X

«Формула-1». Гран-при Китая: Китайские гастроли «Большого цирка»

Как и другой дебютант сезона-2004, Бахрейн, трасса в Шанхае отличается интересной конфигурацией с множеством мест, удобных для обгона. Но по сравнению с пресноватой гонкой в Бахрейне китайский Гран-при был весьма богат на эти самые обгоны…

Как и другой дебютант сезона-2004, Бахрейн, трасса в Шанхае отличается интересной конфигурацией с множеством мест, удобных для обгона. Но по сравнению с пресноватой гонкой в Бахрейне китайский Гран-при был весьма богат на эти самые обгоны…

Как и другой дебютант сезона-2004, Бахрейн, трасса в Шанхае отличается интересной конфигурацией с множеством мест, удобных для обгона. Но по сравнению с пресноватой гонкой в Бахрейне китайский Гран-при был весьма богат на эти самые обгоны…

Прежде, чем перейти к описанию самого Гран-при, несколько слов о событии, которое, несомненно, крайне огорчило всех настоящих поклонников «Ф-1». Компания Ford объявила о завершении своей формульной программы. Как пояснил глава PPD (Premier Performance Division – спортивного подразделения Ford) Ричард Перри-Джонс, брэнд уровня Jaguar не может просто участвовать в «Формуле-1» – он должен побеждать. Для побед же команде не хватает не столько опыта и организованности, сколько бюджета; однако руководство компании сочло дальнейшие вложения неэффективными и бессмысленными. Теперь же гоночная команда Jaguar и все ее имущество выставлены на продажу; в числе наиболее вероятных покупателей называют команду «Формулы-3000» Arden и торговую марку Red Bull, сейчас выступающую персональным спонсором пилота Jaguar Кристиана Клиена.

Решение Ford, как это ни печально, может иметь далеко идущие последствия. Во-первых, основополагающий документ «Ф-1», так называемый Договор Согласия, предусматривает участие в каждой гонке минимум двадцати машин. Таким образом, если Jaguar не найдет правопреемника, командам придется выставлять на гонки по три болида, что могут позволить себе далеко не все. Опять же, кому охота видеть трех гонщиков Ferrari на подиуме? То есть вариант не очень привлекательный…

Во-вторых, Ford (или, точнее, его подразделение Cosworth) поставляет двигатели для команд Jordan и Minardi; более того, у последней есть даже контракт на будущий год. Как признался все тот же Перри-Джонс, отказываться от своих обязательств Cosworth не намерен, однако цена моторов изменится (понятно, в какую сторону). Что в данной ситуации предпримут команды-аутсайдеры, остается загадкой – возможно, пока что и для них самих…

Соображали на троих

Ну а пока китайская гонка лишь подтвердила правоту Перри-Джонса – бороться за победы (или подиумы) Jaguar по-прежнему не может. Зато в который раз это оказалось по силам не только Ferrari, но и McLaren, B.A.R. и Renault. И если Култхард, Сато и вернувшийся в гонки Вильнев вели борьбу за позиции в середине пелотона, то их напарники сражались за главные трофеи. Впрочем, Фернандо Алонсо это касается в меньшей степени – очередной прекрасный старт испанского пилота не принес ему существенных дивидендов; финишировал он лишь четвертым. А вот троица Баррикелло – Райкконен – Баттон заставила друг друга попотеть.

На первый пит-стоп все трое отправились практически одновременно (12 – 14-й круги), после чего показалось, что и тактику они выбрали одинаковую. Райкконен висел на хвосте у Баррикелло, не обозначая при этом никакого желания атаковать. Это могло означать лишь то, что McLaren рассчитывает обойти соперника за счет какой-то хитрой стратегии. И действительно, на вторую дозаправку (27-й круг) Кими уходит первым; ему заливают очень мало топлива, что говорит о желании поддерживать как можно более высокую скорость на трассе. Двумя кругами позже в боксы заезжает Рубенс; его заправляют практически так же – значит, и в Ferrari решили вести гонку агрессивно. В то же время Дженсон оказывается лидером гонки и в боксы отправляется лишь на 35-м круге, то есть шестью кругами позже Баррикелло. Становится очевидным – B.A.R. выбрал стратегию двух пит-стопов, и она запросто может привести Дженса к первой победе в карьере; ведь ему, в отличие от Кими и Рубенса, дозаправки больше не нужны. Однако на самом деле все оказалось интереснее…

Восточные хитрости

На 36-м круге, сразу за Баттоном, Райкконен в третий раз посещает боксы и вновь получает малое количество топлива. Ждем того же и от Баррикелло? А вот и нет! Ferrari опять перехитрила всех, причем на этот раз совершенно уникальным способом – на этом нужно остановиться подробнее.

Во время пит-стопов легко понять, сколько бензина заливают в баки машины (время заправки и скорость подачи топлива известны; дальше следует элементарное умножение). После этого опять же нетрудно предположить, на сколько кругов его хватит – расход машин «Ф-1» тоже, в общем-то, секретом не является. Так, в Китае он составил чуть меньше 4-х литров на круг, то есть порядка 0,73 л на километр. Таким образом, команды получают представление о том, что собираются делать их конкуренты, и реагируют на это сообразно своим понятиям о логике.

Так вот, заправляя машину Баррикелло, Ferrari каждый раз делала вид, что льет бензина немного, буквально на 15 – 17 кругов. И это действительно было так – только заливали это топливо не в пустые баки! Иными словами, у Ferrari все время был какой-то запас горючего, который позволял Рубенсу корректировать тактику в зависимости от хода гонки.

