X

Чемпионат Украины по ралли: Полет нормальный

Чемпионат Украины по ралли: рейтинг организаторов, гонок, спортсменов.

Чемпионат Украины по ралли: рейтинг организаторов, гонок, спортсменов.

Сейчас, когда судьба грядущего Чемпионата Украины по ралли покрыта туманом дискуссий, особенно интересно взглянуть на сезон прошедший. Ведь без прошлого нет и будущего, не так ли?

В первые за 11-летнюю историю украинского ралли журнал «Автоцентр» решил подвести итоги минувшего чемпионата, опираясь на мнения самих его участников. Для этого мы составили несложную анкету и разослали ее сорока пяти главным действующим лицам сезона-2004 – гонщикам, организаторам соревнований и, конечно же, нашим коллегам-журналистам. Правила голосования были проще некуда. На каждую из двенадцати предложенных нами номинаций нашим уважаемым экспертам предоставлялось 60 очков. Необходимо было разделить эти баллы между предложенными нами шестью номинантами в любой пропорции, соблюдая лишь одно условие – максимальная оценка для одного претендента равнялась 20 очкам. В случае, если эксперт хотел выделить только одного претендента из шести, он ставил ему «двадцатку»; остальные же 40 баллов делились поровну между оставшимися номинантами. На случай, если бы эксперты захотели отдать определенную часть баллов гонщику или событию, не попавшему в список номинантов, в каждой номинации была предусмотрена графа «Ваш вариант».

Как видите, правила были довольно простыми; возможно, они не стали верхом совершенства, однако на первый раз, как нам кажется, схема сработала достаточно объективно. В каждой номинации разыгрывалось по 2700 очков (45 экспертов, по 60 баллов в распоряжении каждого). Как же они распределились среди героев прошедшего первенства?

 Гонщик года A7 Валерий Горбань
В 2003-м проигрывал Саше Салюку 2 секунды на километре, сейчас – 0,5. Начинаю реализовывать потенциал ВАЗ-2112 киткар. Увы, поломки помешали расставить точки над «i» в нашем с Сашей противостоянии.

Единственная номинация, в которой победил не чемпион, а серебряный призер класса; гонщик, проведший не только в ралли, но и вообще в автоспорте всего два полных сезона. Однако прогресс Валерия виден невооруженным глазом: если раньше Салюк-младший был для Горбаня величиной, к которой нужно стремиться, то теперь Александр и Валерий – главные соперники в классе. Вероятно, очков в нашем голосовании Горбаню прибавила победа в 1600-кубовом классе одного из этапов кольцевого чемпионата Германии на легендарной «Северной петле» Нюрбургринга, одной из самых сложных трасс мира.

 Гонщик года A6 Руслан Кучер
Несмотря на кажущуюся легкость, «золото» далось мне как никогда тяжело. И две аварии – следствие чрезмерной усталости автомобиля – подтверждение тому. Увы, но в нынешнем сезоне также поеду на «восьмерке».

Киевлянин является живым примером того, что в украинском ралли пока еще не все решают деньги. С более чем скромным бюджетом, на своей престарелой карбюраторной «канарейке» Руслан снова был вне конкуренции, став недосягаемым даже раньше, чем чемпионы других классов. Хотя его основные конкуренты – Сторчак, Прусс, Андриященко, Сергиенко, Бойченко давно ездят на куда более энергоемком «впрыске». Немало удивил Кучер и своими двумя авариями, одна из которых, в «Куяльнике», обернулась первой за всю его 12-летнюю спортивную карьеру крышей.

 Гонщик года У1 Игорь Соустов
Задача № 1 для меня – «накат» своей средней дочери, 19летней Лады, которая вотвот должна сама сесть «в руль». Штурманить будет младшая, а я переквалифицируюсь в директора команды и штатного механика.

Самый успешный гонщик за всю двухлетнюю историю класса У1 – едва ли не единственный, кто гоняется «из любви к искусству». Поскольку денег на сколь-либо серьезную подготовку своей «Таврии» у крымчанина нет, высоты он себе никакие не ставит и последним-предпоследним местам ничуть не огорчается. Тем не менее регулярные выступления по олимпийскому принципу и тактика «тише едешь» принесли Игорю в 2003-м «серебро», а в прошлом году – «золото» чемпионата.

 Раллийный автомобиль года

Mitsubishi Lancer Evo

Здесь все просто. Несмотря на количественное превосходство Subaru Impreza WRX (9), в первой десятке по итогам чемпионата оказались все шесть Mitsubishi Lancer Evo. На их счету 16 побед в 17 этапах последних трех сезонов. Среди моноприводных ралли-каров в нашем рейтинге, как и на трассах, нет равных тольяттинским кит-карам, которых сейчас в Украине 5 экземпляров. Лишь на четвертом месте «народный» ралли-кар Украины – ВАЗ-2108, составляющий основу раллийного пелотона (26 машин).

