X

«Формула-1». Гран-при Малайзии: Вот это гонки!

Неоднократно во время Гран-при Малайзии я ловил себя на мысли – а какой на дворе год? 2005-й, 1995-й, а может, 1965-й? Столько обгонов, столько настоящей, контактной, а не тактической борьбы в одной гонке не доводилось видеть уже очень давно. Неужели «золотой век» «Формулы-1» возвращается?

Неоднократно во время Гран-при Малайзии я ловил себя на мысли – а какой на дворе год? 2005-й, 1995-й, а может, 1965-й? Столько обгонов, столько настоящей, контактной, а не тактической борьбы в одной гонке не доводилось видеть уже очень давно. Неужели «золотой век» «Формулы-1» возвращается?

Неоднократно во время Гран-при Малайзии я ловил себя на мысли – а какой на дворе год? 2005-й, 1995-й, а может, 1965-й? Столько обгонов, столько настоящей, контактной, а не тактической борьбы в одной гонке не доводилось видеть уже очень давно. Неужели «золотой век» «Формулы-1» возвращается?

Но для начала – о событии, тесно связанном с предыдущей гонкой. Как оказалось, далеко не все адекватно отреагировали на решение команды BAR снять свои машины с Гран-при Австралии за круг до его окончания. Формально этот ход позволял считать болиды Дженсона Баттона и Такумы Сато нефинишировавшими, а значит, на них допускалась замена двигателя (пилоты же, увидевшие клетчатый флаг, менять моторы согласно новому регламенту права не имели). Однако FIA достаточно недвусмысленно дала понять не только BAR, но и всем, кто вознамерился бы последовать ее примеру, что допускать «тактические» сходы с дистанции в дальнейшем не собирается. И хотя о каких-то конкретных мерах по отношению к хитрецам ничего сказано не было, все команды поверили федерации на слово – уж у этой-то структуры методы воздействия на непокорных найдутся…

Ну а BAR свое наказание все же получила – правда, FIA здесь абсолютно ни при чем. Честно говоря, тут вообще мистика какая-то… Вот посудите сами – в отличие от большинства конкурентов, на машинах «барменов» перед стартом Гран-при Малайзии были установлены новые двигатели. И надо же такому случиться, что оба они сгорели буквально на втором круге дистанции! Баттон и заменявший приболевшего Сато Энтони Дэвидсон сошли практически одновременно, и теперь BAR остается единственной командой, чьи пилоты еще ни разу не финишировали…

Разные судьбы

От неудачников плавно перейдем к лидерам. По сумме двух квалификационных сессий поул-позишн опять досталась пилоту Renault – только в этот раз им стал не Физикелла, а Алонсо. Вновь подтвердил свою репутацию великолепного «квалифайера» Ярно Трулли, занявший второе место; Физико оказался лишь третьим. Так они стартовали, так они и вошли в первый поворот. Забегая вперед, скажем, что Фернандо и Ярно точно так же провели всю остальную гонку, не подпуская никого на дистанцию атаки и не сражаясь друг с другом. Вероятнее всего, оба были довольны ходом событий – Алонсо, благодаря победе, становился единоличным лидером чемпионата; Трулли вез Toyota первый в ее истории подиум. Поскольку на этот раз стратегия дозаправок у них была практически одинаковой, то и на финише оба оказались рядом.

Другое дело Физикелла. До первого пит-стопа триумфатор Мельбурна преследовал Алонсо и Трулли, без проблем поддерживая их скорость. Однако после дозаправки что-то пошло не так. То ли покрышки на пятидесятиградусном асфальте начали изнашиваться слишком сильно, то ли небольшие изменения в настройках, внесенные на пит-стопе, оказались лишними… Так или иначе, Джанкарло начал терять скорость, и вскоре к нему подобралась тройка преследователей: пара пилотов Williams – Уэббер и Хайдфельд, а также зажатый между ними, как в сэндвиче, Ральф Шумахер на Toyota.

Примерно в то же время на расстоянии нескольких поворотов за этой группой следовала другая, состоящая из Рубенса Баррикелло и наступавших ему на пятки пилотов Red Bull Култхарда и Клиена. И лишь за ними плелся Михаэль Шумахер, результаты которого пока абсолютно не соответствуют его статусу; семикратного же чемпиона время от времени пытался атаковать (!) Фелипе Масса (!!) на Sauber (!!!). Такой была диспозиция перед тем, как на 29-м круге дистанции началось самое интересное…

Защищайтесь, сударь!

Первым не выдержал Ральф Шумахер. Устав наблюдать за тем, как Уэббер не решается «напасть» на Физикеллу, немец сам ринулся в атаку на австралийца. Рассчитывая обойти соперника в последнем, 180-градусном повороте, Ральф слишком поздно начал торможение, заблокировал колеса и едва не врезался в машину Марка. Естественно, подобное прохождение поворота освободило траекторию следовавшему сзади Хайдфельду, который разом обогнал сражающуюся парочку! Впрочем, сдаваться без боя не думали ни Ральф, ни Марк – и красивейшая борьба трех машин буквально «бок-о-бок» продолжалась в семи или даже восьми поворотах! В который раз хочется поблагодарить немецкого архитектора Германа Тильке за столь широкую, изобилующую поворотами и благосклонную к обгонам трассу…

В итоге Шумми-младший, вместо того, чтобы выиграть позицию, одно место проиграл, сместившись за спину Хайдфельда. Но не успела ситуация стабилизироваться здесь, как разгорелась борьба в группе Баррикелло – Култхард – Клиен. Буквально за два круга оба «редбулловца» обогнали вице-чемпиона прошлого года, моментально уходя от него, как от стоячего. Раздосадованный Баррикелло отправился на пит-стоп, весьма значительно поменял настройки переднего антикрыла, вернулся на трассу, полный решимости атаковать, но до финиша все же не дотянул из-за технических проблем.

