X

«Формула-1». Гран-при Германии: День великих чемпионов

25 июля произошло три знаменательных события. Валентино Росси выиграл этап MotoGP в Донингтоне, Лэнс Армстронг в шестой раз подряд одержал победу в велогонке «Тур де Франс», а Михаэль Шумахер пополнил свою коллекцию очередным Гран-при «Ajhveks-1»…

25 июля произошло три знаменательных события. Валентино Росси выиграл этап MotoGP в Донингтоне, Лэнс Армстронг в шестой раз подряд одержал победу в велогонке «Тур де Франс», а Михаэль Шумахер пополнил свою коллекцию очередным Гран-при «Ajhveks-1»…

25 июля произошло три знаменательных события. Валентино Росси выиграл этап MotoGP в Донингтоне, Лэнс Армстронг в шестой раз подряд одержал победу в велогонке «Тур де Франс», а Михаэль Шумахер пополнил свою коллекцию очередным Гран-при «Ajhveks-1»…

Каждый из этих чемпионов (а в том, что Росси и Шумахер завоюют очередные титулы в своих дисциплинах, уже практически никто не сомневается) велик по-своему. Армстронг перенес тяжелейшую болезнь (рак), но смог вернуться в велоспорт и, мало того, шесть раз выиграть престижнейшую гонку мира. Росси в межсезонье перешел из сильной команды Honda в гораздо менее благополучную Yamaha, но продолжает побеждать с завидной регулярностью. Ну а Шумахер… тут вы и сами все знаете.

Но, в отличие от Армстронга и Росси, у рекордов Шумми есть и обратная сторона. Как это ни парадоксально, но титульные спонсоры Ferrari – Marlboro и Vodafone – вполне могут быть недовольны столь безоговорочным доминированием Михаэля. Ведь с каждой гонкой его болид (а следовательно, и логотипы на нем) появляется на телеэкранах все реже и реже, а основное внимание телеоператоры уделяют событиям, происходящим позади лидирующего «красного троллейбуса». По крайней мере, в Германии было именно так…

Шоккенхайм

С самого начала гонки в центре внимания оказались болиды McLaren и Renault. Райкконен, Култхард, Алонсо и Трулли занимали соответственно второй и третий ряды стартового поля, уступив первый Шумахеру и Монтойе. И если Хуан-Пабло среагировал на сигнал светофора из рук вон плохо, разом потеряв пять (!) позиций, то вышеупомянутая четверка стартовала один краше другого. Вначале на вторую позицию вырвался Алонсо, однако уже к концу первого круга его обогнал Райкконен; Култхард же в это время без особого энтузиазма пытался пройти обошедшего его на старте Трулли. Попытки не увенчались успехом; мало того, к шотландцу подобрался резво стартовавший Баррикелло. Тут, к чести Култхарда, он проявил должное упорство и атаку бразильца отбил – причем так, что второму пилоту Ferrari пришлось отправиться в боксы для замены переднего спойлера. Сразу отметим, что этот эпизод (кстати, вполне корректный со спортивной точки зрения) вконец испортил Рубенсу гонку – опустившись в хвост пелотона, он смог прорваться лишь на девятое место. Более того, прокол покрышки на самом последнем круге «убрал» Баррикелло даже из первой десятки. Впрочем, бразилец по-прежнему остается единственным пилотом, которому удалось финишировать во всех 12-ти гонках сезона.

Итак, Шумахер в привычном стиле укатил вперед, и лишь Райкконен, казалось, мог навязать ему хоть какую-то борьбу. После первой серии дозаправок Кими оказался всего в трех секундах позади Михаэля, что в принципе не казалось непреодолимым препятствием. Однако на 13-м круге у McLaren под номером 6 без видимых причин оторвалась… плоскость заднего антикрыла! Естественно, это произошло на прямой, где скорость болидов достигает 320 км/ч и аэродинамическая нагрузка на задний спойлер наиболее высока. К счастью, Кими отделался лишь легким испугом, чего не скажешь о его разбитом вдребезги болиде. «Я надеюсь, что в этом сезоне мы уже исчерпали лимит технических отказов», – только и смог сказать расстроенный финн. «Шоккенхайм для Райкконена», – отреагировала на следующий день немецкая пресса, обыгрывая название автодрома, где проходила гонка…

