«Формула-1». Гран-при Испании^ Какая боль, какая боль… Шумахер – «Формула» 5:0
О, всемогущие и милостивые гоночные боги! Неужели вы напрочь позабыли о нас, простых болельщиках? Неужели в этом сезоне так и не будет хоть одной по-настоящему интересной гонки?
О, всемогущие и милостивые гоночные боги! Неужели вы напрочь позабыли о нас, простых болельщиках? Неужели в этом сезоне так и не будет хоть одной по-настоящему интересной гонки? |
Не поймите превратно, уважаемые читатели, – автор этих строк ничего не имеет против Михаэля Шумахера и Ferrari; и если бы с подобным превосходством доминировали, например, Джанмария Бруни и Minardi, наша реакция была бы той же. Как это ни печально, старт нынешнего сезона в «Ф-1» напоминает воспетый «Чайфом» футбольный матч Аргентина – Ямайка; только роли забивавших голы Батистуты и Ортеги исполняют Шумми и Баррикелло, а в качестве несчастных беспомощных ямайцев выступают остальные восемнадцать гонщиков. Пять гонок – пять триумфов Ferrari и никаких предпосылок к нарушению этой тенденции. Странно даже не то, что букмекерские конторы до сих пор дают на победу Шумахера довольно высокий коэффициент (к примеру, перед испанской гонкой он был равен 1,34). Странно, что они вообще принимают ставки на это событие!
Впрочем, повлиять на ситуацию мы никак не можем. Поэтому попытаемся найти интересные моменты в той «Формуле-1», какую мы видим, – пусть для этого даже придется перестать обращать внимание на тотальное превосходство «красных жеребцов». Тем более что ярких персонажей и без них хватает…
Ловкость рук
Например, на прошедшем Гран-при внимание многих привлек не местный кумир, уроженец Овьедо Фернандо Алонсо, а его итальянский напарник Ярно Трулли, в особенности его превосходный старт. Вот об этом поговорим несколько подробнее.
Дело в том, что уже после первой гонки сезона, Гран-при Австралии, все обозреватели и специалисты обратили внимание на то, что машины Renault стартуют гораздо лучше остальных. Данный факт вызывал удивление, в первую очередь, потому, что с этого года в «Ф-1» запрещено использование электронной системы стартовой помощи launch control. Принцип ее действия таков. Как известно, удачный старт зависит от того, насколько плавно водитель отпустит сцепление и нажмет на газ. Так вот раньше в «формульных» машинах за этот процесс отвечала электроника. Когда гасли огни светофора, гонщик просто утапливал педаль газа «в пол», а уж умный микропроцессор руководил работой сцепления и дросселя, обеспечивая отсутствие пробуксовки и прочих неприятностей.
Теперь же гонщикам пришлось заново учиться стартовать «вручную» (именно «вручную», поскольку рычажок сцепления находится на рулевой колонке, под левой рукой). Тут-то конкуренты Renault и всполошились – дескать, не могут же два отдельно взятых пилота «просто так» трогаться с места быстрее всех остальных. Значит, «сине-желтые» что-то изобрели; следовательно, это «что-то» надо «раскусить», после чего либо опротестовать, либо внедрить у себя. Масла в огонь подливали и боссы Renault, которые в ответ на все вопросы только хитро щурились и предлагали внимательно читать технический регламент.
А ларчик открывался настолько же просто, насколько гениально. Заняв после прогревочного круга свои места на стартовой решетке, Алонсо и Трулли медленно начинают тянуть рычажок сцепления на себя. Почувствовав момент, когда сцепление вот-вот «схватит», Ярно и Фернандо фиксируют рычажок в этом положении при помощи специального лепестка, установленного также под рулем, только справа. В момент старта гонщику остается просто отщелкнуть этот фиксатор, а дальше все, как прежде – педаль «в пол» и вперед! До чего остроумно, правда? И, заметьте, никакой электроники! Ну а механические приспособления, как вы уже наверняка догадались, никто не запрещал…
Стратегия и тактика
Вот поэтому-то удачный старт Трулли был в какой-то мере прогнозируемым. Однако столь блестящего начала не ожидал, наверное, никто! Стартовав четвертым, Ярно легко обошел Сато, Монтойю, Шумахера и с первых же метров дистанции возглавил гонку. Правда, лидерство итальянского гонщика было недолгим – уже на первом пит-стопе его обошел… ну конечно, Шумахер – кто ж еще. Однако великолепный стартовый рывок Трулли сослужил свою службу под конец гонки, когда к нему вплотную подобрался второй (не по статусу, а по счету) пилот Renault Алонсо. Темп у испанца был значительно выше, но обгонять напарника он не рискнул – ведь командная тактика с некоторых пор запрещена (в интернет-статьях в таких местах обычно ставят хитрый смайлик – дескать, все помнят, после каких событий ее запретили). Так они и финишировали – Ярно третьим (третий подиум в карьере), Фернандо четвертым.
Победителя и второго призера, наверное, представлять не нужно – их имена можно было назвать и до гонки. Впрочем, в отличие от Шумахера, проводившего юбилейную, двухсотую в карьере гонку, Баррикелло заставил болельщиков Ferrari понервничать. Пятая стартовая позиция Рубенса на фоне поула Михаэля выглядела провалом, однако гонка расставила все на свои места – оказывается, бразилец избрал тактику двух дозаправок (против трех у большинства гонщиков, включая Шумахера). Честно говоря, пользы в такой хитроумной стратегии я не заметил – Ferrari что с двумя пит-стопами, что с тремя все равно привозят всем остальным как минимум полсекунды на круге. А вот кому тактика «минус один пит-стоп» принесла дивиденды, так это пилоту Sauber Джанкарло Физикелле, который благодаря ей сумел прорваться с двенадцатой стартовой позиции на седьмую финишную.
Скорость не купишь
Не удержаться от теплых слов в адрес Такумы Сато – впервые в карьере японец стартовал с третьей позиции, что наглядно демонстрирует темпы развития B.A.R. Где-то рядом с ним мог бы оказаться и Баттон, однако ошибка в квалификации отбросила его аж на 14-ю позицию, откуда он всю гонку прорывался (и прорвался-таки) в зачетную восьмерку.
Впрочем, за это британец должен благодарить Монтойю, который покинул гонку во время третьего пит-стопа. Вот уж кому не позавидуешь – Монти мысленно уже не в Williams, но формально еще не в McLaren; плюс машина «не едет», плюс Ральф постоянно скандалит… Судя по всему, психологическая обстановочка в команде еще та – об этом свидетельствует тот факт, что, выбравшись из отказавшего болида, Монтойя в сердцах ударил одного из механиков. А ведь еще зимой Хуан был спокоен и самоуверен, всерьез намереваясь бороться за титул…
Такие же обещания давали и пилоты McLaren, о трудностях которых с машиной не писал только ленивый. Не испытывая никаких технических проблем, Райкконен и Култхард смогли финишировать лишь во втором десятке! Сравниться с этим провалом способно лишь столь же блеклое выступление Toyota, которая при своем огромном бюджете могла бы ехать и побыстрее. Впрочем, если говорить о КПД вложенных средств, то наиболее эффективным придется признать бюджет Minardi…
| |
Статистика | |
| |
Прикол гонки | |
| |