X

Черный «Дакар»

Нынешний, 27-й по счету ралли-рейд Telefonica Dakar организаторы посвятили памяти легендарного мотогонщика Ришара Сайнкта. Француз, трижды выигрывавший эту гонку, разбился 30 августа прошлого года в Египте на «Ралли фараонов». По ходу нынешнего «Дакара» его недавние соперники то и дело посвящали Ришару свои победы на спецучастках. Но только до 11 января, когда супермарафон оделся в траур – за два дня не стало сразу двух мотогонщиков. Такого поворота событий на старте не ожидал никто...

Нынешний, 27-й по счету ралли-рейд Telefonica Dakar организаторы посвятили памяти легендарного мотогонщика Ришара Сайнкта. Француз, трижды выигрывавший эту гонку, разбился 30 августа прошлого года в Египте на «Ралли фараонов». По ходу нынешнего «Дакара» его недавние соперники то и дело посвящали Ришару свои победы на спецучастках. Но только до 11 января, когда супермарафон оделся в траур – за два дня не стало сразу двух мотогонщиков. Такого поворота событий на старте не ожидал никто…

Нынешний, 27-й по счету ралли-рейд Telefonica Dakar организаторы посвятили памяти легендарного мотогонщика Ришара Сайнкта. Француз, трижды выигрывавший эту гонку, разбился 30 августа прошлого года в Египте на «Ралли фараонов». По ходу нынешнего «Дакара» его недавние соперники то и дело посвящали Ришару свои победы на спецучастках. Но только до 11 января, когда супермарафон оделся в траур – за два дня не стало сразу двух мотогонщиков. Такого поворота событий на старте не ожидал никто…

Пилоты отдают себе отчет в том, что рискуют своей жизнью в «песочнице» (так они между собой называют рейд) едва ли не каждую секунду. К Сахаре с ее «пятиэтажными» дюнами, песчаными бурями и зыбучими песками с недавних пор добавились минные поля и вооруженные то ли повстанцы, то ли грабители. Причем последних с каждым годом становится все больше. Нынешний «Дакар» побил все рекорды по количеству участников во всех категориях. На старте в Барселоне 200 тысяч зрителей провожали 232-х мотоциклистов, 168 экипажей на багги и джипах и 69 – на грузовиках. За 16 дней им предстояло преодолеть 8956 километров по бездорожью Испании, Марокко, Мавритании, Мали и Сенегала.

Первый в Европе – проигравший в Дакаре?

По традиции гонка стартовала в последний день уходящего года. Но не с пролога, ничего не значащего для зрителей, а сразу же с зачетного допа на городском пляже столицы Каталонии, который выиграл… абсолютный дебютант ралли-рейдов Робби Гордон на VW Touareg TDi. Еще более сенсационными оказались результаты в мотокатегории. Хотя КТМ собрал под своими знаменами сборную мира, в Африке лидером зачета высадился малоизвестный француз Фретиньи на полноприводной Yamaha WR450. Впрочем, испанскую часть рейда не зря называют «шоу с видом на Европу» – настоящие испытания начинаются только по ту сторону Гибралтара, где совсем иное измерение и времени, и пространства, и человеческих возможностей. Пятнадцать африканских этапов – словно пятнадцать кругов ада. И первый из них – марокканский, длиной в дьявольские 666 км…

И он вновь остался за звездой NASCAR Гордоном. А лидерство в зачете после победы на СУ5 захватил Колин МакРэй на Nissan Pick-up, для которого этот «Дакар» стал «аж» вторым.

Только в буре есть покой

Впрочем, впереди (5 и 6 января) караван ждали куда более трудные «марафонские» допы в мавританской Сахаре, после которых техника заправляется и ставится в закрытый парк до следующего старта. Ни ремонтов, ни профилактики. И пелотон дрогнул: на первом же «марафоне» (СУ6) сошел МакРэй. Шотландец лидировал с весомым преимуществом, но перевернулся после тройного прыжка. Чуть раньше попал в аварию Гордон, чем похоронил все надежды на место хотя бы в первой десятке. На следующий день после того самого «неремонтного» СУ7 караван потерял еще двух фаворитов. Сошел традиционно выступающий на багги собственной конструкции Жан-Луи Шлессер – единственный, кто умеет побеждать непобедимую уже который год армаду Mitsubishi. Чуть дальше «разложил» свой Nissan Pick-up Кендзиро Синозука. Но им, стартовавшим в первых рядах, еще повезло: ближе к полудню разыгралась сильнейшая буря. К 22.00, когда обычно финишируют самые медленные, на трассе оставалось еще более половины участников. Всего же СУ6 и СУ7 «убрали» из пелотона 126 экипажей – больше, чем все остальные допы вместе взятые.