Кстати, авария Кими имела последствия не только для него самого. Так, один из обломков попал в переднее антикрыло машины Ярно Трулли и застрял где-то в районе пилонов. Естественно, такое «усовершенствование» резко изменило аэродинамическую конфигурацию Renault в худшую сторону. Ярно сбросил скорость и вынужден был пропустить вперед Култхарда, Монтойю, Сато и Уэббера. Заезд же в боксы и замена спойлера и вовсе вычеркнули Трулли из числа претендентов на место в зачетной восьмерке.

17 мгновений борьбы

Обсудив вылет Райкконена, народ на трибунах и у телеэкранов переключил свое внимание на другие события, в эпицентре которых оказался Дженсон Баттон. На субботней квалификации молодой британец показал великолепное третье время, однако был вынужден стартовать тринадцатым (в пятницу на его машине заменили мотор, что согласно правилам приводит к потере десяти позиций на старте). Каково же было удивление болельщиков и, в особенности, конкурентов, когда Баттон, оттянув дозаправку, к 12-му кругу возглавил гонку! Конечно же, пит-стоп отбросил его назад – но всего лишь на пятую позицию. Затем, воспользовавшись ошибкой Монтойи, Дженс проскочил на четвертое место, а после второй волны пит-стопов – и на третье (позади остался Култхард). Таким образом перед Баттоном оставались лишь практически недосягаемый Шумахер и очень даже «съедобный» Алонсо…

Дальнейшие события, доложу я вам, по своей красоте относятся к разряду фантастических, невероятных, потрясающих и придумайте-сами-каких-еще. На протяжении семнадцати (!) кругов Баттон яростно атаковал Алонсо и прошел-таки его, перекрестив траектории в шпильке и уйдя затем на внутренний радиус поворота. Без вопросов, обгон года! Интересно, что на послегоночной пресс-конференции оба участника этой борьбы выразили свое восхищение ее корректностью, а Баттон так и вовсе назвал эту гонку лучшей в своей карьере.

Кстати, заслуга Дженсона тем выше, что обогнал он Фернандо фактически… одной рукой! Дело в том, что примерно на 50-м круге у Баттона ослаб ремешок шлема. На скоростных прямых встречный поток воздуха буквально срывал шлем с головы гонщика, сдавливая ему горло. Поэтому Дженсу приходилось левой рукой придерживать непокорную «каску». На торможениях, когда возникала необходимость понижать передачи (а это делается в «формульных» болидах именно левой), он хватался за штурвал, а начиная разгон, вновь придерживал шлем… И так шестнадцать кругов!

Три недели до Венгрии

Понятно, что в гонке были и другие интересные моменты, но перед борьбой Дженсона и Фернандо они меркнут. И все же отметим несколько результатов – например, шестое (лучшее в сезоне) место Марка Уэббера, в сезоне-2005 уходящего в Williams. Или седьмую позицию Антонио Пиццониа, который заменил «не оправдавшего доверия» Марка Жене и сразу же сделал то, чего предшественник не смог – заработал зачетные очки. Впрочем, для того чтобы продолжить карьеру боевого пилота, этого Антонио вряд ли хватит – ходят слухи, что уже через три недели в Венгрии за руль Williams должен вернуться Ральф Шумахер…

Финишировали

1. М. Шумахер Ferrari 1:23.54,848 с. 2. Д. Баттон B.A.R. + 08,388 с. 3. Ф. Алонсо Renault + 16,351 с. 4. Д. Култхард McLaren + 19,231 с. 5. Х.-П. Монтойя Williams + 23,055 с. 6. М. Уэббер Jaguar + 41,108 с. 7. А. Пиццониа Williams + 41,956 с. 8. Т. Сато B.A.R. + 46,842 с. 9. Д. Физикелла Sauber + 67,102 с. 10. К. Клиен Jaguar + 68,578 с. 11. Я. Трулли Renault + 70,258 с. 12. Р. Баррикелло Ferrari + 73,252 с. 13. Ф. Масса Sauber + 1 кр. 14. О. Панис Toyota + 1 кр. 15. Д. Пантано Jordan + 3 кр. 16. З. Баумгартнер Minardi + 4 кр. 17. Д. Бруни Minardi + 4 кр.