 Наши эксперты

Андрей Александров, гонщик Оксана Александрова, гонщик Александр Андриященко, гонщик Александр Бабенко, гонщик Алексей Белетеев, организатор Александр Бойченко, гонщик Александр Борейко, организатор Валерий Вартанян, гонщик Валерий Горбань, гонщик Александр Дмитренко, гонщик Артем Ильин, журналист Сергей Коваль, гонщик Антон Косенко, журналист Руслан Кучер, гонщик Александра Михайлова, журналист Лариса Мищанчук, журналист Владимир Некрасов, журналист Андрей Николаев, гонщик Константин Оленич, гонщик Борис Пергат, гонщик Владимир Петренко, гонщик Олег Петрищев, организатор Александр Пишванов, журналист Дмитрий Полунин, гонщик Леонид Протасов, организатор Юрий Протасов, гонщик Валерий Разумовский, гонщик Василий Ростоцкий, организатор Андрей Рощенко, гонщик Владимир Рыбалко, журналист Светлана Рыбалко, журналист Оксана Садова, организатор Александр Салюк-старший, гонщик Павел Скобленко, журналист Сергей Смирнов, журналист Игорь Соустов, гонщик Лада Соустова, гонщик Игорь Сторчак, гонщик Игорь Султанов, гонщик Сергей Суховский, журналист Сергей Холодило, журналист Виктор Шаповалов, организатор Юрий Шаповалов, гонщик Николай Шредер, организатор Любомир Шумаков, журналист.

 Гонщик года N4 Валерий Разумовский
Думаю, что победителем в номинации автоматически стал бы любой, кто прервал беспроигрышную серию Александра Салюка. Прокомментировать победу хочется фразой героя Леонида Быкова: «Что сказать?.. Я лучше в бою скажу».

Мало кто мог предположить, что в 2004-м Александр Салюк не станет первым. Его преимущество в последние годы в ЧУ было куда большим, чем у Михаэля Шумахера в «Ф-1»: 7 побед и 4 вторых места в 11 гонках. Тем ценнее победа Валерия Разумовского, переигравшего самого опытного и маститого раллиста страны на трассе, а не за счет сходов, протестов или преимущества в лошадиных силах. Сам днепродзержинец считает, что победил Салюка во многом благодаря умению настраивать автомобиль под особенности тех или иных трасс. Так или иначе, но к победе в чемпионате Валерий добавил еще и первое место в нашем рейтинге.

 Прогресс года Юрий Протасов

Сначала Протасов удивил всех универсальностью. Пересев с карта на ВАЗ-2108 (2002), а затем на 2,0-литровый Ford Escort RS (2003), киевлянин с первых же допов принялся теснить своих «классовых врагов». Без каких-либо скидок на привыкание к технике! Вот только финишировал «киндер-сюрприз», как его в шутку называют гонщики, чаще досрочно – техника явно не выдерживала заданного темпа. То же самое мы наблюдали и в сезоне-2004. Хотя под Протасовым был потрепанный Mitsubishi Lancer Evo IV, его езда говорила о том, что соперничество с «большой четверкой» (В. Разумовский, А. Салюк, А. Александров, В. Петренко) – лишь вопрос времени. Что вскоре и подтвердилось. Пересев в середине сезона на Evo VI, 20-летний пилот моментально дал жару «большой четверке». И что не менее важно, научился беречь технику и доезжать до финиша.

 Дебют года Юрий Шаповалов
Все было «впервые и вновь»: полный привод, тактика, формат гонок, работа со штурманом, для которого сезон-2004 также был дебютным. Перепробовал немало дисциплин и решил для себя, что ралли – действительно вершина автоспорта.

И снова заметный отрыв. На успех Юрия Шаповалова повлияли не только отличный результат в чемпионате Украины (5-е место), но и достижения в других сериях – подиумы на львовской «Галиции» и этапах Кубка Лиманов, в кроссовом чемпионате плюс обширная программа выступлений в российском ралли. И парочка колоритных аварий. Впрочем, новичком кременчужанина назвать трудно – за его плечами картинг, кросс и кольцевые автогонки. А вот для ставшего вторым Игоря Чаповского сезон-2004 оказался действительно первым. Отметим, что в этой номинации довольно много голосов набрали так называемые «Другие», в число которых вошли А. Яновский, Ю. Ростоцкий и О. Зорькин.

