Публикация официальных результатов ралли «Стара Фортеця», первого этапа Чемпионата Украины, повергла команду MacCoffee Rally Team в глубочайший шок – казавшаяся такой близкой победа уплыла к соперникам, экипажу Ace Racing. Сейчас, когда эмоции улеглись, мы попытаемся разобраться – как же это случилось?
| | Публикация официальных результатов ралли «Стара Фортеця», первого этапа Чемпионата Украины, повергла команду MacCoffee Rally Team в глубочайший шок – казавшаяся такой близкой победа уплыла к соперникам, экипажу Ace Racing. Сейчас, когда эмоции улеглись, мы попытаемся разобраться – как же это случилось? |
Для начала – вот они, факты, которые, как известно, вещь упрямая. Перед стартом предпоследнего, 12-го спецучастка в гонке лидировал экипаж Александр Салюк – Адриан Афтаназив, имевший довольно комфортный 30-секундный отрыв от шедших вторыми Владимира Петренко и Дмитрия Яровенко. Проехав два финальных СУ, пилоты стали ждать официальных результатов гонки – и что же они увидели? Согласно цифрам в протоколе время Петренко на СУ12 оказалось на 50 секунд лучше, чем время Салюка! В принципе, в этом не было бы ничего сверхъестественного – Александр мог ошибиться, вылететь с трассы, столкнуться с какими-то техническими проблемами и так далее. Проблема в другом – время Петренко было как минимум на минуту лучше любого из участников гонки, а главное – оно на все ту же минуту превышало время самого Петренко, показанное им на том же отрезке дистанции двумя спецучастками раньше (СУ10)! Вот тут-то и начались сомнения и разногласия…
Вариантов лишь два…
Давайте рассмотрим ситуацию априори, невзирая на имена и лица. Согласитесь, поверить в то, что отдельно взятый гонщик на машине, подготовленной по одним и тем же техническим требованиям, вдруг смог проехать одно и то же расстояние на минуту быстрее, чем все его соперники, сложновато. Минута выигрыша на 13-километровом спецучастке – это четыре с лишним секунды на каждом километре. Таким преимуществом могла бы обладать машина класса WRC над обычным N-групповым автомобилем – но никак не Mitsubishi Lancer над такими же «Лансерами» и «Импрезами». Особенно, когда управляют машинами сверхопытные пилоты, многократные чемпионы Украины и прочая и прочая. Но что же тогда произошло?
Версия первая – данный гонщик проехал не по легенде, срезав большой кусок дистанции, – в принципе отметается. И дело даже не в том, что это было невозможно сделать, – нет, трасса-то как раз позволяла в одном месте «спрямить», причем как раз примерно на минуту. Но такое «спрямление» неминуемо не осталось бы незамеченным многочисленными болельщиками – как стоявшими вдоль всей трассы, так и отсекавшими время на финише допа.
Вторая версия кажется более правдоподобной – речь идет о судейской ошибке. Допустим, старт данного экипажа был зафиксирован на минуту позже. Или финиш на минуту раньше. Всякое бывает – техника могла дать сбой, люди могли элементарно ошибиться, записывая цифры. Однако эту версию решительно отмели судьи соревнования, отказавшиеся пересматривать опубликованные результаты. Тем самым феноменальный результат Петренко был зафиксирован, что позволило ему намного опередить Салюка и стать победителем ралли.
Пути к славе
Сначала, повторимся, в сердцах спортсменов и болельщиков бушевали эмоции. Как нам стало известно, Петренко предложили пари на огромную сумму, которую тот получал бы в случае повторения своего результата при свидетелях. Владимир отказался, заявив, что на подобные провокации он не поддастся. Команда MacCoffee продемонстрировала свое недовольство решением судей, не явившись на церемонию награждения победителей этапа. Андрей Александров заявил, что происшедшее стало огромным ударом по автомобильному спорту вообще и ралли в частности, и оставлять все как есть – нельзя. Мнения звучали совершенно разные, однако на момент написания этой статьи реального выхода из сложившейся ситуации не предложил никто. Что будет дальше и признают ли кого-то виновным – как говорят в Одессе, будем посмотреть.
И вообще, довольно о скандалах – ведь каменецкая гонка (до определенного момента) была просто восхитительной. Ее стенограмму вы найдете в отдельном блоке, а здесь позвольте сказать пару слов о некоторых особо отличившихся гонщиках. Так, откровенно порадовало выступление Юрия Протасова, выигравшего четыре из восьми субботних допов. Лишь постоянные неполадки с техникой в воскресенье не позволили Юре побороться за победу до конца – но и третье место на подиуме стало отличным подарком к 23-летию спортсмена, которое он отмечал буквально на следующий день.
