X

Чемпионата Украины по ралли: Асфальта.net?

Новый регламент Чемпионата Украины по ралли.

Новый регламент Чемпионата Украины по ралли.

В декабре украинские спортсмены выбрали новый раллийный комитет (РК), куда вошли: О. Петрищев, Д. Франчук, А. Салюк-старший, В. Петренко, А. Александров, В. Горбань, А. Мочанов. Его программой по «обеспечению стабильности раллийного процесса и уменьшению расходов», выдвинутой на рассмотрение КАС ФАУ, предусмотрен целый ряд запретов и изменений. Причем настолько кардинальных, что к моменту написания статьи организаторы четырех из шести этапов, состоявшихся в прошлом году и заявленных на нынешний («Столицы», «Старой Фортеци», «Куяльника» и «Днепра»), заявили об отказе от их проведения. А с десяток экипажей планируют ограничить свою программу стартами в «домашних» гонках и одесском «Кубке Лиманов». Итак, что же предлагает изменить РК-2005?

 Минус асфальт

Вне закона планируется объявить спецучастки с твердым покрытием (асфальт и бетон). В 2004-м такие допы были у «Столицы» (23 СУ, 100% трассы), «Старой Фортеци» (3 СУ, 28% трассы) и «Днепра» (4 СУ, 25% трассы). Мера сия направлена на удешевление гонок: для «асфальта» нужны особые подвески, редукторы, амортизаторы, тормоза, покрышки и т. д.

 Аргументы  

Олег Петрищев
Организатор этапа «Чумацкий Шлях», председатель РК-2005

В прошлом году полноценных асфальтовых гонок не было. Перед «Столицей»-2004 ее организатор обратился в РК с просьбой уменьшить длину допов до 100 км – необходимые 130 км «не набирались». При рассмотрении же нынешнего календарного плана у комитета вообще не было уверенности в том, что «Столица» состоится. Другие имеющиеся в Украине асфальтовые трассы, по мнению РК, также не способствуют росту мастерства пилотов. В то же время значительная часть бюджета команд используется неэффективно: запасаться «асфальтовой» амуницией (для автомобилей класса N4 она обходится в несколько десятков тысяч долларов) ради 60 км в «Столице» и 30 км в «Днепре» неоправданно дорого.

 Контраргументы  

Борис Пергат
Пилот и руководитель команды «Владислав-Motul»

Что делать тем, кто уже приобрел «асфальтовую» амуницию? Почему о столь кардинальных изменениях не предупредить заранее? Мы рассчитывали, что в 2005-м некоторые допы «Днепра» пройдут на днепропетровском асфальте. Это позволило бы сократить число проездов по «убойному» днепродзержинскому гравию и таким образом сберечь технику. Ведь ни для кого не секрет, что автомобили лучше сохраняются после целой асфальтовой гонки, чем после пары спецучастков «Чумацкого Шляха» или того же «Днепра». Кроме того, большинство экипажей младших классов (А7, А6 и У-1), которые в первую очередь и нуждаются в сокращении расходов, при переходе с асфальта на грунт лишь меняют резину и увеличивают клиренс.

А каково организаторам, которые годами, с заделом на будущее «закапывают» в трассы немалые средства? И в «Днепре», и в «Фортеце» асфальтовые допы являются прологом и служат отличной рекламой как этих ралли, так и дисциплины в целом. Выход? «Твердые» СУ можно проехать на грунтовой или дорожной резине, запретив сервис после асфальтового пролога еще на пару-тройку грунтовых СУ.

 Короче!

Этапы будут переверстаны из недельного в 4-дневный (от начала ознакомления с трассой до торжественного награждения победителей) формат. При этом ознакомление должно занимать не менее двадцати часов в течение двух дней.

 Аргументы  

Валерий Горбань
Вице-чемпион 2004 года в классе А7, член РК-2005

Увеличение стартовых взносов компенсируется уменьшением времени, которое гонщики будут проводить на соревновании. Это сократит расходы каждого экипажа на участие в гонке как минимум на 500 – 600 грн. Кроме того, 4-дневный формат динамизирует процесс подготовки к ралли и приблизит наш чемпионат к международным требованиям. К слову, российские этапы свободно укладываются в четыре дня, хотя там предусмотрено 120 – 160 километров неповторяющихся спецучастков.