После дубля на «марафонах» зачет возглавил Стефан Петерансель, оторвавшийся чуть более чем на 20 минут от партнера по Mitsubishi Люка Альфана и лидера VW Ютты Кляйншмидт.

Чтобы не лишиться половины пелотона еще на экваторе гонки, организаторы отменили 8-й этап, намеченный на 7 января. Несмотря на незапланированный выходной, который все участники провели в спальниках или под машинами, СУ9 превратился в настоящий «звездопад». Уже 8 января караван едва не лишился Gauloises Team и X-Raid Racing, в полном составе. «Голуазовцы», самая многогранная команда в рейде (ее гонщики выступают во всех трех категориях), потеряли сразу четыре экипажа. Компанию их предводителю Шлессеру составили действующий чемпион Европы по ралли Симон Жан Жозеф и опытнейший Жан Пьер Стрюго (оба на Mercedes ML430 JP Strugo), Изабель Патисье (Nissan Patrol) и Тьери Делавернь на уникальном багги Renault Megane с трансмиссией и мотором от того же Patrol. Шедший на великолепном для незаводского пилота 4-м месте «абсолюта» катарец Нассер аль Аттиях (X-Raid) разбил свой BMW X5. Пять минут спустя в том же месте перевернулся второй пилот X-Raid Хосе-Луис Монтерде. Благо испанец смог вернуться в гонку – в отличие от своего соотечественника Хосе-Мануэля Переса, для которого нынешний «Дакар» стал последним. 41-летний каталонец попал в аварию на своем KTM 660R еще 6 января, а через четыре дня, после двух операций, умер на родине.

Без Меони

Увы, эта трагедия – не единственная. Спустя сутки, 11 января, не стало величайшего рейдовика мира, двукратного победителя «Дакара» Фабрицио Меони. По словам 47-летнего итальянца, нынешний «Дакар» должен был стать последним в его карьере. Накануне Меони после тяжелейшего этапа уступил лидерство в зачете Сирилу Деспре и во что бы то ни стало пытался вырваться вперед.

Трагедия Меони затмила все. Да, за 27 лет своего существования «Дакар» лишь пару раз прошел без потерь. Но чаще всего гибнут неосторожные зрители и малоопытные «частники», взявшие слишком высокий темп, и крайне редко – столь опытные профессионалы, как Фабрицио, для которого нынешний «Дакар» был 13-м. Будучи первоклассным гонщиком, итальянец оставался общительным человеком, его знали все. Сказать, что его смерть стала трагедией для гонщиков – не сказать ничего. Организаторы всерьез рассматривали возможность отмены гонки. КТМ, на эндуро которого ехали 75% гонщиков, официально предложил всем им сняться с гонки в память об итальянце. Но никто не сложил оружия – по словам того же Деспре, Фабрицио был бы против такого решения. Отменили лишь следующий СУ для мотоциклистов.

Впрочем, без Меони рейд лишался интриги: к тому моменту Деспре и Марк Кома опережали идущего третьим значительно менее опытного Исидре Эстеве Пуйоля на 13 минут. В легковом зачете Петерансель и Альфан, непонятным образом избежавшие проблем с техникой, оторвались от ближайшего преследователя вообще на час с лишним. К тому же догонять их было уже фактически некому: на СУ10 список сошедших пополнили Грегуар де Мевиус (Nissan), Жаки Луманс (Gauloises Bowler), Стефан Энрар (Gauloises VW), Андреа Майер и Хироси Мацуока (оба – Mitsubishi), для которого этот сход стал первым с 1993 года.

Несмотря на смену покрытия в последние четыре дня гонки (в Мали и Сенегале гонщиков ждали сахели, броды, гравийные и грунтовые дороги), расстановка сил в обоих зачетах не изменилась. Опередить лидеров можно было только в случае их схода. Поэтому для Деспре, Петеранселя и Альфана главной задачей стало не наделать ошибок и не ввязываться в борьбу за победы на отдельных этапах.

Цель – Дакар

В итоге пилоты Mitsubishi спокойно финишировали в Дакаре, причем упрочив свое преимущество. Для Стефана Петеранселя этот триумф стал вторым кряду в автозачете. И восьмым в карьере: еще шесть он завоевал на мотоцикле. А для Mitsubishi – вообще десятым (у ближайших преследователей из Team Schlesser – две победы, у Nissan, Volkswagen и BMW – ни одной).