Вообще, именно техника стала причиной того, что многие пилоты, которых мы привыкли видеть в первых рядах, выступили крайне неудачно. Серьезной аварией закончилась гонка для Валерия Разумовского – к счастью, «крыша» на шестом допе не причинила днепродзержинцу серьезных травм (чего не скажешь о его машине). Не был доволен настройками подвески новой Subaru Impreza Валерий Горбань, а пробитое на СУ10 колесо и вовсе лишило киевлянина шансов на подиум. Не заладилась первая гонка для команды AT-Rally Team – Андрея Александрова подвел мотор, а Алексей Тамразов после первого же прыжка через знаменитый трамплин вырвал заднюю стойку амортизатора. И лишь одесситы Игорь Чаповский и Андрей Николаев, выступавшие на построенной все тем же Александровым «Импрезе», доказали, что зимний перерыв им нипочем, заняв вполне достойное пятое место.
Начало положено
Отдельно скажем пару слов о дебютантах сезона. Так, впервые севший на полноприводный автомобиль Руслан Кучер ехал очень здорово, временами показывая весьма достойные результаты на допах – однако труднообъяснимая поломка на СУ5 привела к огромной потере времени и массы позиций в абсолюте. В субботу всех поразил кроссмен Александр Фельдман, занявший по результатам дня невероятно высокое для новичка четвертое место. К сожалению, 30-секундная пенализация отбросила днепропетровца на седьмую позицию, за спину еще одного дебютанта, Дмитрия Рыбака. Замкнул восьмерку местный пилот и по совместительству организатор гонки Сергей Ведерников, впервые севший за руль боевого «Лансера» подготовки «МСК».
В «восьмерочном» классе У2 довольно комфортную победу праздновал Владимир Трубин, выигравший 9 допов из 13-ти. Не получилось борьбы и в двухлитровом классе А3: серьезно подготовившиеся к гонке Юрий Яковенко, Игорь Сторчак и Алексей Яновский по разным причинам сошли. В итоге в этом классе до предпоследнего СУ лидировал Вадим Трутнев на экзотическом для наших краев ВАЗ-2110, но поломка КП на его машине вручила победу Валерию Вартаняну.
| Мнение | | Владимир Петренко Гонщик команды Ace Racing В течение всей гонки у нас не было практически никаких проблем. Разве что на первом воскресном допе забарахлил топливный насос, однако на сервисе его заменили, и все опять пошло нормально. Как получилось, что я обогнал Салюка на 50 секунд? Не знаю, может быть, он где-то вылетел – я же не видел, как он ехал. Я просто старался ехать как можно быстрее. |
|
|
|
«Стара Фортеця»: стенограмма гонки Пролог Состоявшийся в пятницу показательный проезд по улицам Каменца-Подольского едва не стал финальным для Степана Мазура – на его Lancer Evo IX поломалась КП (фото внизу). К счастью, за ночь механики успели переставить коробку с тренировочной машины. СУ1 Еще до старта гонки сходит Иван Герман (по дороге на допы отказал двигатель), а на первом допе гонку покидают Александр Решетилов и Игорь Сторчак. Выигрывает же СУ Юрий Протасов. СУ2 Еще три схода с дистанции – у Мазура выходит из строя задний редуктор, Юрий Яковенко вылетает с заклинившей педалью газа, а Дмитрия Роткевича подводит подвеска. Победа на допе – за Салюком. СУ3 Сходят Николай Соболев и Алексей Тамразов, еле добравшийся до сервиса практически без задней подвески. Валерий Разумовский пробивает колесо и теряет около пяти минут по отношению к победителю СУ – Протасову. СУ4 Лучшее время на СУ вновь показывает Протасов, а второй результат – у набравшего темп Разумовского. СУ5 Кучер останавливается на допе из-за проблем с двигателем; машину удается реанимировать, но потеряна целая вечность – о результате можно забыть. Победу на этом допе, как и на следующем, одерживает Салюк. СУ6 Тяжелую аварию терпит Разумовский; его машина мешает проезду и в результате всем, кто ехал за ним, присваивают одинаковое время. Это особенно на руку Протасову, который испытывал на этом допе проблемы с техникой и еле дополз до финиша. А вот для Андрея Александрова, Алексея Яновского и Сергея Тодосьева гонка на этом СУ заканчивается.