 Контраргументы  

Валерий Разумовский
Чемпион 2004 года, организатор ралли «Днепр»

Чтобы принимать такие важные решения, нужно собирать всех организаторов и учитывать их мнения, поскольку у каждой гонки свои особенности, которые нельзя не принимать во внимание. В четыре дня не уложатся ни «Днепр», ни «Фортеця», ни «Куяльник», ни «Карпаты». 20 часов ознакомления делим на два дня, получаем 10 часов в день: с 8.00 до 13.00 и с 14.00 до 19.00. Осенью и весной в 19.00 у нас и во Львове солнце уже зашло. А ведь еще минимум два часа понадобятся на трехкратные тестовые заезды, после чего экипажу нужно прибыть на мандатную комиссию, а машину, приведя в порядок после допа и наклеив обязательную рекламу, предоставить техкому. В «Днепре» самый дальний СУ расположен в 8 км от места проведения обеих комиссий, в «Фортеце» – в 20 км, в «Куяльнике» и «Карпатах» – в 60 км. С какой же скоростью спортсмены вынуждены будут передвигаться, чтобы успеть вовремя? О какой безопасности может идти речь? Когда при таком графике проводить тестовые заезды, мандатную и техническую комиссии? А ведь у ралли есть еще и шоу-составляющая. Так, «Фортеця», «Куяльник» и «Карпаты» стартуют в пятницу, «Днепр» – в субботу пополудни, и это многолетняя традиция.

 Предъявите проездной!

В 2005 году один и тот же участок не может быть использован более четырех раз в режиме СУ независимо от направления движения. По желанию организаторов, правило «четырех проездов» не будет распространяться лишь на 20% дистанции СУ. РК рекомендует ограничить количество проездов на мягких грунтах до двух.

 Аргументы  

Владимир Петренко
Чемпион 2001 года, член РК-2005

Украинское ралли постепенно превратилось в «кольцо» – ездим туда-сюда по одним и тем же спецучасткам, все трассы уже выучили наизусть. Между тем, в мировом чемпионате разрешено не более двух проездов по одному и тому же СУ. Возьмите даже Россию – в Карелии 160 километров допов и ни одного повтора! Кроме того, едва ли не половина отечественных СУ не выдерживает никакой критики – после пары проездов образуются ямы по пояс и колея, как от грузовиков. Не ралли, а какой-то кросс.

 Контраргументы  

Виктор Шаповалов
Организатор ралли «Куяльник»

Проблема нынешнего комитета в том, что в его состав вошли очень сильные гонщики и лишь один организатор. Видимо, поэтому интересы других организаторов не учитывались. В 2004-м я был директором четырех этапов из шести и отлично знаю трассы «Старой Фортеци», «Куяльника», «Днепра» и «Карпат». По новым правилам в них придется достраивать от 30 до 50% допов. За чей счет? И кто даст столько земли? Подготовка трассы, обеспечение перекрытия, медпомощи и т. д. увеличат бюджеты гонок чуть ли не вдвое.

 Наша справка: раллийный комитет

Раллийный комитет (далее – РК) работает в рамках Комиссии автомобильного спорта Автомобильной федерации Украины (КАС ФАУ). Состав РК может переизбираться ежегодно с правом продления полномочий. В обязанности РК, среди прочего, входит разработка проектов регламентов чемпионата, подготовка рекомендаций по созданию новых документов и разработка предложений относительно календаря раллийных гонок с последующей передачей их на рассмотрение КАС ФАУ.

 Время – деньги

Заявочные взносы возрастут до 200 у. е. в классе N4 (раньше – 600 грн.), до 150 у. е. в классах А7 и А6 (раньше – 450 и 300 грн. соответственно), до 100 у. е. для У-1 (100 грн.) и командного зачета (600 грн.). Организаторам этапов разрешено уменьшать величину стартовых взносов или вообще освобождать спортсменов от их уплаты.

 Аргументы  

Александр Салюк
Чемпион 2004 года в классе N4, член РК-2005

Заявочные взносы повысили для того, чтобы организаторы имели средства на проведение гонки независимо от спонсоров, осуществляющих финансирование отдельных этапов. Такая практика (проведение гонок на стартовые взносы) существует во всем мире. Если нет денег, автоспорт нужно бросать. В том же У-1 на сезон необходимы $10 – 15 тыс. (автомобиль, его подготовка, комплектующие, командировки и т. д.).

 Контраргументы  

Игорь Соустов
Чемпион 2004 года в классе У-1

Я буквально ошарашен. Наш класс задумывался как максимально доступный и по уровню подготовки техники, и по расходам. В нем выступают те, кто не может себе позволить что-то большее, чем серийная «Таврия» или «восьмерка». И даже при этом класс едва набирался: регулярно стартовали только я и Вадим Ерохин. Одесская гонка обошлась мне в 600 грн.; теперь же один только стартовый взнос будет «весить» почти столько же. Такие «стартовые» не позволят нам выезжать дальше той же Одессы.

 Возвращение строптивых

В класс А6, где доминируют ВАЗ-2108, вновь допускаются «сосланные» в прошлом сезоне в А7 автомобили «супер-1600» и «кит-кар». Поскольку последние намного превосходят стартующую в А6 технику, РК резервирует возможность проведения чемпионата еще и в классе N2 (1600-кубовые стандартные автомобили), при условии, что до 01.03.2005 г. будет подано не менее 10 заявок от желающих стартовать в этом классе. Если N2 не состоится, в рамках А6 раллийный комитет планирует учредить Кубки ФАУ для автомобилей класса N2 и «восьмерок» всех групп и модификаций.

