В то время, как в солнечной Одессе «Шахтер» с разгромным счетом 3:1 выигрывал у «Черноморца», досрочно обеспечивая себе таким образом звание чемпиона Украины, в Монреале над автодромом имени Жиля Вильнева сгущались тучи. И хотя дождь так и не пошел, ясности в чемпионате «Формулы-1» не прибавилось – скорее, совсем наоборот…
| | В то время, как в солнечной Одессе «Шахтер» с разгромным счетом 3:1 выигрывал у «Черноморца», досрочно обеспечивая себе таким образом звание чемпиона Украины, в Монреале над автодромом имени Жиля Вильнева сгущались тучи. И хотя дождь так и не пошел, ясности в чемпионате «Формулы-1» не прибавилось – скорее, совсем наоборот… |
Так уж получилось, что квалификацию Гран-при Канады, в отличие от самой гонки, автор «вживую» посмотреть не смог – в силу своего пребывания вдали от цивилизации, Интернета и спутникового телевидения. К счастью, мобильную связь никто не отменял, поэтому результаты субботней сессии мне и моим спутникам сообщили по телефону. Дополнительную интригу внесла знакомая, сначала по ошибке продиктовавшая стартовое поле Гран-при Канады… 2004 года. Впрочем, непривычное для нынешнего сезона доминирование Ferrari и BAR, равно как и слабые результаты Renault и Toyota быстро подсказали нам, что что-то не так. Но каково же было наше удивление, когда, разобравшись с путаницей, знакомая озвучила стартовую решетку образца 2005 года! Вновь доминирование Ferrari и BAR, вновь относительно слабые результаты Renault и Toyota… И на этот раз здесь не было никакой ошибки – и сенсационный поул Дженсона Баттона, и второе место Михаэля Шумахера стали для них лучшими квалификационными позициями в нынешнем сезоне.
Человек предполагает…
Когда шок прошел, мы стали осмысливать произошедшее. Очевидно, решили мы, и Ferrari, и BAR, вынужденные в срочном порядке догонять ушедших вперед конкурентов, радикально изменили свою тактику. Залив в баки минимум топлива, Шумахер и Баттон надеялись завоевать как можно более высокие места на стартовой решетке. Тогда, при условии удачного старта, они могли бы возглавить гонку и, воспользовавшись чистым треком, создать на первом, коротком отрезке дистанции хоть сколько-нибудь значительный отрыв от соперников. Недостатком этого метода, с нашей точки зрения, была необходимость в очень раннем первом пит-стопе; но Михаэлю с Дженсоном такая тактика, видимо, показалась привлекательной, и они рискнули.
Однако все планы разрушил отвратительный – другого слова и не подберу! – старт в исполнении обоих упомянутых пилотов. Словно сговорившись, Шумахер и Баттон с последними огнями светофора сместились в центр трассы, мешая друг другу; а по бокам в это время их синхронно «взяли в клещи» только того и ждавшие гонщики Renault. В итоге в первый поворот лидером вошел Физикелла; за ним Алонсо и лишь третьим – Баттон. Шумахера же, который, несмотря на все свои титулы, стартовать так и не научился, в течение нескольких секунд обогнали еще и оба пилота McLaren.
Тактику менять было поздно; и, заехав на запланированный ранний первый пит-стоп, Михаэль оказался 12-м. Катастрофа? Отнюдь! В тот момент, когда, казалось, для Шумми уже все было потеряно, в дело вмешалась Фортуна, любимчиком которой, надо признать, Михаэль был всегда и остается до сих пор.
«Стена Чемпионов» в действии
Первым гонку покинул Физикелла – перманентные технические проблемы (на этот раз с гидравликой) стали уже «фирменным почерком» Джанкарло. Не слишком ли много невезения выпадает на долю победителя Гран-при Австралии? И не странно ли, что номинально первого пилота Renault машина еще ни разу не подводила, тогда как второго она буквально отказывается везти?