Именно этот запас и позволил Баррикелло не ехать в боксы одновременно с Райкконеном, а продержаться на трассе еще шесть кругов. На постепенно пустеющей машине бразилец легко создал отрыв, которого ему хватило, чтобы съездить на дозаправку на 42-м круге, плеснуть чуть-чуть бензина и вернуться в гонку лидером. Райкконен же все время думал, что имеет на борту столько же топлива, сколько и Баррикелло, и подобное коварство со стороны «красных» стало для него полной неожиданностью. Более того, финн уступил и Баттону с его двумя пит-стопами, и финишировал в итоге лишь третьим.

А кто второй?

Как же обгоны, с которых мы начали этот рассказ? О, их было предостаточно, но, как водится, большинство из них происходило в нижней части пелотона. Пожалуй, наиболее запоминающимися были эпизоды с участием Вильнева – Жаку пришлось побороться и с Монтойей, и с Михаэлем Шумахером. Особенно порадовала последняя дуэль: за 12-ю позицию сражались два чемпиона мира!

Итак, почти все точки над всеми «i» расставлены. Победа Баррикелло (которую он, кстати, отмечал какими-то странными телодвижениями, напоминающими, простите, скорее конвульсии, чем восторг) окончательно закрепила за ним титул вице-чемпиона нынешнего сезона. Осталось лишь выяснить, кто займет второе место в Кубке конструкторов – B.A.R. или Renault? Именно за этой схваткой мы и будем следить в Японии и Бразилии.

Финишировали

1. Р. Баррикелло Ferrari 1:29.12,420 с. 2. Д. Баттон B.A.R. + 01,035 с. 3. К. Райкконен McLaren + 01,469 с. 4. Ф. Алонсо Renault + 32,510 с. 5. Х.-П. Монтойя Williams + 45,193 с. 6. Т. Сато B.A.R. + 54,791 с. 7. Д. Физикелла Sauber + 65,463 с. 8. Ф. Масса Sauber + 80,080 с. 9. Д. Култхард McLaren + 80,619 с. 10. М. Уэббер Jaguar + 1 кр. 11. Ж. Вильнев Renault + 1 кр. 12. М. Шумахер Ferrari + 1 кр. 13. Н. Хайдфельд Jordan + 1 кр. 14. О. Панис Toyota + 1 кр. 15. Т. Глок Jordan + 1 кр. 16. З. Баумгартнер Minardi + 3 кр.

Не финишировали

17. Д. Бруни Minardi 38-й кр., колесо. 18. Р. Шумахер Williams 37-й кр., столкновение. 19. Р. Зонта Toyota 35-й кр., КПП. 20. К. Клиен Jaguar 11-й кр., столкновение

 Статистика

Гран-при Китая. Шанхай. 24 – 26 сентября 2004 года
Проводится впервые
Дистанция 305,066 км (56 кругов по 5451 м)
Поул-позишн: Р. Баррикелло (1.34,012 с)
Быстрейший круг в гонке: М. Шумахер (1.32,238 с)
Победитель гонки: Р. Баррикелло (1:29.12,420 с, средняя скорость 205,185 км/ч)

Стартовое поле

1. Р. Баррикелло. 2. К. Райкконен. 3. Д. Баттон. 4. Ф. Масса. 5. Р. Шумахер. 6. Ф. Алонсо. 7. Д. Физикелла. 8. О. Панис. 9. Д. Култхард. 10. Х.-П. Монтойя. 11. М. Уэббер. 12. Ж. Вильнев. 13. Р. Зонта. 14. Н. Хайдфельд. 15. К. Клиен. 16. Т. Глок. 17. Д. Бруни. 18. Т. Сато. 19. З. Баумгартнер. 20. М. Шумахер.

Личный зачет

1. М. Шумахер, 136 очков. 2. Р. Баррикелло, 108. 3. Д. Баттон, 79. 4. Ф. Алонсо, 50. 5. Я. Трулли, 46. 6. Х.-П. Монтойя, 46. 7. К. Райкконен, 34. 8. Т. Сато, 26. 9. Д. Култхард, 24. 10. Д. Физикелла, 21. 11. Р. Шумахер, 12. 12. Ф. Масса, 11. 13. М. Уэббер, 7. 14. О. Панис, 6. 15. А. Пиццониа, 6. 16. К. Клиен, 3. 17. К. да Матта, 3. 18. Н. Хайдфельд, 3. 19. Т. Глок, 2. 20. З. Баумгартнер, 1.

Кубок конструкторов

1. Ferrari, 244 очка. 2. B.A.R., 105. 3. Renault, 96. 4. Williams, 64. 5. McLaren, 58. 6. Sauber, 32. 7. Jaguar, 10. 8. Toyota, 9. 9. Jordan, 5. 10. Minardi, 1.

 Прикол гонки

Он ошибся в квалификации, вылетел с трассы и был вынужден стартовать из боксов. На 15-м круге в борьбе за 10-ю позицию он опять ошибся и вылетел; затем проколол колесо; в итоге даже тактика двух пит-стопов не позволила ему финишировать выше, чем на 12-м месте. Кто же это? Джанмария Бруни? Тимо Глок? Нет, это «семизвездочный» Михаэль Шумахер! Впервые за долгие годы Шумми вспомнил, что гонка «Формулы-1» – это не только поул-позишн и лидирование со старта до финиша, а еще и борьба, обгоны, неудачи и проблемы. Впрочем, возможно, что для давно решившего все свои задачи в чемпионате Михаэля этот Гран-при был лишь необычным развлечением…

Владимир Некрасов
Фото AFP и Jordan