X

«Формула-1». Гран-при Бельгии: Красиво? Скорее, смешно…

Бельгийская гонка, как это обычно и бывает, стала одним из самых захватывающих этапов сезона. Но почему-то на этот раз запомнились не столько смелые обгоны и отточенный пилотаж, сколько нелепые ошибки многих гонщиков и их боссов…

Бельгийская гонка, как это обычно и бывает, стала одним из самых захватывающих этапов сезона. Но почему-то на этот раз запомнились не столько смелые обгоны и отточенный пилотаж, сколько нелепые ошибки многих гонщиков и их боссов…

Бельгийская гонка, как это обычно и бывает, стала одним из самых захватывающих этапов сезона. Но почему-то на этот раз запомнились не столько смелые обгоны и отточенный пилотаж, сколько нелепые ошибки многих гонщиков и их боссов…

От Гран-при Бельгии ожидали чего-то особенного – ведь впервые в этом сезоне пилотам пришлось выступать на мокрой трассе. Предваряющая заезд «Формулы-1» гонка серии GP2 вообще проходила под таким ливнем, что пелотон был вынужден стартовать за пейс-каром! К двум часам по местному времени дождь прекратился, однако нависший над автодромом в Спа туман и водяные шлейфы, тянувшиеся за каждой проезжающей машиной, сводили видимость на трассе практически к нулю. В этих условиях особенно важным было правильно выбрать тип резины. Поскольку запрет на смену покрышек по ходу гонки не распространяется на «дождевые» этапы, большинство пилотов решило стартовать на промежуточных шинах, рассчитывая заменить их «сухими», если дождь не возобновится, или «мокрыми» – если он грянет с новой силой.

Почти по Джеку Лондону

Естественно, на влажной трассе резко возрастала опасность столкновения в первом же повороте La Source, куда обычно стараются протиснуться одновременно все пилоты. Однако это проблемное место пелотон прошел на удивление чисто и без потерь. Гонщики McLaren, впервые после Гран-при Сан-Марино 2001 года занявшие два первых места на стартовой решетке, слетанной парой понеслись вперед (Хуан-Пабло впереди, Кими за ним); остальные, слегка потолкавшись, растянулись следом. Самое интересное только начиналось…

В течение первого десятка кругов ситуация была довольно стабильной – активничал, пожалуй, только Джанкарло Физикелла. Из-за вынужденной замены мотора итальянец стартовал не третьим, согласно своему квалификационному времени, а тринадцатым, поэтому ему только и оставалось, что «с боем» прорываться наверх. И поначалу Физико это удавалось – за несколько кругов он последовательно обошел Марка Уэббера, Дэвида Култхарда, Фелипе Массу и Дженсона Баттона. Однако десятый круг Джанкарло не завершил…

Вылетев боком с трассы в верхней точке поворота Eau Rouge, Физикелла вдребезги разбил свой болид, чем вызвал появление сэйфити-кара. В McLaren отреагировали на это просто гениально – в то время как Монтойя на всех парах помчался в боксы на дозаправку, Райкконен замедлился до скорости нетрезвого пешехода. Поскольку обгоны под пейс-каром запрещены, следом за ним притормозил и весь пелотон. Это привело к тому, что, когда Хуан-Пабло уже покидал боксы, Кими только-только туда доехал! В итоге McLaren дозаправил на одном круге две машины, ни минутки на этом не потеряв. И, как писал в свое время Джек Лондон в рассказе «Дочь северного сияния», «…весь город, наблюдавший за ними, клялся, что это была чистая работа».

Что такое «не везет»

Впрочем, под сэйфити-каром дозаправились не только «серебристые» – это проделал почти весь пелотон. Почти, да не весь. К примеру, в боксы не поехал Жак Вильнев – как выяснилось впоследствии, Sauber предложил ему тактику единственной дозаправки, и совершать ее на 11-м круге было, конечно, рано. Тактика в итоге сработала – посетив боксы лишь раз, на 20-м круге, канадец, стартовавший четырнадцатым, финишировал шестым. Но есть один момент, о котором, возможно, задумались немногие. А если бы Физикелла вылетел с трассы позже? Если бы пейс-кар появился на трассе именно тогда, когда у Вильнева был запланирован пит-стоп? В это трудно поверить, но при определенном стечении обстоятельств Жак мог оказаться на подиуме или даже выиграть эту гонку!

Но хватит домыслов – в реальности после ухода пейс-кара гонку вел Монтойя. На хвосте у него некоторое время повисел Ральф Шумахер, шедший на три дозаправки и потому располагавший более легкой машиной. Впрочем, бывший напарник Ральфа уверенно отбил все его атаки, и через некоторое время Шумахер-младший ни с чем отправился в боксы. И вот тут-то Toyota и совершила одну из тех нелепых ошибок, с упоминания о которых мы начали наш обзор. То ли команда решила, что асфальт уже достаточно подсох, то ли сам Ральф попросил об этом по радио, переоценив свои силы, но во время дозаправки ему поставили «сухой» комплект резины! Вернувшись на трассу, Шумахер тут же потерял машину, вылетел на траву и, осознав свою ошибку, вновь отправился в боксы – менять покрышки обратно… Естественно, после этого о подиуме, на который немец реально претендовал, можно было забыть – хорошо, хоть в восьмерку Ральфу удалось попасть.