 Разочарование года СУ «Кривец»

В этой номинации результаты стали самыми плотными: первое и пятое места разделили всего 96 баллов при разыгрывавшихся 2700! «Гран-при» достался допу ралли «Днипро». Часть «Кривца» проходит по берегу Днепровского водохранилища. Но ничего страшнее лужи за все 8 лет проведения «Днипра» гонщикам видеть не приходилось. В 2004-м же во время гонки шлюзы открыли, и пелотону пришлось форсировать бассейн средних размеров. В итоге хлебнули воды с десяток машин. Одни смирились со сходом, другие пытались реанимировать технику с помощью механиков, что равнозначно сходу. Тем не менее, упомянутый экипаж не сняли, и он занял призовое место.

«Серебро» номинации досталось Алексею Железко, вернувшемуся после продолжительных каникул. Причем во всеоружии – криворожец сменил ВАЗ-2108 на Impreza WRX STi. Все ждали, что один из самых быстрых раллистов Украины начнет отбирать очки и подиумы у «большой четверки». Но Алексей явно попал в черную полосу, финишировав лишь однажды. Зато оправдал свой титул самого рискового гонщика страны, поставив новый рекорд сходов за сезон!

 Авария года Андрей Патраков
С большим отрывом победила авария Андрея Патракова и Оксаны Александровой на СУ «Бортничи» в киевской гонке. Неудачно приземлившись после ходового трамплина, их белоснежная «Импреза» слетела с траектории и, кувыркаясь, прорубила в бортническом сосняке десятиметровую просеку. Оказавшихся не на высоте «эмчеэсников» заменили зрители, в числе которых по счастливой случайности оказались спортсмены. И с экипажем лежащей на боку, зажатой деревьями да еще и загоревшейся Subaru ничего не случилось. Странно, что вторая в нашем рейтинге авария (С. Тодосьев – И. Михайлов, Opel Kadett Gsi) произошла на том же самом трамплине, который раньше никакой опасности для раллистов не представлял.

 Лучшая организация этапа «Стара Фортеця»
Главное слагаемое успеха «Фортеци» – энтузиазм команды, которая проводит эти соревнования. Особое спасибо Виктору Шаповалову, Василию Ростоцкому и горадминистрации Каменца-Подольского.

Самая плотная борьба разгорелась именно в этой номинации – тройку призеров на финише разделили несколько очков. Интересное наблюдение: лучшими оказались гонки, проходящие в небольших и не слишком богатых городах Каменце-Подольском и Днепродзержинске. В обоих проведение ралли по значимости приравнивается к празднованию Нового года и Дня города – видимо, это ощущение праздника и повлияло на оценки наших экспертов. Вторая закономерность: все четыре гонки, где директором был Виктор Шаповалов, – на 4-х первых местах. Как говорят жители Крайнего Севера, тенденция, однако.

 Худшая организация этапа «Столица»
Проводить ралли в Киеве чрезвычайно сложно. Но мы боремся. «Столица» состоится несмотря ни на что.

«Столица» – такая, какой она была в 2004-м, – ралли не нужна: почти половину СУ отменили или провели в дорожном режиме. И ее внушительный отрыв в нашем рейтинге тому свидетельство. Но этот этап нужен чемпионату гораздо больше, чем весь чемпионат – Киеву. Который, являясь средоточием СМИ и финансов страны, и есть главная проблема гонки. Почему-то на владельцев авто со спецномерами ограничительные ленты и милиционеры из оцепления действовали, как красная тряпка на быка. А зрители, перебегающие дорогу, где им вздумается, судя по всему, возомнили себя членами клана МакЛаудов. Не менее важная проблема: растущие в геометрической прогрессии силовые министерства, ведомства и прочие службы, которые ни в какую не хотели сотрудничать между собой, даже получив соответствующие распоряжения «сверху».

 Лучшая трасса «Куяльник»
Гонку готовили всем миром. Так, трассу совместно с нашим постоянным спонсором ДСУ54 строили и сами гонщики, и организаторы других этапов. Не все успели, так что в нынешнем году трасса будет еще лучше и интересней.

Положа руку на сердце, трасса «Куяльника» всегда была на шаг впереди остальных. Ныне же детище одесского автоклуба было просто вне конкуренции: на укатанных «в асфальт» гравийниках Севериновки и Мариновки впору проводить кольцевой чемпионат. А глядя на засилье готовящей трассу стройтехники, понимаешь, что прокладываемый рядом автобан «Киев – Одесса» сдадут не раньше, чем Шаповалов с единомышленниками воплотят в жизнь все свои задумки по конфигурации «Куяльника». Из остальных номинантов отметим высокие места «Фортеци» и «Карпат» – все же горные трассы больше равнинных соответствуют духу ралли.

Подготовил Сергей Суховский
Фото автора, Ларисы Мищанчук и Сергея Холодило