Впрочем, на этот раз не подфартило и Алонсо; и винить кого-то, кроме себя, ему не следует. На 38-м круге испанец задел правой задней покрышкой главную достопримечательность канадской трассы – «Стену Чемпионов» (напомним, что данное прозвище обычная с виду стенка получила в 1999-м, когда о нее последовательно разбили машины три экс-чемпиона мира: Хилл, Вильнев и Шумахер). Повреждения оказались фатальными, и Фернандо впервые в сезоне не финишировал. Означает ли столкновение со «Стеной Чемпионов», что Алонсо теперь просто обязан завоевать титул? Не факт. И уж точно это не светит Нарайну Картикеяну, 14-ю кругами ранее «разложившему» свой Jordan в том же месте.
Но «Стена» не успокоилась и на этом, продолжая собирать с проезжавших мимо гоночных машин дань в виде карбона, резины и металла. Следующим, кто попал в ее сети, стал Дженсон Баттон – причем он разбил свой болид настолько основательно, что на трассу пришлось выпустить пейс-кар. И вот тут-то произошла, пожалуй, самая главная нелепость данного Гран-при.
Везет краснейшему?
В момент выхода на трассу машины безопасности в гонке лидировала пара McLaren – Монтойя и Райкконен. Мгновенно сориентировавшись в ситуации, «серебристые» зазвали на дозаправку сначала Кими, а затем и Хуана-Пабло. Но если для Райкконена все прошло благополучно, то Монтойя умудрился выехать с пит-лейн на красный сигнал светофора! Само по себе включение сигнала, запрещающего выезд из боксов на трассу, является событием крайне редким – вот Хуан-Пабло и не обратил на него внимание… Наказание было мгновенным и жестоким – стюарды сняли Монтойю с гонки, показав ему полагающийся в данной ситуации черный флаг. Чертовски обидный финал уик-энда, складывавшегося для колумбийца так удачно.
После всех этих перетасовок лидером стал, понятно, Райкконен; здесь с ним, в отличие от Гран-при Европы, ничего не случилось, и победа позволила финну разом сократить отрыв от лидера чемпионата на десять очков. Но – и пусть не обижаются поклонники McLaren – внимание зрителей на последних кругах гонки было приковано не столько к Кими, сколько к догнавшему его Михаэлю Шумахеру! Да-да, тактика семикратного чемпиона все же сработала – пусть и не без добровольных пожертвований со стороны соперников. Мало того, третье место на подиуме занял Баррикелло, из-за замены мотора стартовавший даже не последним, а хуже того – с пит-лейн. Естественно, его стратегия кардинально отличалась от шумахеровской; старт из боксов позволил Рубенсу залить топлива «под завязку» и пойти на два пит-стопа вместо трех у Михаэля. По ходу гонки, с учетом всех вышеперечисленных сходов, бразилец стал четвертым. А когда за восемь кругов до финиша из-за отказа тормозов досрочно закончил гонку Трулли, Ferrari впервые в сезоне получила возможность занять две ступеньки пьедестала почета.