С криком «Банзай!»

Гораздо хуже пришлось Шумахеру-старшему, которого после ухода пейс-кара самым наглым образом вышиб с трассы Такума Сато. Опоздав с торможением перед La Source, японец врезался в задний спойлер действующего (пока!) чемпиона мира и «отбуксировал» его на обочину. К счастью Сато, на этот раз Шумми был настроен на удивление миролюбиво, и драться, как это было с Култхардом в 1998 году, не полез, ограничившись парой «ласковых» слов и легким шлепком по шлему Такумы – дескать, что ж ты наделал, балбес… Гораздо строже оказались стюарды гонки, наказав Сато потерей десяти позиций на старте следующего Гран-при.

В тот момент никто не знал, что через несколько кругов произойдет еще один подобный инцидент. К концу гонки трасса стала подсыхать, и некоторые пилоты решили поменять резину на «сухую». Теперь это уже имело смысл – скорость сменивших покрышки гонщиков резко возросла. В связи с этим возникла нетипичная ситуация – пилоты, отстающие на круг, стали догонять и атаковать лидеров. Но если подобная схватка между круговым Кристианом Клиеном и Фернандо Алонсо закончилась мирно, то другой отстающий, Антонио Пиццония, пытаясь вернуться в один круг с Монтойей, переусердствовал и просто вышвырнул колумбийца с трассы! И это за четыре круга до финиша! Кошмарное окончание блестяще проведенного уик-энда… Пиццонию, правда, тоже наказали (штрафом в $8000), однако Хуану-Пабло и его команде от этого легче не стало.

Конечно, победа от McLaren никуда не делась – Гран-при взял Кими. Однако его главный конкурент, Фернандо, финишировал вторым, и McLaren отыграл у Renault всего два очка. А ведь не сойди Монтойя, лидер в Кубке конструкторов поменялся бы. Теперь же для завоевания такого желанного титула Алонсо достаточно в трех гонках набрать всего шесть очков, при этом Райкконена не спасут даже три победы. Легко предположить, что чемпион станет известен уже на следующей гонке, в Бразилии, после чего нам останется наблюдать лишь за борьбой в Кубке конструкторов…

 Статистика

Гран-при Бельгии, Спа, 10-11 сентября 2005 года
Проводится с 1950 года
Дистанция 306,927 км (44 круга по 6976 м)
Победитель гонки: К. Райкконен (1:30.01,295 с, средняя скорость 204,568 км/ч)
Поул-позишн: Х-П. Монтойя (1.46,391 с)
Быстрейший круг в гонке: Р. Шумахер (1.51,453 с)
Рекорд круга в гонке: К. Райкконен (1.45,108 с, 2004 год)

 Итоговые результаты Гран-при Бельгии
Поз.Место на стартеПилотМашина КругиВремя (ч:мин.с)/причина схода
12Кими РайкконенMcLaren MP4-20441:30.01,295
24Фернандо АлонсоRenault R2544+ 28,394
38Дженсон БаттонBAR Honda 00744+ 32,077
49Марк УэбберWilliams FW2744+ 69,167
512Рубенс БаррикеллоFerrari F200544+ 78,136
614Жак ВильневSauber C2444+ 87,435
75Ральф ШумахерToyota TF10544+ 87,574
819Тиаго МонтейроJordan EJ15B43+ 1 круг
916Кристиан КлиенRed Bull RB143+ 1 круг
107Фелипе МассаSauber C2443+ 1 круг
1120Нарайн КартикеянJordan EJ15B43+ 1 круг
1218Кристиан АльберсMinardi PS0542+ 2 круга
1317Роберт ДоорнбосMinardi PS0541+ 3 круга
141Хуан-Пабло МонтойяMcLaren MP4-2040столкновение
1515Антонио ПиццонияWilliams FW2739столкновение
163Ярно ТруллиToyota TF10534вылет
1711Дэвид КултхардRed Bull RB118двигатель
186Михаэль ШумахерFerrari F200513столкновение
1910Такума СатоBAR Honda 00713столкновение
2013Джанкарло ФизикеллаRenault R2510вылет

 Кубок конструкторов
1Команда БельгияВсего
Renault8Позиция не изменилась152
2McLaren10Позиция не изменилась146
3Ferrari4Позиция не изменилась90
4Toyota2Позиция не изменилась80
5Williams5Позиция не изменилась59
6BAR6Улучшение позиции31
7Red Bull0Ухудшение позиции27
8Sauber3Позиция не изменилась17
9Jordan1Позиция не изменилась12
10Minardi0Позиция не изменилась7

 Чемпионат пилотов (десятка)
1Пилот БельгияВсего
Фернандо Алонсо8Позиция не изменилась111
2Кими Райкконен10Позиция не изменилась86
3Михаэль Шумахер0Позиция не изменилась55
4Хуан-Пабло Монтойя0Позиция не изменилась50
5Ярно Трулли0Позиция не изменилась43
6Джанкарло Физикелла0Позиция не изменилась41
7Ральф Шумахер2Позиция не изменилась37
8Рубенс Баррикелло4Позиция не изменилась35
9Дженсон Баттон6Улучшение позиции30
10Марк Уэббер5Улучшение позиции29

Владимир Некрасов
Фото AFP, EPA/UPG и команд-участниц