X

«Формула-1». Гран-при Европы: Гонки по сценарию

Не кажется ли вам, что большинство гонок «Формулы-1» в этом сезоне проходят по некоему шаблону – болиды Williams сталкиваются, McLaren горят, а Ferrari побеждают? Меняется только количество зрителей, которым все это интересно…

Не кажется ли вам, что большинство гонок «Формулы-1» в этом сезоне проходят по некоему шаблону – болиды Williams сталкиваются, McLaren горят, а Ferrari побеждают? Меняется только количество зрителей, которым все это интересно…

Не кажется ли вам, что большинство гонок «Формулы-1» в этом сезоне проходят по некоему шаблону – болиды Williams сталкиваются, McLaren горят, а Ferrari побеждают? Меняется только количество зрителей, которым все это интересно…

Уж простите, что мы начали обзор Гран-при Европы столь пессимистично, но проблема действительно крайне серьезна. Зрительская аудитория «Формулы-1» катастрофически уменьшается – в первую очередь из-за того, что исходы гонок практически предрешены. Из семи этапов шесть выиграл один и тот же гонщик (неважно, как его зовут; важен сам факт). При этом его команда уже сейчас, после всего лишь трети сезона, разменяла вторую сотню набранных очков, практически сняв вопрос о победителе в Кубке Конструкторов.

В связи с этим действия первых лиц «Ф-1», пытающихся изменить правила во время игры, признаться, кажутся несколько необдуманными. Так, согласно слухам, уже с Гран-при США, который пройдет в июне, должен измениться формат квалификации; новые инструкции коснутся порядка следования машин за пейс-каром и других, менее важных моментов… Это не говоря уже о том, что в ближайшие годы FIA планирует изменить даже рабочий объем «формульных» моторов! Неужели чиновникам не ясно, что такими мерами интерес к чемпионату не вернуть – ведь богатые команды (и, в первую очередь, Ferrari) быстро приспособятся к любым новшествам, а вот мелких частников это может просто доконать. «Что же делать, Глеб? – Не знаю, Шарапов… думать!» признаться, кажутся.

Герои вчерашних дней

А ведь если быть объективным, прошедшая гонка оказалась весьма насыщенной событиями. Столкновение в первом повороте, два вылетевших болида, три сгоревших мотора, масса обгонов, блестящая тактика в исполнении победителя и второго призера… Только вот почему-то если кто и разбивает машины, то это Ральф Шумахер и Монтойя; если у кого горят моторы, то у Райкконена и Култхарда (в последнее время за ними еще и Сато потянулся); а тем временем к победе, не испытывая никаких проблем, мчатся красные «жеребцы из Маранелло».

Желаете логических объяснений? Если очень кратко, то – «везет сильнейшему». Если более развернуто, то в каждом конкретном случае есть свои нюансы. Ральф и Хуан-Пабло сталкиваются, конечно же, не потому, что не поделили накануне пачку мороженого. Просто поскольку каждый из этих гонщиков для своей команды уже «отрезанный ломоть», то и отношение к ним соответствующее. Потому и выходят пилоты на старт гонки взвинченными, излишне агрессивными. И приближаясь к первому повороту гонки, где лучше потерять позицию, но сохранить машину, ни Ральф, ни Хуан отступать не собираются. Вот и в этот раз колумбийская коса нашла на немецкий камень – в результате Шумахер остался на обочине, а Монтойя дополз до боксов, заменил передний спойлер и умудрился все же финишировать восьмым. Единственное, что в этом было хорошего – прорываясь из глубины пелотона наверх, Хуан-Пабло порадовал зрителей, исполнив несколько красивых обгонов.

McLaren же выступил еще хуже. Обнадежив поклонников четвертым результатом в квалификации, Райкконен немедленно поверг их в уныние очередным сгоревшим мотором. Несколькими кругами позже аналогично завершилась отчаянная борьба Култхарда (из-за проблем в квалификации шотландец стартовал последним, но по ходу гонки вырвался на четвертое (!) место). Судя по всему, в британской команде решили плюнуть на нынешний сезон и просто проводить ресурсные испытания моторов. На Гран-при Испании попробовали ехать медленно – ага, двигатели не горят, зато машины финишируют во втором десятке. Теперь вот добавили оборотов – скорость возросла, но оба мотора вспыхнули как свечки. Существует ли пресловутая золотая середина? Подозреваю, что в McLaren сейчас ночами не спят, занимаясь ее поисками…

Последний самурай

Ну а в стане Ferrari настроение прекрасное, проблем с техникой никаких – почему ж не выигрывать? Хотя по поводу настроения я несколько преувеличил – как раз на Гран-при Европы оно в команде было траурным. За два дня до гонки ушел из жизни руководитель концерна Fiat Умберто Аньелли, и вполне естественно, что свой победный дубль Шумахер и Баррикелло посвятили его памяти. Зато Дженсон Баттон, по-видимому, этого не знал, и на подиуме веселился как обычно.