Дважды сошедший
BAR же, изначально претендовавший на такой же (или примерно такой) результат, вновь остался ни с чем – сход Баттона мы уже упоминали, а Сато… О-о-о, Сато насмешил! Еще на 19-м круге у его машины отказала КПП, и японец благополучно зарулил в боксы. За 27 (!) минут механики сменили неисправный узел, после чего Такума… вновь сел в машину и вернулся в гонку! На что рассчитывал хитроумный «камикадзе»? Надеялся ли он на сходы соперников, которые могли бы позволить ему попасть в зачетную восьмерку с 24-круговым отставанием? Или просто тестировал машину в боевых условиях? Или же хотел, что наиболее вероятно, финишировать на любой позиции, лишь бы не стартовать первым в квалификации следующего Гран-при? Ответа на эти вопросы не будет, так как, проехав несколько кругов, Сато сошел с трассы еще раз – теперь уже окончательно…
Статистика |
Гран-при Канады, Монреаль, 11-12 июня 2005 года Проводится с 1967 года Дистанция 305,270 км (70 кругов по 4361 м) Победитель гонки: К. Райкконен (1:32.09,290 с, средняя скорость 198,754 км/ч) Поул-позишн: Д. Баттон (1.15,217 с) Быстрейший круг в гонке: К. Райкконен (1.14,384 с) Рекорд круга в гонке: Р. Баррикелло (1.13,622 с, 2004 год) |
|
|
| Кубок конструкторов |
Команда | Канада | Всего | 1 | Renault | 0 | 76 | 2 | McLaren | 10 | 63 | 3 | Williams | 4 | 47 | 4 | Toyota | 3 | 47 | 5 | Ferrari | 14 | 45 | 6 | Red Bull | 3 | 22 | 7 | Sauber | 5 | 12 | 8 | Jordan | 0 | 0 | 9 | BAR | 0 | 0 | 10 | Minardi | 0 | 0 |
|
| Чемпионат пилотов (десятка) |
Пилот | Канада | Всего | 1 | Фернандо Алонсо | 0 | 59 | 2 | Кими Райкконен | 10 | 37 | 3 | Ярно Трулли | 0 | 27 | 4 | Ник Хайдфельд | 0 | 25 | 5 | Михаэль Шумахер | 8 | 24 | 6 | Марк Уэббер | 4 | 22 | 7 | Рубенс Баррикелло | 6 | 21 | 8 | Ральф Шумахер | 3 | 20 | 9 | Джанкарло Физикелла | 0 | 17 | 10 | Дэвид Култхард | 2 | 17 |
|
| Итоговые результаты Гран-при Канады |
Поз. | Место на старте | Пилот | Машина | Круги | Время (ч:мин.с)/причина схода | 1 | 7 | Кими Райкконен | McLaren MP4-20 | 70 | 1:32.09,290 | 2 | 2 | Михаэль Шумахер | Ferrari F2005 | 70 | + 01,137 | 3 | 20 | Рубенс Баррикелло | Ferrari F2005 | 70 | + 40,483 | 4 | 11 | Фелипе Масса | Sauber C24 | 70 | + 55,139 | 5 | 14 | Марк Уэббер | Williams FW27 | 70 | + 55,779 | 6 | 10 | Ральф Шумахер | Toyota TF105 | 69 | + 1 круг | 7 | 12 | Дэвид Култхард | Red Bull RB1 | 69 | + 1 круг | 8 | 16 | Кристиан Клиен | Red Bull RB1 | 69 | + 1 круг | 9 | 8 | Жак Вильнев | Sauber C24 | 69 | + 1 круг | 10 | 18 | Тиаго Монтейро | Jordan EJ15 | 67 | + 3 круга | 11 | 15 | Кристиан Альберс | Minardi PS05 | 67 | + 3 круга | 12 | 9 | Ярно Трулли | Toyota TF105 | 62 | тормоза | 13 | 5 | Хуан-Пабло Монтойя | McLaren MP4-20 | 52 | дисквал. | 14 | 1 | Дженсон Баттон | BAR Honda 007 | 46 | вылет | 15 | 13 | Ник Хайдфельд | Williams FW27 | 43 | двигатель | 16 | 6 | Такума Сато | BAR Honda 007 | 40 | тормоза | 17 | 19 | Патрик Фризахер | Minardi PS05 | 39 | гидравлика | 18 | 3 | Фернандо Алонсо | Renault R25 | 38 | вылет | 19 | 4 | Джанкарло Физикелла | Renault R25 | 32 | гидравлика | 20 | 17 | Нарайн Картикеян | Jordan EJ15 | 24 | вылет |
|
Владимир Некрасов
Фото AFP и EPA|UPG