Диагноз: гоночнозависимый
В 1957 году мало кому тогда известная компания Toyota сделала первый шаг в большой спорт. Cегодня она – крупнейший автоконцерн мира и самый «гоночнозависимый» бренд: его машины стартуют во всех популярнейших мировых сериях!
В 1957 году мало кому тогда известная компания Toyota сделала первый шаг в большой спорт. Cегодня она – крупнейший автоконцерн мира и самый «гоночнозависимый» бренд: его машины стартуют во всех популярнейших мировых сериях! |
Rally Round. Ралли? Марафон!
Первый же старт заводского экипажа – «Ралли вокруг Японии'1956» – стал победным, поскольку «тойотовцам» противостояли любители. Год спустя состоялся международный раллийный дебют как для Toyota, так и вообще для японских марок: в Mobilgas Round Australian Rally (ни много ни мало, 19-дневный 10563-мильный марафон) малолитражка с не менее гордым названием Toyopet Crown de Luxe заняла… «третье место среди иномарок». Ну кто тогда мог предположить, что Toyota станет одной из двух сильнейших раллийных команд ХХ века (4 титула в личном и 3 в командном зачетах) и уйдет непобежденной? Впрочем, раллийная (как и формульная) история Toyota настолько увлекательна, что заслуживает отдельного рассказа. Наша же цель – показать многогранность спортивных интересов марки.
Touring. С места в карьер
День открытия трассы Suzuka Circuit – 11 ноября 1962 года – сами японцы называют днем рождения автоспорта в стране. Все внимание тут же переключилось с ралли на «туринг» – гонки серийных седанов. На «инаугурационном» Japanese Grand Prix заводская команда заняла весь подиум. В 1966-м у японского автоспорта открылось второе дыхание – заработал сверхскоростной трек Fuji. Toyota тут же создала при нем исследовательский центр TOSCO (сегодня известный любому почитателю марки как TRD). Именно там, попутно установив несколько рекордов скорости, научился ездить первый японский суперкар Toyota 2000GT. Честно говоря, глядя на основную продукцию фирмы тех лет, трудно поверить, что японцы смогли построить такую красоту. Переплыв океан и попав в руки самого Кэррола Шелби, купе наделало шороху в гонках GT, взяв «серебро» вслед за заводским Porsche 911.
Japan Can-Am. Пионеры турбонаддува
В 1968-м на родине саке и харакири была утверждена «группа 7», аналог популярной в США серии Can-Am. TOSCO построил на шасси 2000GT спортпрототип Toyota 7 c 3,0-литровым V8. И хотя спайдер побеждал с первых же гонок, год спустя получил новые подвеску и 5,0-литровый V8. И опять выиграл в «первой» же гонке – Fuji 1000 km. В 1970-м благодаря турбонаддуву TOSCO «снял» с мотора «семерки» более 800 л. с.! А европейцы до сих пор считают, что в гонках на выносливость такое новшество появилось лишь в 1977-м на Renault-Alpine…
24 heures du Mans. Вечно вторые
В 1985-м японцы скромно дебютировали в «Ле Мане» с серийной Celica GT, а через три года участвовали в чемпионате мира по полной программе. В 1992–1994 гг. спортпрототип TS 010, сконструированный по моде Ф-1 авторитетнейшим Тони Саутгейтом, был главным претендентом на победу в Ле-Мане. Но каждый раз не хватало самой малости: если в дебюте второе место воспринималось как успех, то год спустя – уже как досадное недоразумение (Эдди Ирвайн выиграл поул, установил новый рекорд круга и упустил «золото» незадолго до финиша из-за проблем с КП), а в 1994-м – как провал. Японцы ушли, чтобы вернуться через четыре года с абсолютно новым болидом GT-One и тремя опытнейшими экипажами. Но с тем же результатом: поул-позиции, рекорды круга и итоговые места не выше второго.
Andros Trophee. Танцы на льду
Обыкновенный Auris? На самом деле матерый волк в шкуре городской овечки, только что выигравший популярнейшую серию Andros Trophee, которая проходит на горнолыжных курортах Альп и в Канаде. Среднемоторная компоновка, 3,0-литровый 400-сильный V6, углепластиковый обвес, все колеса ведущие и управляемые. За рулем – лучшие пилоты Франции Ален Прост и Оливье Пани.
Paris–Dakar. И так все понятно
Toyota – это не только легковушки и внедорожники, но еще и полноформатные грузовики, с 1966 года выпускаемые под маркой Hino. На счету заводской команды – победы и подиумы в ралли-рейдах «всех времен и народов», включая главное, дакаровское «золото» 1995 года.
А вот в легковом зачете у Toyota побед нет, хотя ее внедорожники участвовали во всех без исключения марафонах. Правда, силами любительских экипажей, приватных конюшен и команд, поддерживаемых европейскими дилерами. Заводская команда так и не обратила свои взоры на рейды. Может быть, потому, что Land Cruiser и без того самый популярный внедорожник Африки?
Nascar и Baja. Там пикапы правят бал
В Европе мало кто знает, что в Новом Свете у «дакара» существует колоритная альтернатива – 1000?мильная SCORE Baja, блуждающая по пустынному полуострову Байа Калифорния. В 2006-м этот марафон собрал на старте 431 экипаж!
На сегодня единственной непокоренной заокеанской вершиной для японцев остался самый популярный в США чемпионат – NASCAR Nextel Cup. Там они делают первые шаги, а вот в его «грузовой» версии NASCAR Craftsman Truck «тундры» с 2004 года успешно сражаются с Dodge, Ford и Chevrolet.