А вот в мотозачете лидер едва не поменялся перед самым финишем. Деспре зачем-то превысил скорость уже после спецучастка и получил 9 минут штрафа. В результате его преимущество над Марком Кома растаяло. К чести Сирила, он не стал ждать подарков судьбы, а в лучших традициях камикадзе привез сопернику на последнем допе без малого 7 минут.

В классе грузовых автомобилей впервые победил челнинский экипаж Фирдаус Кабиров – Айдар Беляев – Андрей Мокеев на КАМАЗ-4911 Extreme. Победитель трех последних «дакаров» – экипаж В. Чагин – С. Якубов – С. Савостин из-за поломки мотора и передней оси оказался только 18-м. Всего у Розового озера финишировали 114 мотоциклистов, 75 экипажей на джипах и багги и 37 – на грузовиках.

 Абсолютный зачет ралли-рейда Telefonica Dakar'2005
Мотоциклы
1С. ДеспреКТМ 660 Rally47:27.31
2М. КомаКТМ 660 Rally+9.00
3А. КоксКТМ 660 Rally+29.1
Легковые автомобили
1С. Петерансель/Ж.-П. КоттреMitsubishi Pajero Evo MPR1152:31.39
2Л. Альфан/Ж. ПикарMitsubishi Pajero Evo MPR11+27.14
3Ю. Кляйншмидт/Ф. ПонсVolkswagen Touareg 2005+3:22.00
Грузовые автомобили
1Ф. Кабиров/А. Беляев/А. МокеевКАМАЗ-491171:13.55
2Й. Сугавара/К. ХамураHino Ranger 4×46:04.19
3Дж. Висмара/К. Беллина/М. ЧамбьяджиMercedes U500+6:46.28

Двойной удар

Вслед за Toyota болиды образца 2005 года продемонстрировали публике еще две команды – BAR и Sauber. Первая провела презентацию на автодроме «Каталунья Монтмело» возле Барселоны; вторая ограничилась лишь виртуальной презентацией. Дело в том, что публичное мероприятие планировалось провести в Куала-Лумпуре (титульный спонсор Sauber – малайзийская компания Petronas), однако из-за трагедии, случившейся в Юго-Восточной Азии, его было решено отменить.

Оба болида стали для своих команд в чем-то первыми. BAR Honda 007 – первый автомобиль, разработанный под руководством нового исполнительного директора команды Ника Фрая; в свою очередь, Sauber C24 стал первым болидом швейцарской конюшни, полностью спроектированным с помощью новой аэродинамической трубы, расположенной в Хинвиле. Основные конструктивные изменения, продемонстрированные на обеих машинах, вызваны, прежде всего, новым техническим регламентом: болиды стали чуть короче, компактнее и изящнее, а их моторы теперь рассчитаны на две гонки вместо одной.

Имена пилотов, которые выведут новые B.A.R и Sauber на «формульные» трассы, известны давно. За «барменов» поедут Дженсон Баттон и Такума Сато; честь швейцарцев будут защищать Жак Вильнев и Фелипе Масса.

Занимай места!

В течение последнего месяца были заняты еще три вакантных места в «формульных» кокпитах. Одно из них – в команде Minardi, владелец которой Пол Стоддарт (на фото справа) подписал контракт с экс-пилотом серии DTM Кристианом Альберсом. Голландец, ставший в 1999 году чемпионом немецкой «Формулы-3», долгое время был тест-пилотом Minardi и принимал участие в различных промо-акциях команды; так что проблем с адаптацией у него быть не должно.

Хуже с этим у Дэвида Култхарда, который перешел из успешной McLaren в только начинающую свое становление команду Red Bull Racing. Вице-чемпион 2001 года был вынужден принять предложение владельца команды Дитриха Матешитца, поскольку в ином случае вообще остался бы без работы. Естественно, такой поворот карьеры прогрессом назвать сложно. Зато можно говорить о прогрессе другого пилота Red Bull – Витантонио Лиуцци, действующего чемпиона европейской «Формулы-3000». Итальянец подписал с «красными быками» контракт, идентичный тому, который есть у Кристиана Клиена. Теперь оба пилота являются «полубоевыми-полутестовыми»; вероятнее всего, каждый из них примет участие в нескольких гонках сезона-2005.

Таким образом, свободных мест в «Формуле-1» осталось четыре: одно в Williams (претенденты Ник Хайдфельд и Антонио Пиццониа), одно в Minardi (Золт Баумгартнер и Ники Пасторелли) и два в Jordan (Тимо Глок, Джорджио Пантано и Роберт Дурнбос).

Сергей Суховский
Фото ЕРА/UPG и фирм-производителей