 Аргументы  

Андрей Александров
Гонщик, заместитель председателя РК-2005

А6 – международный класс, в котором могут стартовать все омологированные на день гонки автомобили. Находящаяся в центре Европы Украина – не исключение. Так почему мы должны искусственными способами закрывать дорогу «китам» и «суперам»? Потому что они на голову превосходят ВАЗ-2108, выпуск которых, как и омологация, давно закончен? Большая часть автопроизводителей выпускают «киты» и «супера». Им и их украинским дилерам нужен спорт. Для «восьмерок» же вводится собственный класс, в котором будут стартовать только ВАЗ-21083 в соответствии с омологацией А-5345.

 Контраргументы  

Руслан Кучер
Чемпион 2004 года в классе А6

Не уверен, что сейчас или в ближайшем будущем кто-то купит еще хотя бы один «супер», не говоря уже о десяти. Автомобили ВАЗ-2108 до сих пор составляют половину всего раллийного пелотона страны (26 машин в 2004 году), в то время как на «суперах» и «китах» в 2003-м стартовали два экипажа, в 2004-м – три. Соревноваться же на 2108 с «вазовским» Super-1600 Салюка-младшего так же бессмысленно, как и с Evo VII Салюка-старшего. А какой накал борьбы был в А6 в прошлом году, когда из него убрали «супера» и «киты»! Если изменить правила, ничего подобного уже не будет.

 Проект календаря ЧУ по ралли, предложенный РК-2005
ДатаНазваниеГородОрганизаторПокрытие
21-22.05«Стара фортеця»Каменец-Подольский«Линия Чемпионов»Грунт, гравий
18-19.06«Чумацкий шлях»ХерсонАК «Херсон»Грунт, гравий
20-21.08«Куяльник»ОдессаОдесский АКГрунт
17-18.09«Днепр»ДнепродзержинскСТК МСКГрунт, гравий
22-23.10«Карпаты»Львов«Линия Чемпионов»Гравий, грунт

 Проект календаря ЧУ по ралли, предложенный организатором чемпионата Василием Ростоцким
ДатаНазваниеГородОрганизаторПокрытие
21-22.05«Стара фортеця»Каменец-Подольский«Линия Чемпионов»Грунт, гравий, асфальт
18-19.06«Чумацкий шлях»Херсон«Линия Чемпионов»Грунт, гравий
23-24.07«Карпаты»Львов«Линия Чемпионов»Асфальт
20-21.08«Куяльник»ОдессаОдесский АК, АРКГрунт
17-18.09«Днепр»ДнепродзержинскСТК МСКГрунт, гравий, асфальт
22-23.10«Карпаты»Львов«Линия Чемпионов»Гравий, асфальт

 ВАЗ-21083 (группа А), 1995 г.
Рабочий объем двигателя, см куб.1600
Мощность, л. с.135
КПП6-ступ. кулачков.
Вес, кг920
Скорость, км/ч180
Разгон 0 – 100 км, с7
Расход, л/100 км20
Стоим. автомобиля, тыс. $20
Стоим. КПП, тыс. $3,5

 ВАЗ-2112 («кит-кар»), 2002 г.
Рабочий объем двигателя, см куб.1600
Мощность, л. с.205
КПП6-ступ. секвентал.
Вес, кг1000
Скорость, км/ч210
Разгон 0 – 100 км, с5
Расход, л/100 км25
Стоим. автомобиля, тыс. $45 – 60
Стоим. КПП, тыс. $5 – 7

Сергей Суховский
Фото автора и Сергея Холодило

На что способна «Таврия»?

И менно это проверяли на первом Winter Light Rally, организованном в прошлую субботу, 29 января, «Киевским Тавроклубом». На ралли съехалось более пятидесяти автомобилей. Сама гонка началась со свободной тренировки, но после того как двое горячих украинских парней в пылу борьбы не смогли разъехаться в одном из поворотов, тренировку решили отменить, а ознакомление с трассой проводить в спокойном темпе и группами по пять машин. Скоростные заезды состоялись в двух классах: в первом стартовали 24 «Таврии» и «Славуты», а во втором – друзья клуба на 15-ти самых разных автомобилях, начиная с горбатого «Запорожца» и заканчивая «заряженной» Subaru Impreza WRX. Но основная борьба, бесспорно, завязалась в классе, представленном автомобилями Запорожского завода. Не жалея своих «железных коней», разгоряченные участники выжимали из них все возможное и невозможное. Трасса длиной 2,9 км, проложенная в чистом поле, состояла из скоростной прямой, связки различных поворотов и небольшого трамплина на самом финише. Увы, проехать без ошибок и вылетов с трассы удалось не всем. Участники, занявшие первые три места в своем классе, в качестве награды получили шампанское, дипломы и медали, а все остальные – грамоты.

Евгений Сокур
Фото «Киевского Тавроклуба»