Автоспорт может быть опасным – очередным подтверждением этой избитой фразы стал третий этап Чемпионата Украины по ралли. Только чудом «Трембита» не закончилась трагедией. Возможно, если люди на земле не справляются со своей работой, в ход событий вмешиваются высшие силы?
| | Автоспорт может быть опасным – очередным подтверждением этой избитой фразы стал третий этап Чемпионата Украины по ралли. Только чудом «Трембита» не закончилась трагедией. Возможно, если люди на земле не справляются со своей работой, в ход событий вмешиваются высшие силы? |
Несколько недель назад по Буковине прошел слух, что в крохотном селе Брынь Галицкого района Ивано-Франковской области на одной из огромных лип проявился образ, напоминающий Пресвятую Богородицу. Образ этот изо дня в день становился все четче, и вскоре к дереву началось настоящее паломничество – дорога, идущая по селу, целыми днями была заполнена людьми, жаждущими прикоснуться к нежданной святыне.
В субботу, 23 июня, около девяти утра неподалеку от того же села Брынь стартовал третий этап Чемпионата Украины по ралли. Последующие два дня соревнований были отмечены рядом аварий, в которых лишь чудом никто не погиб. Возможно, кто-то сочтет богохульством то, что мы ставим рядом два этих события; так сказать, путаем грешное с праведным. Однако повремените с выводами.
С физикой не шутят
Шестой спецучасток складывался для Владимира Петренко и Дмитрия Яровенко весьма неплохо – по предварительному хронометражу на этом допе экипаж проигрывал лидерам гонки Александру Салюку и Адриану Афтаназиву не более трех секунд, тогда как остальные конкуренты уступали гораздо больше. Однако окончательного результата Петренко на этом СУ зрители и спортсмены так и не дождались. Перед самым финишем сине-белый Mitsubishi Lancer Evo IX вошел в последний поворот чуть ближе к его центру, чем это позволяли сделать законы физики. Колеса машины на мгновение разгрузились, но этого оказалось достаточно, чтобы неуправляемый ралликар понесло по мокрому от дождя асфальту. Сломав столб и внушительных размеров дерево, «Эвик» пролетел по скользкой траве, снес аппаратуру фотофиниша и врезался в стоявший рядом судейский автомобиль. При этом ни пилот, ни штурман, ни трое судей, сидевших в своей «девятке», – никто, кроме техники, не пострадал.
В воскресенье уже к полудню стало понятно, что два последних из запланированных 17 допов придется отменить – постоянные задержки стартов привели к более чем двухчасовому срыву графика гонки. Таким образом, последним становился СУ15, проходящий по селу Космач. Первые пять экипажей прошли его без эксцессов, а вот экипажу Руслана Кучера и Андрея Бовкуна, занимавшему великолепную для дебютантов полного привода шестую позицию, не повезло. Вскоре после старта допа Subaru Impreza не вписалась в траекторию и, снеся правой стороной ограждение моста, рухнула вниз с шестиметровой высоты. Справедливости ради надо отметить, что в этом крайне опасном месте чуть-чуть сносило многих участников – и Андрей Александров, и Валерий Горбань признавались, что с трудом удерживали там свои автомобили. Однако Кучеру и Бовкуну от этого легче не стало – если пилот практически не пострадал, то штурмана увезли с трассы без сознания. Тем не менее, уже на следующий день стало известно, что Андрей цел, чудом избежал переломов и получил только основательный удар ремнями безопасности по грудной клетке. Конечно, процесс выздоровления будет непростым, но мы от всей души желаем этому спокойному, открытому и приветливому человеку как можно скорее вернуться в спорт, который он, кажется, уже успел полюбить.
Борьба за серебро
Вы думаете, что на определение «чудо» вышесказанное не тянет? А если добавить к этому печальному списку аварию Александра Фельдмана, оставившего свою Subaru в лесу на СУ9 близ того же Космача? А сход показывавшего великолепные результаты Ивана Германа, который по чистой случайности и прихоти буковинского рельефа избежал столь нелюбимой гонщиками «крыши»? А вылет Олега Зорькина, отбросившего его в самый хвост пелотона с трехминутным отставанием от ближайшего из преследователей? Глядя на искалеченные автомобили и зная при этом, что все члены экипажей живы и с небольшой натяжкой здоровы, понимаешь – нет, для простых совпадений это многовато… И как тут не поверить в чудеса?
Впрочем, и без учета аварий ралли «Трембита» проходило на редкость напряженно. Пожалуй, только лидерство Александра Салюка не подвергалось сомнениям – хотя и у него проблем, о которых мы упомянем ниже, хватало. А вот «великолепная пятерка» его преследователей – Юрий Протасов, Валерий Горбань, Андрей Александров, Юрий Шаповалов и упоминавшийся уже Владимир Петренко – постоянно держала в напряжении и зрителей, и друг друга. Со сходом Петренко пятерка превратилась в четверку, но и после этого борьба не утихла – на некоторых допах экипажи финишировали едва ли не секунда в секунду. Ход и результаты этого противостояния отражают фотографии и соответствующие таблицы; здесь же нам хотелось бы поговорить о некоторых организационных моментах.
