«Формула-1». Гран-при Испании: Вошедшая в историю
Состоявшаяся 8 мая в Испании гонка «Формулы-1» прочно вошла в историю этого вида спорта – впервые с 1970 года на старт квалификации выехало меньше 20 машин! Вдвойне приятно, что благодаря любезному приглашению компании «Тойота-Украина» эту, без сомнения, уникальную гонку нам удалось увидеть вживую.
Состоявшаяся 8 мая в Испании гонка «Формулы-1» прочно вошла в историю этого вида спорта – впервые с 1970 года на старт квалификации выехало меньше 20 машин! Вдвойне приятно, что благодаря любезному приглашению компании «Тойота-Украина» эту, без сомнения, уникальную гонку нам удалось увидеть вживую. |
Угадаете ли вы, дорогие читатели, что поразило вашего автора с первой же минуты пребывания на трибуне автодрома «Каталунья»? Нет, не 115 тысяч болельщиков (абсолютный рекорд в истории каталонской трассы), большую часть которых составляли облаченные в сине-желтое поклонники «кумира всея Гишпании» Фернандо Алонсо. И даже не огромный транспарант, декларирующий поддержку жителями Барселоны своих извечных конкурентов-соперников из Мадрида, которые активно борются за право проведения Олимпиады 2012 года… Не знаю, кому как, а лично мне моментально бросилась в глаза пустота между боксами Ferrari и Renault. Да-да, именно там должны были толпиться фотографы, позировать пилоты и суетиться механики команды BAR, но… Жестким решением FIA «бармены» дисквалифицированы на две гонки и лишены всех набранных на предыдущем Гран-при очков. Печальная, но поучительная история, которая несомненно заслуживает отдельного повествования.
Закон суров?
Вернемся на две недели назад, а точнее, в воскресенье, 24 апреля, на автодром имени Энцо и Дино Феррари в итальянской Имоле. Пилоты BAR Дженсон Баттон и Такума Сато празднуют двойной финиш в очковой зоне, а в боксах технической комиссии идет стандартная процедура взвешивания болидов. Очередь доходит до BAR Honda 007 под стартовым номером 3. Вроде бы все в порядке, после слива топлива машина весит вполне приемлемые 604 кг (как известно, оговоренная регламентом суммарная масса «сухого» болида и гонщика должна превышать 600 кг). Но тут технический делегат FIA Джо Бауэр, заглядывая при помощи специального эндоскопа в топливный бак, обнаруживает там еще один, маленький резервуар. На простой вопрос «А это еще что за емкость?» представители команды, ничуть не смутившись, отвечают – это, дескать, наше «ноу-хау»; такой резервуар, мол, помогает поддерживать необходимое давление в топливной системе. «В таком случае, слейте бензин и из него!», – заявляет Бауэр. И тут – о, какой конфуз! – обнаруживается, что после этого автомобиль весит всего лишь 595 кг!
Вы спросите, какое преимущество могла получить команда от этой махинации? Если исходить из того, что пустая машина весила 595 кг, а масса остальных болидов составляла примерно 605 кг, то разница в десять килограмм – это около 15 секунд на дистанции гонки. По меркам «Ф-1» – весьма значительно…
Впрочем, технический персонал BAR тут же пускается в пространные объяснения, суть которых сводится к тому, что машина ни в один из моментов гонки не была совершенно пустой, а значит, ее вес по ходу Гран-при все время превышал минимально допустимый. Как ни странно, стюарды принимают эти объяснения и скандала не раздувают. Однако через день за дело берется высшее руководство FIA, которое аргументы команды почему-то не устраивают. Дальнейшие события развиваются с поразительной быстротой: уже 4 мая в Париже проходит слушание дела апелляционным судом, в результате которого действия BAR признаются неправомерными и конюшня получает уже упомянутый нами штраф.
Что ж, обманывать нехорошо, и наказания команда, при всем нашем к ней уважении, заслуживала. Но вот маленькая закавыка – согласно букве закона, дисквалификация за подобное нарушение должна была бы распространяться не на две гонки, а на весь оставшийся сезон! К примеру, в последний раз столь серьезные претензии у FIA были к раллийной Toyota в 1995-м, и тогда использование нелегальных воздухозаборников стоило команде исключения из чемпионата. Почему же пощадили BAR?
Мотивы, побудившие FIA сжалиться над «барменами», понятны – в чемпионате-то и так всего десять команд; попробуй, убери еще и одного из потенциальных лидеров. Но ведь в таком случае, говоря словами незабвенного Володи Шарапова, «это уже не закон, а кистень», который к разным командам применяется по-разному. Вспомните хотя бы, как та же самая FIA не проявила жалости к Minardi, категорически запретив ей выставить на старт Гран-при Австралии несоответствующие новому регламенту болиды. А ведь тогда всем было ясно, что беднейшая команда чемпионата не хотела никого обмануть, а просто не успевала изменить конструкцию своих машин из-за отсутствия финансов! Неужели дело лишь в том, что за спиной Minardi не стоят миллиарды крупного автопроизодителя?
От старта до ФИННиша
Так или иначе, но в Гран-при Испании команда BAR участия не принимала – потому-то на старт и вышли 18 болидов вместо привычных 20. Для любителей истории сообщим, что последний раз такое было на Гран-при Мексики 25 октября 1970 года. Кстати, ту гонку выиграл Жаки Икс на Ferrari, опередив ставшего вторым Клея Регаццони более чем на 20 секунд.