СУ7 Починивший машину Протасов выигрывает спецучасток, а Сергей Авилов сходит с поврежденным приводом.СУ8 Салюк и Петренко показывают на этом допе одинаковое лучшее время вплоть до десятых долей секунды. Субботу в роли лидера гонки заканчивает Салюк, имеющий 20-секундное преимущество над Петренко. СУ9 Воскресенье начинается с победы Салюка и аварии Сергея Чекана – это всего лишь второй после Роткевича сход в классе У2. СУ10 Победителем допа становится Петренко. Стартовавший утром по системе SupeRally Тамразов несколько раз вылетает, а затем и вовсе укладывает автомобиль на крышу.СУ11 Салюк вновь выигрывает СУ, разом привозя Петренко и Протасову 6 и 8 секунд соответственно. СУ12 Тот самый спорный доп. Его победителем становится Петренко, однако результат Владимира вызывает удивление практически у всех. Из-за поломки КП сходит Трутнев. СУ13 В конце допа разворачивает машину Горбаня (фото внизу). В другом месте Салюк неожиданно утыкается в неправильно повязанную ограничительную ленточку, объезжает ее и теряет на этом порядка 20 секунд, так как вслед за ним ленточку перевязывают на место и все остальные едут прямо. Впрочем, судьба гонки в этот момент уже решена… |
|
|
|
«Стара Фортеця»: организация и шоу Ралли «Стара Фортеця» стало лишь одним, пусть и самым ярким, элементом фестиваля, который прошел в Каменце-Подольском в эти дни. «Технопарк Каменного Периода» – так называлось это мероприятие, в котором были представлены разнообразнейшие технические виды спорта – от мотобола и мотокросса до картинга и байк-шоу. Своеобразный колорит придал празднику и проезд байкеров по улицам города, причем во главе колонны ехали маленькие победительницы конкурса красоты «Мини Мисс Подолье». В общем, как говорится, посмотреть было на что. Приятно, что организаторы позаботились о болельщиках, разместив в наиболее интересных для просмотра ралли местах палатки с едой и напитками, а также специальные трибуны для удобства наблюдения и фотосъемки. Добавив к этому напечатанные в большом количестве буклеты с детальным описанием подходов и подъездов к трассе, получим впечатляющую картину: о зрителях на этот раз действительно позаботились. |
|
|
|
Этап 1, 20–22 апреля 2007 г., Каменец-Подольский 243,41 км; из них 124,98 км спецучастков Стартовали 33 экипажа Финишировали 19 экипажей (из них 3 – по SupeRally) |
|
|
| Результаты ралли «Стара Фортеця» (зачетная восьмерка) |
Экипаж | Машина | Время (ч:мин.с) | 1 | Владимир Петренко – Дмитрий Яровенко | Mitsubishi Lancer Evo IX | 1:12.58,5 | 2 | Александр Салюк – Адриан Афтаназив | Mitsubishi Lancer Evo VIII | +00.39,1 | 3 | Юрий Протасов – Александр Горбик | Subaru Impreza WRX Sti | +02.02,6 | 4 | Валерий Горбань – Евгений Леонов | Subaru Impreza WRX Sti | +03.17,4 | 5 | Игорь Чаповский – Андрей Николаев | Subaru Impreza WRX Sti | +04.54,1 | 6 | Дмитрий Рыбак – Сергей Коваль | Subaru Impreza WRX Sti | +05.13,9 | 7 | Александр Фельдман – Павел Вишневецкий | Subaru Impreza WRX Sti | +05.17,8 | 8 | Сергей Ведерников – Андрей Небесный | Mitsubishi Lancer Evo VIII | +05.57,5 |
|
| Результаты экипажейлидеров на СУ «Сахкамень». Воскресенье, 22.04.2007 |
Экипаж | СУ10 (13,03 км) | СУ12 (13,03 км) | Время, с | Средн. скор., км/ч | Время, с | Средн. скор., км/ч | В. Петренко – Д. Яровенко | 422,2 | 111,1 | 366,6 | 128,0 | А. Салюк – А. Афтаназив | 422,9 | 110,9 | 417,9 | 112,2 | Ю. Протасов – А. Горбик | 447,7 | 104,8 | 435,4 | 107,7 |
|
Владимир Некрасов
Фото автора и Алексея Горбенко