Что делатьи кто виноват?
Раз уж мы заговорили о чудесах, придется признать, что без вмешательства Провидения данная гонка могла бы закончиться плачевно. И в связи с этим к организаторам ралли «Трембита» возникает масса вопросов, ответы на которые далеко не очевидны. Например, каким образом судейский автомобиль, в который врезался Петренко, оказался на внешнем радиусе в пяти метрах от траектории опаснейшего поворота? Почему старт первого воскресного допа был дан на два часа позже назначенного времени, если даже при меньшей задержке его надо было попросту отменять? Куда смотрели те, кто давал старт экипажу Салюк – Афтаназив через 30 (!) минут после ухода милицейской машины с мигалкой, обойдясь при этом без проезда обязательного «нулевого» (открывающего) экипажа? Почему из-за этого разгильдяйства лидер ралли выполнял работу феноменально быстрой «метлы», расчищающей трассу от стоявших на ней зрителей? Что привело к тому, что все тот же Салюк трижды (!) по ходу гонки прямо на спецучастке, в боевом режиме натыкался на едущих ему навстречу беззаботных мотоциклистов и джиперов? И, наконец, почему травмированный Андрей Бовкун, степень повреждений которого на тот момент была абсолютно неизвестной, попал в областную Ивано-Франковскую больницу только в три часа ночи, тогда как авария случилась около восьми вечера?!
Очень хочется получить ответы на эти и другие вопросы. И понять, что все-таки нужно сделать, чтобы в будущем такой беспредел не повторялся. Только, ради Бога, не надо отмахиваться набившим оскомину аргументом «ну вы же понимаете, во всем виновато неуправляемое местное население…». Автор данной статьи, лично отсмотревший восемь из пятнадцати допов, вдоволь наобщался с жителями сел, через которые пролегала трасса. Поверьте, не их вина, что они не совсем хорошо представляли себе, насколько опасен автомобильный спорт, – да и то лишь до момента, пока мимо них не проезжал лидер гонки. После этого все сразу понимали, где можно и где нельзя стоять, откуда надо смотреть, куда в случае чего бежать и так далее.
Но даже при этом то радушие и доброжелательность, с которыми они встречали проходящее по их земле ралли, та информированность, которую они демонстрировали (а верхушку украинского раллийного пелотона многие знали поименно), вызывают искреннее восхищение. Несмотря на то что у большинства этих людей нет доступа в Интернет, а во многих горных селах отсутствует мобильная связь, что по их дорогам могут проехать разве что «уазики» да квадроциклы, именно они являются настоящими болельщиками. Главное сейчас – не забывать, что без них, как и без гонщиков, автомобильный спорт невозможен. Если те, от кого зависит судьба украинского ралли, вспомнят об этом, ситуация непременно начнет улучшаться. И, пожалуй, многие воспримут это как настоящее чудо.
|
Стенограмма гонки СУ1 Еще до своего начала «Трембита» остается без Алексея Яновского, который заявился на участие в гонке, однако опоздал на техком и на старт не выехал. После прошедшего утром дождя трасса довольно скользкая, и многие пилоты осторожничают. Автомобиль Владимира Петренко капризничает на старте, из-за чего пилот разом теряет 7 секунд. Первый доп, как и все последующие субботние СУ, выигрывает Александр Салюк-младший. СУ2 Вылетает Олег Зорькин на Daewoo Lanos; автомобиль вытаскивают обратно на трассу, однако экипаж теряет на этом порядка пяти минут – понятно, что наверстать это до конца ралли, скорее всего, не удастся. СУ3 Доп проходит без приключений; Александр Салюк, Игорь Сторчак (на фото) и Владимир Трубин одерживают победы каждый в своем классе. СУ4 Из-за проблем со сцеплением сходит Дмитрий Роткевич, после чего лидерство Трубина в классе У2 становится гораздо более уверенным. СУ5 Сергей Авилов сходит из-за неполадок в электрике. Дождь над трассой начинается с новой силой. СУ6 На финише допа тяжелую аварию терпит Владимир Петренко, и всем, кто проехал за ним в свободном режиме, начисляют одинаковое время. СУ7 Со сходом Петренко плотную борьбу за второе место ведут