Не финишировали

18. Н. Хайдфельд Jordan 42-й кр., подвеска. 19. К. да Матта Toyota 38-й кр., прокол. 20. К. Райкконен McLaren 13-й кр., вылет

 Статистика

Гран-при Германии. Хоккенхаймринг. 23 – 25 июля 2004 года
Проводится с 1951 года
Дистанция 301,884 км (66 кругов по 4574 м)
Поул-позишн: М. Шумахер (1.13,306 с)
Быстрейший круг в гонке: К. Райкконен (1.13,780 с)
Победитель гонки: М. Шумахер (1:23.54,848 с, средняя скорость 215,852 км/ч)

Стартовое поле

1. М. Шумахер. 2. Х.-П. Монтойя. 3. К. Райкконен. 4. Д. Култхард. 5. Ф. Алонсо. 6. Я. Трулли. 7. Р. Баррикелло. 8. Т. Сато. 9. О. Панис. 10. А. Пиццониа. 11. М. Уэббер. 12. К. Клиен. 13. Д. Баттон. 14. Д. Физикелла. 15. К. да Матта. 16. Ф. Масса. 17. Д. Пантано. 18. Н. Хайдфельд. 19. Д. Бруни. 20. З. Баумгартнер.

Личный зачет

1. М. Шумахер, 110 очков. 2. Р. Баррикелло, 74. 3. Д. Баттон, 61. 4. Я. Трулли, 46. 5. Ф. Алонсо, 39. 6. Х.-П. Монтойя, 33. 7. Д. Култхард, 19. 8. К. Райкконен, 18. 9. Т. Сато, 15. 10. Д. Физикелла, 13. 11. Р. Шумахер, 12. 12. М. Уэббер, 7. 13. Ф. Масса, 5. 14. О. Панис, 5. 15. К. да Матта, 3. 16. Н. Хайдфельд, 3. 17. Т. Глок, 2. 18. А. Пиццониа, 2. 19. З. Баумгартнер, 1.

Кубок Конструкторов

1. Ferrari, 184 очка. 2. Renault, 85. 3. B.A.R., 76. 4. Williams, 47. 5. McLaren, 37. 6. Sauber, 18. 7. Toyota, 8. 8. Jaguar, 7. 9. Jordan, 5. 10. Minardi, 1.

 Прикол гонки

Прикол для любителей статистики. Есть такое понятие «счет в квалификациях», с помощью которого можно составить некоторое представление об уровне пилотов одной команды относительно друг друга. К примеру, у пары Алонсо – Трулли этот счет равен 6:6 (то есть шесть раз в квалификациях лучше выступал Фернандо и столько же раз более высокое место на старте занимал Ярно). Такое же равенство в паре да Матта – Панис. А вот наибольшая разница в счете у пилотов… Williams! Хуан-Пабло Монтойя 11 раз квалифицировался лучше своих напарников (ими были Ральф Шумахер, Жене и Пиццониа) и лишь раз в Канаде уступил Ральфу. Чуть меньше разница между Шумахером-старшим и Баррикелло – 10:2; еще меньше (9:3) разрыв в паре Хайдфельд – Пантано/Глок. С одинаковым счетом (8:4) у своих напарников выигрывают Райкконен, Уэббер и Бруни; более или менее равными можно назвать пары Баттон – Сато и Физикелла – Масса (и там, и там – 7:5).

Владимир Некрасов
Фото AFP, Jordan, Yamaha