Интересно, что и нынешний победитель, Кими Райкконен, привез ставшему вторым Фернандо Алонсо… правильно, более 20 секунд! Пилот McLaren разорвал соперников на финские кресты, выиграв обе квалификации и гонку, в которой лидировал от старта до финиша. Над автодромом буквально витала тень другого «летучего финна», Мики Хаккинена, который еще совсем недавно побеждал тут же и точно в таком же стиле – обгоняя большую часть пелотона на круг и более. Если двукратный чемпион мира смотрел нынешнюю гонку, то наверняка порадовался за своего соотечественника, с ностальгией вспоминая себя самого пяти- или шестилетней давности.
Мог ли кто-то побороться с Великолепным Кими? Вряд ли. Вспомните прошлый Гран-при – уже тогда Райкконен легко опережал будущего победителя гонки Фернандо Алонсо, и лишь поломка трансмиссии не позволила финну доказать свое превосходство на практике. На этот раз McLaren не подвел, и Алонсо пришлось довольствоваться лишь вторым местом. Более того, это тоже надо считать определенным везением, и вот почему.
Во-первых, после первой серии пит-стопов Алонсо обошел его напарник по Renault Джанкарло Физикелла. Итальянец не очень хорошо квалифицировался, но его скорость была явно повыше, чем у лидера чемпионата, – тому доказательством служит новый гоночный рекорд трассы, установленный Джанкарло на последнем круге дистанции. Подвел же Физико повредившийся на 40-м круге передний спойлер – его замена заняла 36 драгоценных секунд и отбросила итальянца за пределы первой десятки. Оставшиеся 26 кругов Джанкарло героически выбирался из этого болота, но выше, чем на пятое место, претендовать уже не смог.
Другим пилотом, который запросто мог отобрать у Алонсо подиум, был Михаэль Шумахер. Как и в Имоле, немец квалифицировался крайне неудачно, и вновь его скорость резко возросла сразу после того, как соперники ушли на пит-стопы и освободили Михаэлю трек. Более того, на этот раз Шумми заехал в боксы почти на середине дистанции, что наводило на мысль о выбранной Ferrari тактике единственной дозаправки. Самое интересное, что тактика эта наверняка бы сработала – ведь после пит-стопа Шумахер вернулся в гонку четвертым! Но 12-ю кругами позже у «Красного Барона» все пошло наперекосяк. Сначала он совершил незапланированный пит-стоп, чтобы сменить пробитую заднюю левую покрышку. А буквально через круг у чемпионской Ferrari лопнула и передняя левая шина, после чего гонка для Шумахера закончилась.
И в огне не горит…
Был еще один гонщик, который теоретически мог бы претендовать на подиум, – это вернувшийся в строй после пятинедельного перерыва Хуан-Пабло Монтойя. Колумбиец явно соскучился по большим гонкам и потому развлекал публику по полной программе. Для начала Хуан-Пабло стартовал эффектнее всех, едва не вылетев с трассы прямо под стартовым светофором. Затем, после рестарта, спровоцированного двумя заглохшими Minardi, Монтойя вызвал восторг трибун (или разочарование – это уж у кого как), обогнав Михаэля Шумахера. Вскоре колумбиец вновь едва не вылетел с трассы, но блестяще поймал машину и даже не потерял при этом позиции. При всем этом скорость Хуана-Пабло была ненамного меньше, чем у лидировавшего Кими! К сожалению, неисправность заправочной машины вынудила Монтойю лишний раз посетить боксы, и это, естественно, лишило смысла все его подвиги…
И вот лишь благодаря таким событиям Алонсо порадовал местную торсиду, финишировав вторым. А третье место на подиуме занял великолепный Ярно Трулли – хотя и этого могло не быть! Еще на первом пит-стопе Toyota Ярно загорелась – чуть-чуть позже положенного закрылся клапан в шланге подачи топлива, и капли бензина попали на раскаленную поверхность болида. Но, к счастью, в этот момент Трулли уже включил первую передачу и рванулся с места; поток встречного воздуха моментально сбил пламя (разгон-то у болида «Ф-1» ого-го!), а нерастерявшиеся механики затушили остатки попавшего на асфальт топлива. Других неприятностей с Ярно не происходило, что и воплотилось в третий для Toyota подиум в нынешнем сезоне.
Перечитал я все написанное и вдруг подумал – а ведь тяжелая была гонка! Практически все участники испытывали различные трудности – помимо вышеперечисленных это были и оба Williams (Уэббер еще на старте проиграл свою вторую позицию, а затем и вовсе затерялся в середине пелотона; у Хайдфельда же особых шансов и не было, так как стартовал он из последнего ряда по причине заменены двигателя на его машине), и оба Sauber, и оба Jordan… Вот и получается, что без проблем прошли гонку лишь Райкконен, Алонсо и Ральф Шумахер, который, в отличие от Трулли, не горел, а уверенно, быстро и надежно ехал за очередными зачетными очками. Взгляните теперь на положение команд в Кубке конструкторов. Правда же, ничего удивительного, что первые три места там занимают как раз Renault, Toyota и McLaren?
Статистика | |
| |
Итоговые результаты Гран-при Испании |
|
Кубок конструкторов |
|
Чемпионат пилотов (десятка) |
|
P. S. Авторское тщеславие долго боролось с его же врожденной скромностью и в конце концов победило. Дело в том, что в Барселоне ваш покорный слуга отметил маленький юбилей – Гран-при Испании стал сотой гонкой «Формулы-1», которую ему довелось освещать на страницах «Автоцентра». Впереди – вторая сотня!