Протасов, Александров, Горбань и Шаповалов, результаты которых отличаются друг от друга десятыми долями секунд. СУ8 Субботняя часть гонки завершается сходами Валерия Вартаняна и Ивана Германа. По итогам дня преимущество лидера Александра Салюка над идущим вторым Юрием Протасовым составляет 33 секунды. Боевые автомобили в режиме закрытого парка грузят на лафеты и перевозят в Косовский район, где проходят трассы воскресных допов. СУ9 Старт второго дня задержан почти на два часа из-за гражданских автомобилей, оставленных хозяевами в зоне финиша. Победа на СУ вновь за Салюком; из сошедших в субботу экипажей по системе SupeRally стартует только Дмитрий Роткевич. Сергей Ведерников (на фото) останавливается через 50 метров после старта допа из-за поломки КП; позже по ходу допа с трассы сходят Александр Фельдман и Юрий Яковенко. СУ10 Первый спецучасток, победу на котором записывает в свой актив Юрий Протасов; однако у лидера ралли ему удается отыграть только две секунды. СУ11 Протасов снова быстрейший на допе, однако очевидно, что созданного накануне отрыва Салюку хватит, чтобы удержать преследователей позади. СУ12 Салюк выигрывает спецучасток несмотря на то, что в одном из поворотов трассы он едва не натыкается на едущего по ней мотоциклиста. В классе У2 второй доп подряд лучшее время показывает едущий по SupeRally Роткевич. СУ13 У лидера вновь проблемы – перед ним на трассе откуда ни возьмись возникает зрительский Land Cruiser, и только чудо позволяет избежать трагедии. Победа на допе достается Протасову. Руслан Кучер в одном из поворотов трассы задевает задним бампером дерево, однако это не мешает ему удерживать шестую позицию в абсолюте. СУ14 Старт допа вновь откладывается – сначала из-за отсутствия открывающего автомобиля, затем из-за проблем со связью. Когда же старт все-таки дают, лучшее время показывает Протасов, отыгрывая у Салюка еще три секунды. СУ15 Первую победу на спецучастке записывает в свой актив Валерий Горбань, однако в боевом режиме по трассе проходят только первые пять экипажей. Стартовавший шестым Кучер попадает в тяжелую аварию, после чего назначается свободный проезд. Последние два допа отменяются – поскольку пройдено более 75% дистанции, гонка считается завершившейся. |
|
|
|
| | | | Протасов – Горбик | Горбань – Леонов | Шаповалов – Несвит | Александров – Александрова |
Сразу четыре экипажа вели борьбу за серебро «Трембиты». На восьми СУ лучшее среди них время показал Протасов, на четырех – Горбань, на двух допах конкурентов опередил Александров и однажды быстрейшим был Шаповалов. |
|
|
Этап 3. Ралли «Трембита». Галич/Косов, 23-24 июня |
Дистанция 312,1 км; из них 70,3 км спецучастков Стартовали 27 экипажей, финишировали 17 экипажей |
|
|
| Результаты ралли «Трембита» (зачетная восьмерка) |
Экипаж | Машина | Время (мин.с) | 1 | Александр Салюк – Адриан Афтаназив | Mitsubishi Lancer Evo IX | 55.55,0 | 2 | Юрий Протасов – Александр Горбик | Mitsubishi Lancer Evo IX | +00.26,4 | 3 | Валерий Горбань – Евгений Леонов | Subaru Impreza WRX Sti | +00.48,0 | 4 | Андрей Александров – Оксана Александрова | Subaru Impreza WRX Sti | +01.08,1 | 5 | Юрий Шаповалов – Кирилл Несвит | Mitsubishi Lancer Evo IX | +01.12,0 | 6 | Игорь Чаповский – Андрей Николаев | Subaru Impreza WRX Sti | +05.01,3 | 7 | Дмитрий Рыбак – Сергей Коваль | Subaru Impreza WRX Sti | +05.37,5 | 8 | Александр Решетилов – Евгений Мищенко | Subaru Impreza WRX Sti | +06.59,0 |
|
| Командный зачет |
Команда | Очки | 1 | MacCoffee Rally Team | 101 | 2 | Ace Racing | 85,5 | 3 | Elita Sport | 35,5 | 4 | Tsunami Rally Team | 34 | 5 | Foxtrot Rally Team | 21,5 | 6 | Автотехнология Рейсинг Петрохолдинг | 10,5 |
|
| Абсолютный зачет (десятка) |
Пилот | Очки | 1 | Александр Салюк | 28 | 2 | Владимир Петренко | 18 | 3 | Валерий Горбань | 17 | 4 | Юрий Протасов | 14 | 5 | Игорь Чаповский | 12 | 6 | Андрей Александров | 5 | 7 | Дмитрий Рыбак | 5 | 8 | Юрий Шаповалов | 4 | 9 | Игорь Сторчак | 4 | 10 | Александр Фельдман | 4 |
|
Владимир Некрасов
Фото Алексея Горбенко и Сергея Холодило