – помнить, что гонка может быть прекращена из-за недисциплинированных зрителей, не читавших эту статью.

 Прочитайте и заучите

Не стойте

на трассе
спиной к трассе
ниже уровня дороги
на кучах песка, брустверах, завалинках, у заборов и оград
перед информационными щитами и знаками
перед оградительными лентами
возле развилки дороги

Старайтесь

выбирать смотровое место заранее
выбирать место вблизи крупных предметов, за которыми можно укрыться
не стоять в толпе
чтобы за вами путь был свободным
держать детей за руку, собак на поводке
смотреть гонку только стоя
подчиняться рекомендациям маршалов
припарковать автомобиль так, чтобы он не мешал проезду
предвидеть непредвиденное

 Трамплин

В воздухе автомобиль не разгоняется и не тормозит, но прыгают все машины. И если авто приземляется не с прямыми, а с вывернутыми колесами, дальнейшая траектория его движения может быть абсолютно непредсказуемой.

 Ретардер

Ретардеры (бетонные или выложенные из старых покрышек) призваны гасить скорость в середине или конце прямой. Гонщики иногда задевают «резиновые» ретардеры, отчего покрышки могут разлететься по сторонам.

 Левый/правый поворот

Повороты срезают все и везде: на кольце, в ралли, в кроссе. Ведь чем прямее траектория, тем быстрее проходится участок. Именно поэтому стоять внутри такого поворота иногда не менее опасно, чем снаружи.

 Брод

Данная разновидность препятствий встречается в украинском ралли крайне редко, поэтому опыт ее преодоления есть не у всех гонщиков. Вот и проходят многие пилоты брод «кто во что горазд» – кто накатом, кто на полном газу, а кто и боком. Соответственно, и траектории, и результат могут быть совершенно разными.

 S-образный поворот

В отличие от обычного поворота, в двойном (S-образном) стоять опасно везде – не только на выходе из связки, но и в середине, и в ее начале. В итоге чем дальше вы будете находиться, тем больше увидите – и тем меньше придется бежать в случае аварии.

 С-образный поворот (шпилька)

В переводе с гоночного языка «шпилька» – это поворот-разворот. Проходится она «с ручником», то есть в глубоком заносе, который часто заканчивается «прогулкой» по обочине или разворотом.

Сергей Суховский
Фото автора, Сергея Холодило и Александра Щербакова