Кстати, на этом самом подиуме британец оказался довольно случайно. По большому счету, за такой исход гонки он должен благодарить Ярно Трулли и Такуму Сато. У первого сразу после старта пропали несколько передач – и хотя через полминуты они появились вновь, важные позиции были потеряны. Второй же, по-хорошему, должен был финишировать не то что третьим – вторым, однако «самурая» подвела собственная горячность. Стартовав вторым (лучший результат для японского гонщика за всю историю «Ф-1»), Такума долгое время держался на этой позиции, однако с третьей дозаправки выехал прямо за спиной у Баррикелло. Самурайская кровь дала о себе знать, и с криком «Банзай!» Сато бросился на бразильца. Отчаянная атака могла бы завершиться успехом, будь японец чуть-чуть осмотрительнее; а так – сломанный спойлер и новый заезд в боксы для его замены. Ну а кругом позже сгоревший мотор подвел черту под ярким выступлением Сато.

И буквально два слова о Джанкарло Физикелле, набравшем очередные три очка. Теперь итальянцу не хватает всего одного пункта до попадания в символический «Клуб 100» – то есть в число гонщиков, набравших за карьеру сто и более очков. Впрочем, результаты Sauber выглядят весьма прилично: набрав 10 очков после семи гонок, команда идет по графику сезона-2001, который был самым удачным в истории швейцарской конюшни. А значит, и заветная сотня от Физико никуда не уйдет…

Финишировали

1. М. Шумахер Ferrari 1:32.35,101 с. 2. Р. Баррикелло Ferrari + 17,989 с. 3. Д. Баттон B.A.R. + 22,533 с. 4. Я. Трулли Renault + 57,633 с. 5. Ф. Алонсо Renault + 60,987 с. 6. Д. Физикелла Sauber + 73,448 с. 7. М. Уэббер Jaguar + 76,206 с. 8. Х.-П. Монтойя Williams + 1 кр. 9. Ф. Масса Sauber + 1 кр. 10. Н. Хайдфельд Jordan + 1 кр. 11. О. Панис Toyota + 1 кр. 12. К. Клиен Jaguar + 1 кр. 13. Д. Пантано Jordan + 2 кр. 14. Д. Бруни Minardi + 3 кр. 15. З. Баумгартнер Minardi + 3 кр.

Не финишировали

16. Т. Сато B.A.R. 47-й кр., двигатель. 17. Д. Култхард McLaren 25-й кр., двигатель. 18. К. Райкконен McLaren 9-й кр., двигатель. 19. Р. Шумахер Williams 1-й кр., столкновение. 20. К. да Матта Toyota 1-й кр., столкновение

 Статистика

Гран-при Европы. Автодром «Нюрбургринг»
28 – 30 мая 2004 года

Проводится с 1983 года
Дистанция 308,863 км (60 кругов по 5148 м)
Поул-позишн: М. Шумахер (1.28,351 с)
Быстрейший круг в гонке: М. Шумахер (1.29,468 с)
Победитель гонки: М. Шумахер (1:32.35,101 с, средняя скорость 200,159 км/ч)

Стартовое поле

1. М. Шумахер. 2. Т. Сато. 3. Я. Трулли. 4. К. Райкконен. 5. Д. Баттон. 6. Ф. Алонсо. 7. Р. Баррикелло. 8. Х.-П. Монтойя. 9. Р. Шумахер. 10. О. Панис. 11. К. да Матта. 12. К. Клиен. 13. Н. Хайдфельд. 14. М. Уэббер. 15. Д. Пантано. 16. Ф. Масса. 17. З. Баумгартнер. 18. Д. Физикелла. 19. Д. Бруни. 20. Д. Култхард.

Личный зачет

1. М. Шумахер, 60 очков. 2. Р. Баррикелло, 46. 3. Д. Баттон, 38. 4. Я. Трулли, 36. 5. Ф. Алонсо, 25. 6. Х.-П. Монтойя, 24. 7. Р. Шумахер, 12. 8. Т. Сато, 8. 9. Ф. Масса, 5. 10. Д. Физикелла, 5. 11. Д. Култхард, 4. 12. К. да Матта, 3. 13. М. Уэббер, 3. 14. Н. Хайдфельд, 2. 15. О. Панис, 1. 16. К. Райкконен, 1.

Кубок Конструкторов

1. Ferrari, 106 очков. 2. Renault, 61. 3. B.A.R., 46. 4. Williams, 36. 5. Sauber, 10. 6. McLaren, 5. 7. Toyota, 4. 8. Jaguar, 3. 9. Jordan, 2.

 Прикол гонки

А вам не приходило в голову подсчитать, как выглядели бы личный и командный зачеты чемпионата мира, если бы в нем не участвовала Ferrari? Мы посчитали, и вот что из этого получилось. В споре пилотов с тремя победами и 54 очками лидировал бы Дженсон Баттон; на пятки ему наступал бы Ярно Трулли (51). Далее следовали бы Алонсо (39), Монтойя (33), Ральф Шумахер (21) и Сато (14). В Кубке Конструкторов первую строчку занимала бы команда Renault (90 очков), за ней располагались бы B.A.R. (68), Williams (54), Sauber (25), McLaren (12), Toyota (11), Jaguar (8), Jordan (4) и Minardi (1). Что из этого следует? Да, собственно, ничего – просто занимательная арифметика…

Владимир Некрасов
Фото AFP, Renault, B.A.R.