Прошло еще пару минут, болельщики отдышались. А затем Марк Уэббер вновь догнал оторвавшегося было Физикеллу и, ничтоже сумняшеся, решил обогнать его там же, где несколькими кругами ранее с ним самим это пробовал сделать Ральф Шумахер. Вот только для атаки Марк выбрал не внутреннюю, а внешнюю траекторию. Такой обгон – по внешнему радиусу с перекрещиванием траекторий в 180-градусной шпильке – дело очень сложное, для которого требуется немалое умение и везение. Уэбберу же чего-то из вышеперечисленного не хватило – и если ко входу в поворот он подошел первым, то на апексе впереди опять был Физикелла. Уступать не собирался никто, а, следовательно, обоюдный финиш в гравийной ловушке стал для забияк самым логичным результатом.

Когда проснется Ferrari?

Это столкновение открыло дорогу на подиум второму пилоту Williams Нику Хайдфельду – напомним, что это лишь второй пьедестал почета в его карьере (на первый он поднялся еще в 2001-м году, выступая за Sauber в Гран-при Бразилии). Искренне радует то, что подобное развитие событий «Автоцентр» предвидел еще в ноябре прошлого года, предрекая «Быстрому Нику» успех в случае его попадания в кокпит Williams. А вот очередной двойной финиш Red Bull вновь стал для нас приятной неожиданностью – ведь после двух Гран-при команда уже набрала больше очков, чем ее предшественница Jaguar за весь прошлый сезон!

Две машины привела в очковую зону и Toyota. А вот McLaren вновь не оправдал надежд – Монтойя провел гонку как-то непривычно тихо, не участвовал в авариях и столкновениях и финишировал четвертым лишь благодаря сходам впереди идущих. Райкконену же повезло еще меньше – пробитая покрышка (точнее, ее замена) и вовсе отбросила его за пределы зачетной восьмерки.

Но это еще цветочки – лишь седьмым, за счет оттянутого пит-стопа с трудом обогнав Кристиана Клиена, финишировал действующий чемпион мира! Если дождь и последующее столкновение с Хайдфельдом в какой-то мере оправдывали неудачное выступление Шумахера в Австралии, то на этот раз никаких «отмазок» не было. Прошлогодняя, хоть и модернизированная Ferrari действительно объективно проигрывает большинству конкурентов; и чем скорее на трассах появится ее преемница, тем лучше для Михаэля и Рубенса.

 Статистика

Гран-при Малайзии, «Сепанг», 19-20 марта 2005 года
Проводится с 1999 года
Дистанция 310,408 км (56 кругов по 5543 м)
Победитель гонки: Ф. Алонсо (1:31.33,736 с, средняя скорость 203,407 км/ч)
Поул-позишн: Ф. Алонсо (3.07,672 с)
Быстрейший круг в гонке: К. Райкконен (1.35,483 с)
Рекорд круга в гонке: Х.-П. Монтойя (1.34,223 с, 2004 год)

 Итоговые результаты Гран-при Малайзии
Поз.Место на стартеПилотМашина КругиВремя (ч:мин.с)/причина схода
11Фернандо АлонсоRenault R25561:31.33,736
22Ярно ТруллиToyota TF10556+ 24,327
310Ник ХайдфельдWilliams FW2756+ 32,188
411Хуан-Пабло МонтойяMcLaren MP4-2056+ 41,631
55Ральф ШумахерToyota TF10556+ 51,854
68Дэвид КултхардRed Bull RB156+ 72,543
713Михаэль ШумахерFerrari F2004M56+ 79,988
87Кристиан КлиенRed Bull RB156+ 80,835
96Кими РайкконенMcLaren MP4-2056+ 81,580
1014Фелипе МассаSauber C2455+ 1 круг
1117Нарайн КартикеянJordan EJ1554+ 2 круга
1218Тиаго МонтейроJordan EJ1553+ 3 круга
1320Кристиан АльберсMinardi PS04M52+ 4 круга
1412Рубенс БаррикеллоFerrari F2004M49Сход
153Джанкарло ФизикеллаRenault R2536Столкновение
164Марк УэбберWilliams FW2736Столкновение
1716Жак ВильневSauber C2426Вылет
189Дженсон БаттонBAR Honda 0072Двигатель
1915Энтони ДэвидсонBAR Honda 0072Двигатель
2019Патрик ФризахерMinardi PS04M2Разворот

 Кубок конструкторов
1Команда I*IIВсего
Renault161026
2Toyota01212
3Red Bull7411
4Ferrari8210
5Williams4 610
6McLaren459
7Sauber000
8Jordan000
9BAR000
10Minardi000
* Этапы: I – Австралия, II – Малайзия

 Чемпионат пилотов (десятка)
1ПилотI*IIВсего
Фернандо Алонсо61016
2Джанкарло Физикелла10010
3Ярно Трулли088
4Рубенс Баррикелло808
5Хуан-Пабло Монтойя358
6Дэвид Култхард538
7Ник Хайдфельд066
8Ральф Шумахер044
9Марк Уэббер404
10Кристиан Клиен213
* Этапы: I – Австралия, II – Малайзия

Владимир Некрасов
Фото AFP, EPA | UPG, Renault, Toyota